Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Цикл создания, оказания и потребления услуг, например, в гостинице, непосредственно связан с двумя факторами: техническими (материально-техническая база "гостиницы - помещения, оборудование и т.д.) и человеческими (персонал и клиенты гостиницы). Поэтому руководителю предприятия отрасли гостеприимства в процессе принятия управленческих решений необходимо учитывать оба этих фактора, а также обеспечивать и поддерживать постоянное равновесие между ними, т.к. одно без другого не способно произвести то, что называется гостиничным продуктом.
Туристские услуги не являются материальными. Это значит, что их нельзя увидеть, попробовать, оценить и т.д. даже в момент совершения покупки. Это становится возможным лишь в начале процесса потребления самой услуги. Поэтому человек, решивший воспользоваться услугами того или иного отеля, испытывает определенное беспокойство в отношении качества обслуживания ещё до начала потребления.
В материальном производстве существует разрыв между производством товара и его потреблением, и, следовательно, имеется возможность осуществлять контроль над процессом производства и качеством товара до процесса потребления, то в сфере услуг такой возможности нет. Качество услуг, поэтому, может быть непостоянным и зависит от многих факторов, но главным образом от того, кто оказывает услугу в данный момент. И, наконец, услуги нельзя складировать или хранить ввиду их нематериальности. Это, в свою очередь, требует тщательного изучения рынка, прогнозирования спроса на услуги и управление предложением услуг.
Все вышесказанное, убеждает, что управление в сфере туризма существенно отличается от подобных процессов, в материальном производстве. Более того, необходимость учета всех особенностей продукции неизбежно накладывает отпечаток на организацию управления предприятиями сферы услуг.
Производственный процесс создания и реализации товарной продукции (услуг, работ, материальных благ) включает в себя все виды исполнительских работ, в том числе – основных, вспомогательных и обеспечивающих), выполняемых в организации и связанных с формированием продукта и потреблением его во внешней среде.
Применительно к деятельности фирмы туроператора производственный процесс состоит из трех частей: 1) разработка содержания туристской комплексной услуги (турпродукта) и подготовка её производства, 2) продвижение турпродукта к потребителю и его продажа, 3) обслуживание туристов и контроль качества обслуживания.
Центральная составляющая (ядро) производственного процесса – это технологические процессы получения из внешней среды исходных предметов труда, их преобразование в турпродукт во внутренней среде организации, продвижение и стимулирование продаж турпродукта, обслуживание туристов при потреблении турпродукта. Другими составляющими производственного процесса являются обеспечивающие процессы, которые непосредственно не связаны с преобразованием и потреблением предмета труда, но являются необходимыми для эффективного выполнения технологических процессов.
Схема последовательности выполнения основных элементов технологий туроператора представлена на рис. 12.1, где:
1 – предпроектные маркетинговые исследования туристского рынка с целью получении исходных данных для разработки туруслуги, в том числе сведений о потребностях потенциальных туристов на туры и объеме спроса;
2 – краткое описание туруслуги выполняется на основании данных маркетинговых исследований; на этом этапе формируется набор требований потенциальных потребителей туруслуги, которые может выполнить турфирма с учетом её возможностей; документация, детализирующая требования к туруслуге, должна включать [7]: описание процессов, форм и методов обслуживания туристов, значения характеристик процесса обслуживания туристов, требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования, необходимое количество и квалификация используемого персонала, договорное обеспечение комплектующих услуг, гарантии, необходимые согласования с поставщиками услуг, органами санитарно-эпидемиологического надзора и др. контактными аудиториями;
3 – разработка
содержания процесса
4 и 5 – этапы
проектирования туруслуги
6 – экспедиционное
обследование маршрута
7 – анализ
проектируемой туруслуги
8 – на основании результатов работ 4-7 вносятся изменения в технологические документы.
9, 10, 11 и 12 – элементы, в результате выполнения которых определяются: методы контроля качества предоставляемых услуг, методы продвижения турпродукта к потребителю и виды рекламной продукции, методы продажи турпродукта и документального оформления расчетов с клиентами, себестоимость турпродукта и его продажная цена.
13 – процесс продажи турпродукта
без привлечения и с
14 – завершающий
этап технологии – процесс
обслуживания туристов на
В зависимости от содержания комплексной туруслуги для конкретных условий работы турфирмы технологическая схема может иметь другие этапы и их связи.
Несколько условно и выделение этапов технологий. Например процесс обслуживания это не только этап 14 на схеме (рис. 12.1). Обслуживание включает более широкий спектр действий.
- прием клиента и становление контакта с ним;
- установление мотивации клиента по выбору турпродукта;
- предложение
туров с учетом мотиваций
- оформление правоотношений и расчет с клиентом;
- информационное обеспечение клиента;
- при потреблении
турпродукта поддерживается
- выяснение
мнения клиента после
Перечисленные составляющие обслуживания иллюстрируют то, что человеческий фактор (персонал турфирмы) является одним из значимых.
Специальные функции управления турфирой представлены в табл. 12.2
Таблица 12.2.
Специальные и конкретные функции управления турфирмой.
№ п/п |
Функции управления |
Цели |
1. |
Управление стратегией развития |
|
2. |
Управление маркетингом |
|
3. |
Управление организационными процедурами по реализации стратегий |
|
4. |
Управление подготовкой производства услуг |
|
5. |
Управление продвижением турпродукта к потребителю |
|
6. |
Управление процессами потребления услуг |
|
7. |
Управление персоналом |
|
8. |
Управление экономическим развитием |
|
9. |
Управление финансами и учетами |
|
10. |
Управление трудом и заработной платой |
|
11. |
Управление нематериальными, материально-техническими ресурсами и средствами производства |
|
12. |
Управление инновационными проектами |
|
13.1 Сущность и структура внутрифирменного планирования.
13.2 Стратегическое и текущее планирование.
13.3 Бизнесс-планирование.
Внутрифирменное планирование как функция управления заключается в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства на основе спроса рынка и с учетом материальных источников обеспечения этого развития. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; мобилизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
План является руководством к действию, исполнению. Подчеркнем, что процесс планирования непрерывен, только тогда он наиболее эффективен. При изменении реальных обстоятельств в ходе реализации план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях перспективное, стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке текущих, годовых и календарных планов участвуют все его службы.
Функция планирования предполагает осуществление в организации следующих действий;
– формирование миссии и предназначения организации на основе изучения внешней среды;
– установление целей исходя из требований рынка и возможностей внутренней среды организации;
– определение стратегий развития или выживаемости фирмыс учетом состояния и возможных изменений внешней и внутренней среды и установленных целей;
– разработка политики и процедур для реализации разработанных стратегий членами организации;
– разработка текущих планов распределения и выполнения работ в подразделениях организации и определение конкретных исполнителей и сроков выполнения работ, текущие планы ориентированны на обеспечение неприрывного поступления прибыли в организацию;
– разработка планов обеспечения подразделений организации ресурсами для реализации работ.
Функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и текущем.
На рис. 13.1 показана связь между стратегическим, текущим и оперативным планированием. В реальности результаты маркетингового исследования постоянно обновляются и используются не только на этапе стратегического планирования, но и на других этапах планирования. Другой особенностью показанной структуры является постоянная связь этапов планирования с финансовыми возможностями предприятия и с его ресурсным обеспечением. Постоянное согласование разрабатываемых планов с наличием ресурсов делает эти планы более надежными. Особенно это важно на последней стадии текущего планирования производства, что является гарантом успешного выполнения планов. И последнее, что требует пояснения, – на схеме между стратегическим и текущим планированием показан этап «Построение организации (организационная структура, производственные мощности и др.)». Реально новое предприятие организационно оформляется одновременно с уточнением целей своего развития и составлением стратегических планов.
Классификация основных видов планов представлена в табл. 13.1
Таблица 13.1
Классификация основных видов планов
Признак классифи- |
Виды планов |
Область применения | |
По назначению и времени действия |
Перспективные, стратегические |
Определяют стратегию развития фирмы, разрабатываются на срок до 10-15 лет, периодически корректируются | |
| Среднесрочные |
Формируются на основе стратегических планов на срок до 5 лет, основные планы для предприятий с длительным циклом производства | |
| Текущие |
Разрабатываются детально на год, являются руководством практической деятельности фирмы и каждого ее подразделения | |
По виду хозяйственной деятельности |
План технической подготовки производства |
Планы НИОКР |
Планирование создания новой продукции |
| Планы технологической подготовки |
Планирование приобретения и разработки новых технологических процессов | |
| План развития материально-технической базы и капитального строительства |
Планирование ввода новых мощностей, реконструкции предприятия и строительства новых помещений | |
| Финансовый план |
Планирование поступлений финансовых средств и их распределения | |
| План производства |
Планирование выпуска продукции и оказания услуг | |
| План маркетинга |
План материально-технического снабжения |
Планирование исследования рынка материалов, сырья и полуфабрикатов и организации их покупки |
| План сбыта |
Планирование исследования рынка производимых товаров, планирование продвижения товаров на рынок, их рекламы и продажи | |
По уровню управления |
Планы корпораций |
Планирование деятельности корпорации и координация планов работы, входящих в нее предприятий | |
| Планы предприятий |
Планирование деятельности
предприятия и координация | |
| Планы филиалов предприятий |
Планирование деятельности
филиала предприятия и координа подразделений | |
| Планы подразделений |
Планирование деятельности подразделений | |
По функциональному назначению |
Бизнес-планы |
Планирование выполнения
новой программы или проекта,
где указаны возможности | |
| Сетевое планирование и управление |
Планирование и координация сложных комплексов работ, оптимизация планов и управление деятельностью на основе сетевых моделей | |
| Календарные планы |
Конкретное планирование работ исполнителей на определенное время |