Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Существуют несколько систем классификаций стилей руководства.
По классификации К. Левина7 стиль может быть автократичным (авторитарным) – это одна крайность и либеральным – другая крайность – или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Рис.10.1 показывает авторитарный – либеральный континуум.
Рис. 10.1. Континуум стилей.
Авторитарный стиль руководства. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Макрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»:
2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить
людей трудиться, необходимо
На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.
Демократический стиль руководства. Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Д. Макгрегор назвал их теорией «Y»:
1. Труд - процесс
естественный. Если условия благоприятные,
люди не только примут на
себя ответственность, они
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение
является функцией
4. Способность
к творческому решению проблем
встречается часто, а
Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.
Либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от мелочного постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий.
Либеральный стиль руководства характеризуется, прежде всего, социально-экономическими методами. Он наиболее предпочтителен в сфере производства и утвердился во многих отраслях народного хозяйства. По результатам социологических исследований, он наблюдается примерно у 63% опрошенных руководителей в сфере производства.
Социальная роль «начальника-либерала» на заводе, фабрике, ферме - роль управителя, менеджера. В его руках сосредоточена экспертная власть. Участие сотрудников в принятии решений носит совещательный характер. Принятое решение он доводит до исполнителей, в том числе, в форме просьбы. При этом начальник рассчитывает на инициативу своих подчиненных. Характер его отношений с ними мягкий и достаточно открытый. Такой руководитель общается с сотрудниками часто как по своей, так и по их инициативе. Соблюдения трудовой дисциплины либерал требует достаточно формально. Главное для него - точное выполнение заданий, хорошие производственные показатели. Морально воздействуя на подчиненных, наказывать он не любит, зато старается использовать различные способы поощрения.
Либеральный стиль
руководства — за счет высокой
технологичности и
Лидерство и управление (менеджмент) разные понятия. Под лидерством понимают особое управленческое взаимодействие с подчиненными, основанное на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти.
Различие между
менеджером-лидером и
Таблица 10.1
Отличие менеджера-администратора от менеджера-лидера
Менеджер-администратор |
Менеджер-лидер |
Администратор Имеет исполнителей (подчиненных) Поручает Работает по целям других План - основа действий Полагается на систему Использует доводы Профессионален Делает дело правильно Уважаем |
Инноватор Имеет последователей Вдохновляет Работает по своим целям Собственное видение — основа действий Полагается на людей Использует эмоции Энтузиаст Делает правильное дело Обожаем |
На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов управленцев. Замечено, что значительная часть менеджеров обладает лидерскими качествами, а обратный вариант встречается реже.
11.1 Организационная структура управления: понятие, элементы и связи, уровни управления.
11.2 Типовые организационные структуры: линейные, функциональные, матричные, дивизиональные.
11.3 Организационные структуры управления в туризме.
Разделение труда в организации, в том числе и управленческого труда ведет к появлению обособленных элементов (частей организации). Совокупность элементов (частей) организации, устойчивых связей между частями и направленность их взаимодействия образуют структуру предприятия (организации). Различают производственную структуру организации и организационную структуру управления (ОСУ). Ниже мы рассмотрим типовые организационные структуры управления.
Элементами
организационной структуры
Различают три основных иерархических уровня элементов системы управления:
- низовой уровень (первый), характерен тем, что менеджеры этого уровня имеют в своем подчинении только исполнителей и осуществляют оперативное управление подчиненными; по своим функциям менеджеры низового уровня относятся к линейным менеджерам (супервайзерам);
- средний уровень (или несколько средних уровней) заполняют менеджеры, имеющие в своем подчинении персонал различных категорий, в том числе руководителей низового уровня, специалистов и технических работников; менеджеры среднего уровня занимаются тактическим (текущим управлением), в том числе среднесрочным планированием работ производственных и функциональных подразделений; по содержанию выполняемых функций менеджеры средних уровней могут быть координирующими, функциональными или тематическими.
- высший уровень руководства фирмой это директорский корпус фирмы, заместители руководителей, главные специалисты – руководители; содержание управленческих функций менеджеров высшего уровня связано со стратегическим планированием и управлением, а также с общим управлением фирмой.
Связи между элементами системы управления осуществляются через каналы коммуникаций и понимаются как выражение отношений, а не какие-либо действия. Различают следующие типы связей: вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные, формальные и неформальные, прямые и косвенные.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ соединяют иерархические уровни управления. В рамках вертикальных связей решаются проблемы подчиненности, власти и влияния. Чем крупнее организация тем больше количество вертикальных связей. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчеткой информации.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – это связи между двумя и более равными по положению в иерархии частями или членами организации. Главное назначение этих связей – способствовать наиболее эффективному решению возникающих между ними проблем и координированию работ.
ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ – это отношения в которых вышестоящий начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными в форме приказа, распоряжения, команды.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – имеют совещательную природу и реализуются в форме рекомендаций. Посредством этих связей обеспечивается информационная координация работ. Функциональные связи следует отличать от функциональных прав, которые наделяют отделы или индивидов властными полномочиями как результаты специфики работы.
ПРЯМЫЕ СВЯЗИ
– связи без посредников
КОСВЕННЫЕ СВЯЗИ – обычно ограничены ответом ан вопрос «как» и «когда» и служат для взаимообмена информацией, а также для совмещения целей обособленных частей организации.
ФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – это связи координации, регулируемые установленными или принятыми в организации целями, политикой и процедурами. Они служат основой должностных инструкций.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – это отношения между конкретными индивидами и не отражают официально установленные отношения между должностями. Эти связи появляются как индивидуальная защитная реакция на неадекватную адаптацию организации к изменениям внешней и внутренней среды. Неформальные связи являются основой формирования неформальных групп, появление неформальных лидеров и создания параллельной неформальной организации.
В зависимости от способа решения организационных вопросов управления различают несколько видов (типов) структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (линейно-штабную), матричную, дивизиональную, программно-целевую и др.
Рассмотрим кратко каждую из них.
Линейная структура обеспечивает прямое воздействие на объект управления и предусматривает осуществление принципа единоначалия (Рис. 11.1).
Рис. 11.1. Схема линейной структуры управления: Р – руководитель, Л1, Л2, … Лn – линейные руководители (линейные органы управления); И1, И2, … Иn – исполнители; сплошные линии - линейные взаимосвязи.
Система звеньев управления при такой структуре совпадает с системой звеньев производства, поскольку линейные звенья несут непосредственную ответственность за производственный процесс и выпуск готовой продукции. При такой структуре все управленческие функции сосредоточены в руках руководителя, занимающего высшее место в управленческой иерархии.
Основные характеристика линейной структуры управления представлены в табл. 11.1.
Линейная организационная структура является логически наиболее стройней и формально определенной, но вместе с тем и наименее гибкой. Поэтому усложнение технологии и организации производства, углубление специализации и кооперирования, диверсификация требуют перехода к белее сложным, динамичным и гибким структурам управления.
Таблица 11.1
Характеристики линейной ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|