Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка

Описание работы

В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Существуют  несколько систем классификаций  стилей руководства.

По классификации  К. Левина7 стиль может быть автократичным (авторитарным) – это одна крайность и либеральным – другая крайность – или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Рис.10.1 показывает авторитарный – либеральный континуум. 


 

 

 

 

Рис. 10.1. Континуум стилей.

 

Авторитарный  стиль руководства. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас Макрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией «Х». Согласно теории «Х»:

  1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей  нет честолюбия, и они стараются  избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего  люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить  людей трудиться, необходимо использовать  принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких  исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа.

Демократический стиль руководства. Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. Д. Макгрегор назвал их теорией «Y»:

1. Труд - процесс  естественный. Если условия благоприятные,  люди не только примут на  себя ответственность, они будут  стремиться к ней.

2. Если люди  приобщены к организационным  целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение  является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность  к творческому решению проблем  встречается часто, а интеллектуальный  потенциал среднего человека  используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от мелочного постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий.

Либеральный стиль  руководства характеризуется, прежде всего, социально-экономическими методами. Он наиболее предпочтителен в сфере производства и утвердился во многих отраслях народного хозяйства. По результатам социологических исследований, он наблюдается примерно у 63% опрошенных руководителей в сфере производства.

Социальная  роль «начальника-либерала» на заводе, фабрике, ферме - роль управителя, менеджера. В его руках сосредоточена  экспертная власть. Участие сотрудников  в принятии решений носит совещательный  характер. Принятое решение он доводит  до исполнителей, в том числе, в форме просьбы. При этом начальник рассчитывает на инициативу своих подчиненных. Характер его отношений с ними мягкий и достаточно открытый. Такой руководитель общается с сотрудниками часто как по своей, так и по их инициативе. Соблюдения трудовой дисциплины либерал требует достаточно формально. Главное для него - точное выполнение заданий, хорошие производственные показатели. Морально воздействуя на подчиненных, наказывать он не любит, зато старается использовать различные способы поощрения.

Либеральный стиль  руководства — за счет высокой  технологичности и нестандартных  решений — помогает начальнику успешно  работать с персоналом и получать максимальную результативность от своих подчиненных.

 

Лидерство и управление (менеджмент) разные понятия. Под лидерством понимают особое управленческое взаимодействие с подчиненными, основанное на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти.

Различие между  менеджером-лидером и менеджером-администратором  можно обнаружить по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Противопоставление их друг другу не имеет смысла. Их характеристики находятся в разных измерениях (см.табл. 10.1).

Таблица 10.1

Отличие менеджера-администратора от менеджера-лидера

Менеджер-администратор

Менеджер-лидер

Администратор

Имеет исполнителей (подчиненных)

Поручает 

Работает по целям других

План - основа действий

Полагается  на систему

Использует  доводы

Профессионален 

Делает дело правильно 

Уважаем

Инноватор

Имеет последователей

Вдохновляет

Работает по своим целям

Собственное видение  — основа действий

Полагается  на людей

Использует  эмоции

Энтузиаст

Делает правильное дело

Обожаем


 

На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов управленцев. Замечено, что значительная часть менеджеров обладает лидерскими качествами, а обратный вариант встречается реже.

 

Лекция 11.

Тема: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

11.1   Организационная структура управления: понятие, элементы и связи, уровни управления.

11.2   Типовые организационные структуры: линейные, функциональные, матричные, дивизиональные.

11.3   Организационные структуры управления в туризме.

 

 

Разделение  труда в организации, в том  числе и управленческого труда  ведет к появлению обособленных элементов (частей организации). Совокупность элементов (частей) организации, устойчивых связей между частями и направленность их взаимодействия образуют структуру предприятия (организации). Различают производственную структуру организации и организационную структуру управления (ОСУ). Ниже мы рассмотрим типовые организационные структуры управления.

Элементами  организационной структуры управления могут быть отдельные руководители или группы людей (подразделения). Отдельные руководители – это менеджеры различных уровней, не имеющих помощников – специалистов. Подразделения в системе управления возглавляет руководитель подразделения. Он наделен полномочиями отдавать распоряжения, принимать решения и управлять работой специалистов подразделения, которые участвуют в подготовке распоряжений и управленческих решений, но не имеют прав оказывать влияние на других сотрудников непосредственно в виде управленческих воздействий.

Различают три  основных иерархических уровня элементов  системы управления:

- низовой уровень (первый), характерен тем, что менеджеры этого уровня имеют в своем подчинении только исполнителей и осуществляют оперативное управление подчиненными;  по своим функциям менеджеры низового уровня относятся к линейным менеджерам (супервайзерам);

- средний уровень (или несколько средних уровней) заполняют менеджеры, имеющие в своем подчинении персонал различных категорий, в том числе руководителей низового уровня, специалистов и технических работников; менеджеры среднего уровня занимаются тактическим (текущим управлением), в том числе среднесрочным планированием работ производственных и функциональных подразделений; по содержанию выполняемых функций менеджеры средних уровней могут быть координирующими, функциональными или тематическими.

- высший уровень руководства фирмой это директорский корпус фирмы, заместители руководителей, главные специалисты – руководители; содержание управленческих функций менеджеров высшего уровня связано со стратегическим планированием и управлением, а также с общим управлением фирмой.

Связи между  элементами системы управления осуществляются через каналы коммуникаций и понимаются как выражение отношений, а не какие-либо действия. Различают следующие  типы связей: вертикальные и горизонтальные, линейные и функциональные, формальные и неформальные, прямые и косвенные.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ  СВЯЗИ соединяют иерархические  уровни управления. В рамках вертикальных связей решаются проблемы подчиненности, власти и влияния. Чем крупнее организация тем больше количество вертикальных связей. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчеткой информации.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ  СВЯЗИ – это связи между  двумя и более равными по положению в иерархии частями или членами организации. Главное назначение этих связей – способствовать наиболее эффективному решению возникающих между ними проблем и координированию работ.

ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ  – это отношения в которых  вышестоящий начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными в форме приказа, распоряжения, команды.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ – имеют совещательную природу и реализуются в форме рекомендаций. Посредством этих связей обеспечивается информационная координация работ. Функциональные связи следует отличать от функциональных прав, которые наделяют отделы или индивидов властными полномочиями как результаты специфики работы.

ПРЯМЫЕ СВЯЗИ  – связи без посредников зафиксированные  официально в положения об отделе или должностных инструкциях.

КОСВЕННЫЕ СВЯЗИ  – обычно ограничены ответом ан вопрос «как» и «когда» и служат для взаимообмена информацией, а также для совмещения целей обособленных частей организации.

ФОРМАЛЬНЫЕ  СВЯЗИ – это связи координации, регулируемые установленными или принятыми в организации целями, политикой и процедурами. Они служат основой должностных инструкций.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ  СВЯЗИ – это отношения между  конкретными индивидами и не отражают официально установленные отношения между должностями. Эти связи появляются как индивидуальная защитная реакция на неадекватную адаптацию организации к изменениям внешней и внутренней среды. Неформальные связи являются основой формирования неформальных групп, появление неформальных лидеров и создания параллельной неформальной организации.

В зависимости  от способа решения организационных вопросов управления различают несколько видов (типов) структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную (линейно-штабную), матричную, дивизиональную, программно-целевую и др.

Рассмотрим  кратко каждую из них.

Линейная структура обеспечивает прямое воздействие на объект управления и предусматривает осуществление принципа единоначалия (Рис. 11.1).


 

 

 

 

 

 

Рис. 11.1. Схема линейной структуры управления: Р – руководитель, Л1, Л2, … Лn – линейные руководители (линейные органы управления); И1, И2, … Иn – исполнители; сплошные линии - линейные взаимосвязи.

 

Система звеньев  управления при такой структуре  совпадает с системой звеньев производства, поскольку линейные звенья несут непосредственную ответственность за производственный процесс и выпуск готовой продукции. При такой структуре все управленческие функции сосредоточены в руках руководителя, занимающего высшее место в управленческой иерархии.

Основные характеристика линейной структуры управления представлены в табл. 11.1.

Линейная организационная  структура является логически наиболее стройней и формально определенной, но вместе с тем и наименее гибкой. Поэтому усложнение технологии и организации производства, углубление специализации и кооперирования, диверсификация требуют перехода к белее сложным, динамичным и гибким структурам управления.

 

 

 

 

 

Таблица 11.1

Характеристики  линейной ОСУ

Преимущества

Недостатки

  • Исключение получения подчиненными противоречивых и не связанных между собой заданий
  • Необходимость владения руководителем разносторонними знаниями, его универсальность
  • Полная ответственность руководителя за результаты работы
  • Отсутствие специалистов по реализации отдельных функций управления
  • Четкая система взаимосвязей
  • Доминирование решения оперативных вопросов
  • Обеспечение принципа единоначалия, подчинение только одному руководителю
  • Перегрузка управленцев верхнего уровня
 
  • Отсутствие координации между звеньями одного уровня

Информация о работе Институциональная экономика