Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Если хотя бы один из процессов прекращается, то прекращается существование организации.
В туризме последовательность выполнения производственных процессов имеет особенность: после первого процесса реализуется продвижение туристских услуг до потребителя, т. е. третий процесс, и только после этого оказываются услуги потребителю, т. е. выполняется второй производственный процесс.
Подсистема управления состоит из трех или большего количества иерархических уровней (рис.7.1). На каждом из уровней несколько звеньев с горизонтальными связями для согласованности действий. Звенья различных уровней имеют вертикальные связи подчинения. Звено более низкого уровня подчиняется звену (или звеньям) более высокого уровня. Управленческая работа звеньев направлена на достижение целей организации, но каждый уровень имеет свою направленность действий. Так, управленцы низового уровня (уровень 1) обеспечивают непрерывную работу исполнителей в функциональных и производственных подразделениях организации. Их задача – добиться загруженности работой всех исполнителей и всех технических средств и оборудования. Управленцы второго уровня обеспечивают непрерывное поступление доходов в организацию. Третий уровень управления обеспечивает развитие организации и жизнеспособность организации в долгосрочном периоде времени и осуществляет общее управление.
Взаимодействие между подсистемами осуществляется через прямые и обратные связи.
Прямые связи, по которым осуществляются управленческие воздействия, на схеме изображены стрелками сверху вниз: от звеньев третьего уровня к звеньям второго уровня, от звеньев второго уровня к звеньям первого уровня и от звеньев первого уровня к непосредственным исполнителям работ по подготовке производства, продвижению услуг до потребителя и оказанию услуг.
Все перечисленные прямые воздействия – это потоки управленческой информации, связанные с процессами управления.
Прямые связи между группами производственных подразделений изображены стрелками слева направо. Это связи по передаче информации производственного характера и предметов труда.
Обратные связи изображены стрелками вверх и налево, от результатов, передаваемых во внешнюю среду на уровни системы управления. Это потоки информации о качестве и количестве произведенной и реализованной товарной продукции, взаимодействии с потребителями и субъектами делового окружения. Для разных уровней управления потоки информации по обратным связям имеют неодинаковое содержание и отражают особенности управленческой деятельности. Обратные связи обеспечивают передачу результатов контроля выполнения заданий исполнителями и управленцами нижних уровней управления.
Более подробно о структурах рассмотренных подсистем будет рассказано в последующих лекциях настоящего учебно-методического пособия.
Миссия – это сформулированное утверждение о том, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования данной организации и ее отличие от подобных организаций.
В формулировке миссии отражается философия организации (ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность), и предназначение, т. е. утверждение о действиях, которые намеревается она осуществлять.
Миссия формулируется с учетом интересов групп людей, оказывающих влияние на деятельность организации, которыми являются: собственники организации, персонал организации, потребители продукта организации, деловые партнеры, местные сообщества и общество в целом.
Расшифровка миссии должна отражать следующие характеристики организации:
– целевые ориентиры, отражающие задачи, на решение которых направлена деятельность организации, и цели, к достижению которых стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
– сфера деятельности организации (производимый продукт, рынок реализации);
– философия организации;
– возможности
и способы осуществления
Цели организации – это конкретные конечные состояния отдельных характеристик организации, достижение которых желательно и на достижение которых направлена ее деятельность. В каждой организации устанавливаются свои собственные цели по набору параметров (характеристик) и по количественной оценке этих параметров в зависимости от специфики отрасли и состояния внешней среды. Цели организации устанавливаются по направлениям [5]:
– высокий уровень прибыли, доход на акцию;
– эффективность – отношение результатов деятельности к затратам на производство продукта или отношение результатов к величине используемых ресурсов;
– производительность, описываемая показателями, характеризующими объемы производимого продукта единицей оборудования или одним работником в единицу времени;
– финансовое состояние, характеризуемое показателями ликвидности баланса, кредитоспособностью, финансовой устойчивостью, структурой капитала и т. п.;
– мощности организации – размер занимаемых площадей, количество единиц, техники, пропускная способность при оказании услуг и др.;
– обновление продукта и технологии
его производства, описываемое показателями
– объемов и сроков освоения нового продукта,
введение нового оборудования и новых
технологий, затраты на
НИОКР6;
– изменения в организации и управлении, приводящие к экономическому и социальному эффекту;
– человеческие ресурсы, отражаемые в показателях: текучесть кадров, квалификация работников и т. п.;
– работа с клиентами, выражаемая в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны клиентов и др.;
– оказание помощи обществу через благотворительность, оказание некоммерческих услуг неимущим и т. п.
Различают цели: долгосрочные (стратегические), для достижения которых требуется большой период времени, обычно несколько лет; и краткосрочные (промежуточные) цели на срок менее года. Через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается к достижению долгосрочных (стратегических) целей. В организации существует иерархия целей, представляющая декомпозицию целей высокого уровня в цели подразделений более низких уровней (табл. 7.2.).
Таблица 7.2
Связь стратегических и промежуточных целей развития предприятия [11]
Стратегические (основные) цели предприятия |
Промежуточные и дополнительные цели |
Конкретные задачи, являющиеся основой текущего планирования |
Высокая долгосрочная рентабельность |
Высокая конкурентоспособность товаров предприятия на рынке |
Исследование и прогнозирование рынка Совершенствование НИОКР и подготовка выпуска новых товаров и услуг Активная рекламная деятельность |
Снижение производственных затрат
|
Совершенствование работы на рынке сторонних услуг (с поставщиками) и других ресурсов Увеличение объема производства Автоматизация производственного процесса Совершенствование организации предприятия и схемы его управления | |
Рост активной части фондов |
Создание новых услуг на базе новейших технологий Политика ликвидации незагруженных подразделений основного производства и продажи части основных средств вспомогательных производств Совершенствование социальной сферы деятельности предприятия | |
Расширение предприятия |
Увеличение объема продаж товаров предприятия |
Нахождение новых ниш рынка, на котором работает предприятие Совершенствование товаров и услуг Стимулирование увеличения спроса на товары и услуги фирмы Диверсификация производства товарной продукции |
Получение выгодных кредитов на развитие |
Создание новых производств Открытие филиалов Покупка других производств Вступление в объединения предприятий | |
Выпуск экологически чистой продукции и услуг |
Анализ воздействия выпускаемых товаров и услуг на окружающую среду Совершенствование НИОКР для создания экологически безопасных услуг | |
Улучшение экологической обстановки |
Создание экологически чистых технологий |
Анализ воздействия собственной деятельности на окружающую среду Разработка специальных технологий |
8.1 Общие процессные функции менеджмента.
8.2 Объектные производственные (специальные) функции.
8.3 Объектные факторные (конкретные) функции.
В любой организации, производящей товары, услуги и другую товарную продукцию для реализации на рынке, выполняется комплекс работ. Работы можно сгруппировать и отнести к одному из следующих видов деятельности:
– техническая деятельность (производство и его подготовка);
– коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен);
– финансовая деятельность (формирование и использование капитала);
– деятельность безопасности (защита собственности и людей);
– учет, анализ, статистика;
– управление (планирование, организация, мотивация, координация и контроль).
В приведенном перечне видов деятельности, сформулированных А. Файолем, управление выделено как особый вид деятельности. Категория «Функция управления» относится исключительно к этому виду деятельности и означает общую часть управленческой деятельности, выделенной по определенному признаку. Различают общие (процессные) и объектные специальные (конкретные) функции управления.
Общие (процессные) функции управления выделяются из содержания процесса управления как этапы этого процесса. В современной литературе эти управленческие функции представлены как составляющие общего процесса управления:
– установление целей,
– разработка стратегии,
– планирование работы,
– управление проектными работами (техническая подготовка к выполнению работы).
– организация как функция,
– координация работы,
– распорядительство,
– мотивация,
– контроль.
Количество
функций конкретной организации
и их содержание зависят от размеров
организации и специфики
Планирование предусматривает установление целей деятельности предприятия и на основе этих целей, с учетом реальных возможностей, разработку принципов и последовательности действий руководства предприятия и его подразделений. Результатом планирования являются разного вида планы, начиная со стратегических, кончая оперативными. В планы закладываются наиболее эффективные приемы осуществления хозяйственной деятельности предприятия, способствующие достижению целей с наименьшим использованием ресурсов.
Организация заключается в создании организационных структур предприятия, распределении и согласовании функций отдельных его подразделений. Одновременно предусматривается подкрепление этих функций всем необходимым для нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и др.). Планирование и организация в реальном времени часто пересекаются и дополняют друг друга.
Планирование и организация выполняют задачи обеспечения необходимых условий для деятельности предприятия.
Координация – важнейшая функция менеджмента, гарантирующая бесперебойное и регулярное выполнение всех работ на предприятии. Цель координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления и поддержания оптимальных связей между ними. Координируя работу, менеджер имеет возможность перераспределять имеющиеся ресурсы между подразделениями для успешного выполнения основных задач, стоящих перед предприятием. Если планирование призывает менеджера к стабилизации, то координация – к гибкости управления.
Мотивация преследует цель активизировать работающих заинтересованно и целенаправленно выполнять свои функции, что в целом определяет рост эффективности всей деятельности предприятия. Для выполнения этой функции менеджер использует разнообразные способы материального и морального стимулирования (поощрения и наказания) исполнителей, заботится о хороших условиях труда, создает благоприятные условия для развития и применения творческого потенциала работающих.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная оценка и учет результатов работы отдельных работников и предприятия. При выполнении этих работ контролеры и менеджеры используют такие приемы, как наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В управлении предприятием контроль выступает как обратная связь, используемая для корректировки планов работ и принятых решений.
Все контрольные
мероприятия можно условно
– контроль со
стороны государственных и
– контроль администрации за работой предприятия и его подразделений;
– контроль со стороны менеджера за деятельностью подчиненных.
Объектные производственные (специальные) функции управления могут быть представлены следующим перечнем:
– управление маркетингом и сбытом продукции (анализ рынка, каналов продвижения услуг или товаров, определение цен, реклама, связи с общественностью);