Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 13:04, методичка
В учебно-методическом пособии, разработанном в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой РМАТ для студентов заочного отделения специальности «Менеджмент организации» содержатся: пояснительная записка с выдержками из образовательного стандарта, рабочая учебная программа, конспект лекций по дисциплине, тематика курсовых и контрольных работ, методические указания по выполнению курсовых работ и приложения.
Функциональная структура управления характеризуется созданием звеньев управления по функциям объекта и функциям собственно управления. Управление в этом случае осуществляется функциональными звеньями (Рис. 11.2). Они передают нижестоящей ступени управления или непосредственно звеньям производства обязательные для выполнения решения. Следовательно, управление дифференцируется по функциям и осуществляется функциональными звеньями, а управленческие решения, вырабатываемые ими, поступают к исполнителям непосредственно, не по прямым, а по перекрестным связям.
Вместо универсальных руководителей, управляющих и менеджеров, которые должны профессионально разбираться в сущности и выполнении всех функций управления, появляется штат специалистов, высоко компетентных а своей сфере деятельности и отвечающих за определенные направления.
Рис. 11.2. Схема функциональной структуры управления: Р - руководитель; Ф1,Ф2,...,Фn - функциональные руководители (функциональные органы управления; И1,И2....,Иn – исполнители; сплошные и пунктирные линии – функциональные взаимосвязи.
Основные характеристики такого типа организационных структур представлены а табл. 11.2.
Таблица 11.2.
Характеристики функциональной ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Линейно-функциональная структура, Наличие как положительных, так и отрицательных моментов у каждой из рассмотренных выше ОСУ приводит к необходимости разумного сочетания их достоинств в рамках линейно-функциональной структуры. В этом случае на низших ступенях управления (менеджер-исполнитель) сохраняется линейная структура, на средних (планово-экономический, планово-диспетчерский отделы, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия и т.д.) приемлема функциональная, а на высших ступенях (дирекция) - линейно-функциональная (штабная) структура управления (Рис. 11.3)
Рис. 11.3. Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления.
Основные характеристики такой структуры, ее преимущества и недостатки отражены в табл. 11.3.
Таблица 11.3
Характеристики линейно-функциональной ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Вез перечисленные выше типы ОСУ рассчитаны на определенную стабильность процесса производства. В условиях интенсивного развития науки, техники и технологии и ускорения внедрения результатов исследований и разработок в практику возникает необходимость а более гибких структурах управления.
Матричная ОСУ В таких структурах вертикальные, линейные связи дополняются горизонтальными, что обеспечивает взаимосогласованность деятельности функциональных подразделений (рис. 11.4).
В дополнение к
обычным руководителям
Матричные ОСУ
целесообразны в случаях
В целом матричные ОСУ реализует принципы программно-целевого управления. Сна объединяет функциональное и проектное управление.
Рис. 11.4. Схема матричной структуры управления: Т1, Т2 и Т3 – тематические руководители, Ф1, Ф2, Ф3, …, ФN – функциональные руководители, Л – линейные руководители двойного подчинения
Характеристики матричной структуры ОСУ даны в табл. 11.4.
Таблица 11.4
Характеристики матричной ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
|
|
Дивизиональная структура - это внутреннее строение организации, при котором в рамках функциональных подразделений (производство, сбыт и др.) создаются более мелкие образования, выделяемые уже не по функциям, а по видам продукции, типу клиентов или географическим регионам. При этом задачи, общие для всей организации, - управление персоналом, юридические вопросы, финансы и др. - возлагаются на функциональные подразделения фирмы.
Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. Необходимость их реорганизации была вызвана резким увеличением размеров компаний, усложнением технологических процессов, диверсификацией и интернационализацией их деятельности. В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно стало управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании.
Различают две разновидности дивизиональных организационных структур управления:
• дивизионально-продуктивные структуры;
• дивизионально-региональные структуры.
При дивизионально-продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции (см. рис. 11.5). Руководители функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т. д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. Компании с такой структурой способны быстрее реагировать на изменения условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Деятельность по производству определенного вида продукции находится под руководством одного человека, улучшается координация работ. Возможный недостаток продуктовой структуры - увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции. В каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.
Рис 11.5 Продуктовая дивизионалъная структура.
Если деятельность компании распространена на несколько регионов в которых требуется использование различных стратегий, то целесообразно формировать дивизиональную структуру управления по территориальному принципу, т.е. применять дивизионально-региональную структуру. Вся деятельность компании в определенном регионе в этом случае должна подчиняться соответствующему руководителю, несущему за нее ответственность перед высшим руководящим органом фирмы. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально-экономической среды региона. Территориальное деление создает условия для подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредственно на месте.
Рис. 11.6. Региональная дивизионалъная структура.
Основные характеристики такого типа организационных структур представлены в табл. 11.5.
Таблица 11.5.
Характеристики дивизиональных ОСУ
Преимущества |
Недостатки |
• Относительно бóльшая самостоятельность руководителей дивизионов • Организация директивных связей по линейному принципу • Относительно мощное использование инструмента координации с технической поддержкой • Быстрая реакция на изменения рынка • Освобождение высших руководителей фирмы от оперативных и рутинных решений • Снижение конфликтных ситуаций вследствие гомогенности целей в дивизионе |
• Относительно высокие затраты на координацию ввиду децентрализации вплоть до отдельного финансирования из бюджета и системы расчетных цен • При децентрализации теряются преимущества кооперации, что часто требует централизации выполнения отдельных функций (НИОКР, снабжение и т.д.) • Высокая потребность в руководящих кадрах |
Приведенные выше
типовые организационные
Рис. 11.7. Организационная структура управления турфирмы ООО «Инна-тур» [13]
Рис. 11.8. Организационная структура управления гостиницы «Мариотт Тверская» [13].
12.1 Отличительные черты туристских услуг.
12.2 Производственный процесс создания и реализации туристских услуг.
12..3 Специальные функции управления турфирмой.
Туристские услуги имеют отличительные черты при сравнении с другой товарной продукцией, например продукцией материального производства (табл. 12.1).
Таблица 12.1.
Отличительные
характеристики продукции материального
производства товаров и туристских услуг
Характеристики
продукции материального |
Характеристики туристских услуг |
1. Преобладание технических факторов над человеческими в процессе производства. Есть безлюдные 2. Осязаемость материальной продукции. 3. Отсутствие непосредственного контакта между производителем (исполнителем) продукции и ее потребителем. 4. Наличие временного интервала между производством продукции и ее потреблением. 5. Сравнительное
постоянство качества 6. Возможность
складирования и хранения |
1. Необходимость соблюдения равновесия между человеческими и техническими факторами. 2. Неосязаемость услуг. 3. Взаимодействие
исполнителя и потребителя 4. Совпадение процессов производства и потребления услуг (неразрывность производства и потребления). 5. Непостоянство качества услуг. 6. Невозможность хранения услуг. Конкретный период времени |
В отличие от
сферы материального