Исследование религиозного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

В настоящее время проблема влияния  моды на религиозное поведение населения  неизменно вызывает интерес, как со стороны ученых, так и со стороны простых обывателей. Подражательное поведение людей неоднократно выступало в качестве объекта исследования многих отраслей знания: философии, социологии, культурологии, психологии, искусствоведения и др. Это связано с неоднозначностью и многогранностью данного явления, оказывающего влияние на многие стороны человеческого бытия.

Мода как социальная норма характеризуется целым  рядом особенностей. Она носит  конкретно-исторический характер. Это  значит, что она присуща лишь конкретным типам общества и во временном  измерении не носит универсального характера. Ростки моды существовали с  незапамятных времен. Однако обычно они  были ограничены одной социальной группой, сословием одной страны. Мода дворян никак не влияла на стиль потребления  крестьян и слабо - на горожан. Поэтому  назвать эти смены стиля потребления  модой в современном смысле слова  нельзя. В этом смысле мода существенно  отличается от таких норм, как право, религия, мораль или обычай, которые  пронизывают все или почти  все исторические эпохи. Только в XIX в. мода превратилась в мощный регулятор  общественной. С этого времени можно говорить о появлении моды не как нормы отдельного сословия отдельной страны, а как универсальной нормы, ограниченной во времени, а не в социальном пространстве. Одна из главных ценностей моды - ее современность. Она всегда современна, даже если возрождает что-то очень старое. Мода не может не быть современной, она является таковой по определению. Современность, сиюминутность - это ее главное достоинство. Старая мода - это уже антимода. Чем мода свежей, тем выше ее качество. В этом фундаментальное ее отличие от обычая, в котором древность выступает в качестве мерила обоснованности. Мода возможна только в обществе, где отсутствуют внутренние жесткие перегородки и которое открыто внешнему миру. Ей по определению присуще и такое качество, как диффузность, универсальность, которая проявляется в двух основных измерениях:

1. мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок;

2. мода игнорирует различия между классами и слоями общества.

Мода в качестве проводника между социальными, религиозными и культурными идеями и повседневностью стала существенным фактором, оказавшим решительное влияние на процессы культурной динамики в последнее время. Изменчивость и быстротечность этих процессов приводит к необходимости разработки новых стратегий исследования культуры в целом и моды в частности, позволяющих выявлять основные закономерности развития изучаемых феноменов.

Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.

В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.

Сложная природа моды развивалась  вместе с динамикой общества, поэтому  социальная обусловленность и направленность моды, ее укорененность в социуме неизменно являются актуальной темой для исследования. В этой связи обостряется проблема личностного выбора в области модных новаций. Нельзя не отметить регулятивное воздействие моды, способной детерминировать сознание человека, что особенно актуально в обществе массового сверхпотребления.

Теоретическую основу данной работы составляют фундаментальные труды, рассматривающие природу моды с различных точек зрения. Отдельные суждения и теоретические положения о моде высказаны И.Кантом, Э.Дюркгеймом, Э.Шефтсбери, Ж.-Ж.Руссо, М.-Ф. Вольтером, Дж.Леопарди и др. Взаимосвязь моды и экономики рассматривается в работах В.Зомбарта, П.Нистрома, К.Маркса.

Рассмотрение моды как  отражения статуса той или  иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере  потребления, как формы социальной регуляции поведения человека, приобщающей  его к определенной системе норм и ценностей, присутствует в трудах Т.Веблена, Г.Зиммеля, М.Вебера, Г.Тарда, Г.Спенсера, Ж.Липовецки, В.М. Краснова, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова.

Однако, отмечая значительную научную ценность приведенных исследований, необходимо отметить, что, некоторые  выводы и положения, выдвинутые перечисленными учеными и специалистами, требуют  дальнейшего развития в теоретическом  и практическом плане, а ряд научных  положений нуждается в корректировке  с учетом нынешнего понимания  процессов движения социума как  сложной саморазвивающейся материи, а также в свете изменившихся социально-экономических условий  развития моды на современном этапе.

Цель исследования -  анализ моды как фактора влияния на религиозное поведение населения.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих исследовательских задач:

  • изучить существующие теоретико-методологические исследования моды;
  • провести исследование подражательного поведения;
  • рассмотреть теоретические подходы к исследованиям религиозного поведения;
  • провести анализ религиозного поведения населения Республики Казахстан;
  • выявить мотивационные факторы религиозного поведения населения РК.

Предмет исследования – подражательное поведение как религиозно-формирующий фактор современного общества.

Методологическая  база исследования основана на работах отечественных и зарубежных авторов в области философии, культурологии, социологии, психологии, теологии, теории культуры, а также истории моды.

Методологический инструментарий включает в себя:

- метод системного, анализа  к интерпретации феномена моды, позволивший выявить ее целостность;

- метод сравнительного  анализа аналитических;

- феноменологический подход, предоставивший возможность раскрыть  возникновение различных феноменов,  детерминирующих сознание, одним  из которых является мода;

 - конкретно-исторический метод, позволивший исследовать особенности эволюции влияния моды на религиозное поведение населения;

- семиотический подход  для анализа происходящей в  последнее время символизацией процесса потребления.

Научная новизна дипломной работы заключается  в том, что здесь выявлен отрицательный характер функционирования моды в рамках такого социокультурного явления, как религия. Также, в данной работе проведен анализ изменения значимости моды в последнее время, выраженное в ее переходе от реального отображения действительности к процессу изображения социальных ценностей общества.

Научная и практическая значимость работы определяется научной ценностью и новизной полученных результатов. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы в дальнейших культурологических исследованиях моды и культуры в целом. Результаты дипломной работы могут быть использованы в качестве учебных материалов в лекционных курсах социологии, культурологии, в спецкурсах, посвященных взаимосвязи моды и религиозного поведения населения.

Структура и объем дипломной работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертационного исследования составил 000 страницу печатного текста. Список литературы включает 000 наименований

 

 

 

 

  1. Теоретико-методологические исследования подражательного поведения

 

    1. Теоретические подходы в определении подражательного поведения

 

Мода - явление, проникающее  почти во все сферы жизнедеятельности  людей. Можно утверждать, что сегодня  модное поведение превратилось в  массовое поведение, т.е. приобрело  статус социального явления. И это  действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества  социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, - и материальные, и духовные. В  культурной сфере она определяется особенностями господствующих в  обществе взглядов и отношений, моральных  и культурных ценностей, идеалов  данной эпохи.

С другой стороны, мода сама является субъектом изменений внешних  обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение  индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры  потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и  модифицируются стандарты поведения  и социальные образы вещей.

Исследование моды позволяет  анализировать связанные с модой  социальную стратификацию, престижность, лидерство, формы коллективного  поведения и социального контроля. Она может рассматриваться в  связи с образом жизни данной социальной группы или общества в  целом, типологией личности, характером ее влечений, желаний, потребностей с  точки зрения бытующих ценностных установок  и стереотипов поведения. Другими  словами, исследование моды помогает нам  глубже представлять специфику современных  социальных процессов.

В итоге это позволяет  рассматривать моду как специфический  регулятор общественных отношений, обусловленный социальной структурой общества, и анализировать социальные условия, приводящие в действие социальные механизмы моды.

Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна, поскольку этот термин неоднозначен в своей трактовке. В самом  широком смысле мода определяется как  «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе  отношения к внешним формам культуры». Этимологически это понятие означает - образ, предписание (лат.). В БСЭ  мода определяется как «непродолжительное господство определенного вкуса  в какой-либо сфере жизни или  культуры. В отличие от понятия  стиля, мода характеризует более  кратковременные и поверхностные  изменения внешних форм бытовых  предметов и художественных произведений» [1].

«Словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова трактует моду как «совокупность привычек и  вкусов (в отношении одежды, туалета), господствующих в определенной общественной среде в определенное время [2].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля мода понимается как «временная, изменчивая прихоть  в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах» [3].

Автор словарной статьи А.А. Грицанов в социологической энциклопедии определяет моду как «обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей»[4].

Однако И.П. Никитина в  «Философском энциклопедическом словаре» уже связывает моду со вкусом как  эстетической категорией: мода - это  «система групповых предпочтений, воплощающих  в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения»[5].

Что характерно для всех вышеперечисленных определений, так  это ориентация на внешние формы  культуры. Однако существует мода и  как отношение к внутренним формам культуры - идеям, воззрениям. Кроме  того, при подобном подходе настойчивый  акцент делается на конкретность и  изменчивость моды, ее обязательную связь  с определенными периодами развития человечества.

Парадоксальность моды в  ее непрерывной изменчивости и стабильной устойчивости. Меняются конкретные разновидности  моды, но всегда остается мода как особое социальное явление.

Зададимся вопросом: В чем  же сущность моды как социального  феномена? Каковы его характеристики?

Вероятно, для полноты  анализа необходимо вкратце коснуться  истории вопроса. В отношении  времени возникновения моды среди  исследователей нет единого мнения: некоторые связывают его чуть ли не с древней эпохой, другие в  этом качестве указывают на античность. Однако большинство социологов полагает, что феномен моды возникает в  период зарождения капиталистических  отношений, когда ослабевают действовавшие  на протяжении Средних веков сословные  предписания и одежда (как и  роскошь) становится одним из способов подражания низших слоев высшим.

Общепризнано, что развитие и функционирование моды в широких  социальных масштабах было обусловлено  такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового  поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации.

Информация о работе Исследование религиозного поведения