Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.
Введение
В настоящее время проблема влияния
моды на религиозное поведение
Мода как социальная
норма характеризуется целым
рядом особенностей. Она носит
конкретно-исторический характер. Это
значит, что она присуща лишь конкретным
типам общества и во временном
измерении не носит универсального
характера. Ростки моды существовали с
незапамятных времен. Однако обычно они
были ограничены одной социальной группой,
сословием одной страны. Мода дворян
никак не влияла на стиль потребления
крестьян и слабо - на горожан. Поэтому
назвать эти смены стиля
1. мода не признает региональных и государственных границ, этнических перегородок;
2. мода игнорирует различия между классами и слоями общества.
Мода в качестве проводника между социальными, религиозными и культурными идеями и повседневностью стала существенным фактором, оказавшим решительное влияние на процессы культурной динамики в последнее время. Изменчивость и быстротечность этих процессов приводит к необходимости разработки новых стратегий исследования культуры в целом и моды в частности, позволяющих выявлять основные закономерности развития изучаемых феноменов.
Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.
Сложная природа моды развивалась
вместе с динамикой общества, поэтому
социальная обусловленность и
Теоретическую основу данной работы составляют фундаментальные труды, рассматривающие природу моды с различных точек зрения. Отдельные суждения и теоретические положения о моде высказаны И.Кантом, Э.Дюркгеймом, Э.Шефтсбери, Ж.-Ж.Руссо, М.-Ф. Вольтером, Дж.Леопарди и др. Взаимосвязь моды и экономики рассматривается в работах В.Зомбарта, П.Нистрома, К.Маркса.
Рассмотрение моды как отражения статуса той или иной социальной группы, который влияет на поведение человека в сфере потребления, как формы социальной регуляции поведения человека, приобщающей его к определенной системе норм и ценностей, присутствует в трудах Т.Веблена, Г.Зиммеля, М.Вебера, Г.Тарда, Г.Спенсера, Ж.Липовецки, В.М. Краснова, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова.
Однако, отмечая значительную
научную ценность приведенных исследований,
необходимо отметить, что, некоторые
выводы и положения, выдвинутые перечисленными
учеными и специалистами, требуют
дальнейшего развития в теоретическом
и практическом плане, а ряд научных
положений нуждается в
Цель исследования - анализ моды как фактора влияния на религиозное поведение населения.
Поставленная цель достигается
путем решения следующих
Предмет исследования – подражательное поведение как религиозно-формирующий фактор современного общества.
Методологическая база исследования основана на работах отечественных и зарубежных авторов в области философии, культурологии, социологии, психологии, теологии, теории культуры, а также истории моды.
Методологический
- метод системного, анализа
к интерпретации феномена моды,
позволивший выявить ее
- метод сравнительного анализа аналитических;
- феноменологический подход,
предоставивший возможность
- конкретно-исторический метод, позволивший исследовать особенности эволюции влияния моды на религиозное поведение населения;
- семиотический подход для анализа происходящей в последнее время символизацией процесса потребления.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что здесь выявлен отрицательный характер функционирования моды в рамках такого социокультурного явления, как религия. Также, в данной работе проведен анализ изменения значимости моды в последнее время, выраженное в ее переходе от реального отображения действительности к процессу изображения социальных ценностей общества.
Научная и практическая значимость работы определяется научной ценностью и новизной полученных результатов. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы в дальнейших культурологических исследованиях моды и культуры в целом. Результаты дипломной работы могут быть использованы в качестве учебных материалов в лекционных курсах социологии, культурологии, в спецкурсах, посвященных взаимосвязи моды и религиозного поведения населения.
Структура и объем дипломной работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертационного исследования составил 000 страницу печатного текста. Список литературы включает 000 наименований
Мода - явление, проникающее почти во все сферы жизнедеятельности людей. Можно утверждать, что сегодня модное поведение превратилось в массовое поведение, т.е. приобрело статус социального явления. И это действительно так. Во-первых, мода как объект воздействия множества социальных факторов фактически отражает все процессы, происходящие в обществе, - и материальные, и духовные. В культурной сфере она определяется особенностями господствующих в обществе взглядов и отношений, моральных и культурных ценностей, идеалов данной эпохи.
С другой стороны, мода сама является субъектом изменений внешних обстоятельств. Как фактор ценностной ориентации мода влияет на поведение индивида (политическое, экономическое, религиозное, в сфере повседневной жизни и т.д.), на формирование структуры потребностей и системы ценностей. В области моды вырабатываются и модифицируются стандарты поведения и социальные образы вещей.
Исследование моды позволяет
анализировать связанные с
В итоге это позволяет рассматривать моду как специфический регулятор общественных отношений, обусловленный социальной структурой общества, и анализировать социальные условия, приводящие в действие социальные механизмы моды.
Проблема с определением
понятия «мода» достаточно сложна,
поскольку этот термин неоднозначен
в своей трактовке. В самом
широком смысле мода определяется как
«существующие в определенный период
и общепризнанные на данном этапе
отношения к внешним формам культуры».
Этимологически это понятие означает
- образ, предписание (лат.). В БСЭ
мода определяется как «непродолжительное
господство определенного вкуса
в какой-либо сфере жизни или
культуры. В отличие от понятия
стиля, мода характеризует более
кратковременные и
«Словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова трактует моду как «совокупность привычек и вкусов (в отношении одежды, туалета), господствующих в определенной общественной среде в определенное время [2].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля мода понимается как «временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах» [3].
Автор словарной статьи А.А. Грицанов в социологической энциклопедии определяет моду как «обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей»[4].
Однако И.П. Никитина в «Философском энциклопедическом словаре» уже связывает моду со вкусом как эстетической категорией: мода - это «система групповых предпочтений, воплощающих в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения»[5].
Что характерно для всех
вышеперечисленных определений, так
это ориентация на внешние формы
культуры. Однако существует мода и
как отношение к внутренним формам
культуры - идеям, воззрениям. Кроме
того, при подобном подходе настойчивый
акцент делается на конкретность и
изменчивость моды, ее обязательную связь
с определенными периодами
Парадоксальность моды в ее непрерывной изменчивости и стабильной устойчивости. Меняются конкретные разновидности моды, но всегда остается мода как особое социальное явление.
Зададимся вопросом: В чем же сущность моды как социального феномена? Каковы его характеристики?
Вероятно, для полноты анализа необходимо вкратце коснуться истории вопроса. В отношении времени возникновения моды среди исследователей нет единого мнения: некоторые связывают его чуть ли не с древней эпохой, другие в этом качестве указывают на античность. Однако большинство социологов полагает, что феномен моды возникает в период зарождения капиталистических отношений, когда ослабевают действовавшие на протяжении Средних веков сословные предписания и одежда (как и роскошь) становится одним из способов подражания низших слоев высшим.
Общепризнано, что развитие
и функционирование моды в широких
социальных масштабах было обусловлено
такими факторами, как промышленная
революция и возникновение