Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.
Обряды и ритуалы, с
точки зрения Дюркгейма, имеют существенное
значение для укрепления солидарности
членов социальных групп. Это является
причиной, по которой обряды обнаруживаются
не только в стандартных ситуациях
проведения регулярных богослужений,
но и при всех важнейших событиях,
связанных с переменами в социальном
положении человека и его близких,
например, при рождении, заключении
брака или смерти. Ритуалы и
обряды такого рода встречаются практически
во всех обществах. Дюркгейм делает вывод,
что коллективные обряды, совершаемые
в те моменты, когда люди оказываются
перед необходимостью приспособиться
к значительным изменениям в их жизни,
укрепляют групповую
В малых культурах традиционного
типа, утверждает Дюркгейм, почти все
стороны жизни буквально
По мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает. Научное мышление все в большей степени замещает религиозные толкования. Обряды и ритуалы занимают все меньшую часть человеческой жизни. Дюркгейм соглашается с Марксом в том, что традиционная религия (т. е. религия, в которой фигурируют божественные силы или боги) находится на грани исчезновения. “Старые боги умерли”, — пишет Дюркгейм. Вместе с тем он заявляет, что в определенном смысле можно говорить о том, что в измененной форме религия, вероятно, сохранится. Даже общества современного типа испытывают необходимость в ритуалах, которые подтверждали бы их ценности и обеспечивали бы прочность их положения. Следовательно, возможно появление новых обрядов, которые, как следует ожидать, заменят устаревшие и отжившие. Дюркгейм не дает определенного ответа на вопрос, какими бы могли быть эти обряды, но, по-видимому, он имеет в виду торжества в честь гуманитарных и политических ценностей, таких, как свобода, равенство и взаимное сотрудничество.
Может быть выдвинут тезис,
что большинство развитых промышленных
государств поощряет развитие так называемых гражданских
религий. В Великобритании символы, такие
как государственный флаг, песня “Земля
надежды и славы” и подобные ей, и ритуалы,
такие, как коронация, используются для
того, чтобы укрепить веру в превосходство
“британского образа жизни”). Эти символы связаны с традиционными
религиозными институтами, такими как
англиканская церковь. Напротив, Советский
Союз являлся обществом, в соответствии
с идеями Маркса, открыто враждебным религии
в традиционном ее понимании. Тем не менее
сами Маркс, Энгельс и Ленин стали яркими
символами поддерживаемой государством
гражданской религии. Ежегодное празднование
Первомая на Красной площади в Москве
и другие ритуалы укрепляли преданность
идеалам Октябрьской революции.
Справедливо ли говорить в этом контексте
о возникновении новой религии? Этот вопрос
пока остается открытым. Гражданские символы
и ритуалы сегодня мирно уживаются с традиционными
религиями. Тем не менее, трудно отрицать,
что социальные механизмы их возникновения
весьма и весьма схожи.
Число примеров, на которых Дюркгейм основывал свою аргументацию, весьма ограниченно, особенно если учесть, что он высказывал свои идеи по отношению к религии в целом. Макс Вебер, в противоположность Дюркгейму, предпринял масштабное исследование существующих в мире религий. Ни один ученый ни до, ни после него не брался за задачу такого размаха. Его внимание прежде всего было сосредоточено на изучении, как он их называл, “мировых религии", т. е. привлекающих наибольшее число верующих и оказавших решающее воздействие на 432 ход мировой истории. Вебер провел подробные исследования индуизма, буддизма, даосизма и раннего иудаизма. В “Протестантской этике и духе капитализма”, впервые опубликованной в 1904-1905, и других книгах он подробно останавливается на том влиянии, которое оказало христианство на историю Запада [41]. Он не успел, к сожалению, осуществить задуманную работу по исламу.
Труды Вебера и Дюркгейма
по вопросам религии различаются
заметно. Вебер занят в первую
очередь исследованием
Вебер рассматривал свои работы
в области мировых религий
как единое исследование. Его рассмотрение
воздействия протестантизма на развитие
Запада является лишь частью предпринятой
им всеобъемлющей попытки оценить
влияние религии на социальную и
экономическую жизнь в разных
культурах. Проанализировав восточные
религии, Вебер пришел к выводу, что
они стали непреодолимой
В традиционном Китае и
Индии, указывает Вебер, наблюдались
периоды заметного оживления
торговли, производства и градостроительства,
но они не привели к радикальным
социальным изменениям, которые были
свойственны растущему
Вебер характеризует христианство как религию спасения, подразумевая веру в возможность спасения тех, кто придерживается христианства и соблюдает его заповеди. Крайне важным для христианства является понятие о греховности и его преодолении через милость господню. Эти представления вызывают в среде верующих напряженность и эмоциональную динамику, которая совершенно отсутствует в восточных религиях. Религии спасения имеют революционный аспект. В отличие от восточных религий, которые воспитывают у верующих пассивное, созерцательное отношение 433 к существующему порядку вещей, -христианство симулирует непрестанную борьбу с греховностью. Это, в свою очередь, поощряет борьбу с существующим порядком вещей. Появляются религиозные вожди, подобные Иисусу, которые истолковывают установившиеся догматы таким образом, что бросают вызов сложившейся структуре власти.
Подводя итоги данной главы, можно сказать, что Маркс, Дюркгейм и Вебер определили, каждый по-своему, важнейшие отличительные черты религии, и в некоторой степени их взгляды дополняют друг друга. Маркс справедливо указывает, что религия часто имеет идеологическое содержание и служит оправданию удовлетворения интересов правящих классов, чему в истории несчетное число подтверждений. Возьмем в качестве примера христианство в попытках европейских колониалистов подчинить другие народы своему владычеству. Миссионеры, которые пытались обратить “язычников” в христианскую веру, действовали, несомненно, с искренними намерениями, хотя в результате их вероучение ускорило разрушение традиционной культуры и способствовало укреплению власти белой расы. Почти все христианские вероисповедания относились к рабству терпимо вплоть до XIX столетия. Были разработаны специальные теории, объяснявшие рабство божественным предначертанием. Рабы, обнаруживавшие непокорность, были якобы виновны в преступлении перед Господом и своим хозяином.
В этой связи справедливым
представляется замечание Вебера о
беспокойном и даже революционном
характере воздействия
Изучению этой противоречивой, хотя и
имеющей огромное историческое значение,
роли религии отводилось сравнительно
мало внимания в работах Дюркгейма. Дюркгейм,
прежде всего, подчеркивал место религии
в обеспечении общественного согласия.
Однако его идеи нетрудно применить к
объяснению религиозной розни и порождаемых
ею социальных изменений. Глубина враждебных
чувств, испытываемых верующими по отношению
к другим религиозным группам, зависит,
прежде всего, от преданности религиозным
ценностям, которых придерживается их
собственная община.
К достоинствам работ Дюркгейма в первую
очередь следует отнести подчеркнутое
внимание к проблеме ритуалов и обрядов.
Во всех религиях существует практика
регулярных собраний верующих, во время
которых выполняются определенные обряды.
Как справедливо указывает Дюркгейм, ритуалы
также отражают основные события жизни
— рождение, достижение совершеннолетия
(во многих культурах существуют ритуалы,
связанные с вступлением в возраст половой
зрелости), брак и смерть [42].
Заключение
главный вопрос дипломной работы что в религию идут следуя моде а не следуя своим душевным установкам№ и это может перерастать в деструктивную форму и выливаться в террорестические акты