Исследование религиозного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

Что касается условий социального  действия, подверженного влиянию  моды, то к ним относятся физическая, социальная и культурная системы  действия, образующие поле действия. В  отношении моды решающим элементом  условий выступают внешние факты  социального мира, имеющие два  критерия: «внешнеположенность» и «принуждающая сила» (Э. Дюркгейм). Уточним, что понятие «принуждение» у Э. Дюркгейма не относится к насильственному способу воздействия на индивида, так как каждый человек одевается определенным образом потому, что так одеваются остальные. Первопричина моды не индивид, а общество.

При анализе условий моды как социального действия необходимо использовать теоретический концепт  «социальная реальность», содержательно  включающий в себя систему действий и взаимодействий между людьми, а  также понятие «социальное поле», представляющее собой участок социального  пространства с особой атмосферой, имеющей силовой характер по отношению  к попавшим туда индивидам.

Важным для анализа  моды представляется нам такое свойство социального поля как принцип  матрешки (способ взаимодействия между  полями), поскольку это позволяет  учитывать разновекторные влияния на субъектов моды. Каждый действующий человек находится одновременно в нескольких социальных полях (социальные группы, слои, компании друзей, семьи и т.д.), которые порождают разные личностные конфигурации. В одном и том же поле могут действовать различные нормы и ценности, сосуществующие либо как взаимодополняющие друг друга, либо как конкурирующие. Например, в современном обществе люди ориентируются не на моду, а на моды. При этом возможно смешение нескольких противоречивых норм и ценностей. Одна и та же одежда, например, может по-разному читаться в разных полях. Люди создают из навязываемых полем символов свои индивидуальные тексты, в результате чего индивидуальное и социальное тесно переплетаются.

Поля имеют разную силу, поэтому их влияние на индивидов  может сильно варьироваться. Внутри поля социальное взаимодействие гораздо  интенсивнее, чем между полями, поэтому модные веяния в приобретении одежды, косметики и т.д. внутри поля распространяются быстрее, чем между полями. Нередко социальные поля, расположенные, например, на соседних улицах, отделены более глубокой пропастью, чем участки одного социального поля, разброшенные в физическом пространстве. Например, студенты разных университетов в своем стремлении следовать моде гораздо более близки друг другу, чем к преподавателям или обслуживающему персоналу своих учебных заведений.

Силовой характер социального  поля проявляется в двоякой форме.

Во-первых, это поле ресурсных  возможностей, формирующее пределы  доступного выбора и границы поля, под давлением близости которых  функционирует мода. С одной стороны, индивиды принадлежат к социальным полям своих семей, которые в  существенной мере предопределяют объем  доступных средств, с другой - границы  следования моде задаются, например, принадлежностью  к территориальным социальным полям: возможности приобретения каких-либо модных знаков и объектов в разных населенных пунктах и регионах существенно  варьируются.

Во-вторых, силовое социальное поле моды позитивно запрограммировано  совокупностью ценностей и норм модного поведения, не только запрещающих, но и предписывающих, как и когда  следовать модным тенденциям. Индивиды, следуя нормам и ценностям данного  поля, поддерживают процесс, способный  вовлекать в это поле тех, кто  еще колеблется или сопротивляется. Например, мода на одежду реализуется  в потоке людей, следующих модным стандартам.

Однако не надо забывать, что люди обладают своим личностным полем, способным ослаблять или  корректировать воздействие социального  поля. Различия в его силе - причина  разной восприимчивости людей к  внешнему воздействию социального  поля или полей. Например, для одних  насмешка окружающих над их новой  одеждой убийственна, для других - лишний стимул выделиться из толпы.

Индивиды, усвоив в процессе социализации нормы и ценности данного  модного поля, свободно выбирают то, что «принято», «прилично», «красиво»  и что «носят все». В результате модные внешние нормы и ценности превращаются в личную потребность. Таким образом, противоположность  свободы индивида и принуждения  силового поля в моде снимается. Тем  не менее, хотя на первый взгляд социальные индивиды выступают в качестве конструкторов  тех или иных элементов социальной структуры, их мировосприятие обусловлено  структурными рамками. «Это объясняется  тем, - разъясняет П. Бурдье, - что установки и ориентации субъектов, их габитус (т.е. ментальные модели постижения реального мира) возникают в результате интернализации структур социальной реальности» [21].

Рассмотрев модное действие как социальное, сделаем небольшое  замечание о моде как форме  социального взаимодействия. В этом случае смысловое содержание моды может  быть сформулировано в виде «максим», соблюдение которых ожидается участниками  моды от партнеров, на которых они  ориентируют свое действие. Тем самым происходит социальная идентификация действующего лица с соответствующими представлениями о нем и его возможном поведении.

Многими социологами отмечалось, что любая форма социального  поведения (и мода не исключение) представляет собой «особый вид соединения интереса к длительности, единству, равенству с интересом к изменению, к обособленному, неповторимому», которое  реализуется в социуме на основе тенденции к подражанию. Выступая формирующим фактором моды как формы социального взаимодействия, подражание соответствует «одной из основных направленностей нашего существа, той, которая довольствуется вхождением единичного во всеобщность, подчеркивает в изменении постоянное». Если Г. Зиммель определяет подражание «как переход от групповой к индивидуальной жизни», то в отношении моды этот процесс носит, скорее, обратный характер. Из этой характеристики вытекает особенность моды как формы социального взаимодействия - ее дуализм, определяемый стремлениями человека к стабильности положения внутри социальной группы наряду с обособлением и чувством новизны.

Другими словами, в моде как  форме социального взаимодействия тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному  различию. И это возможно благодаря  смене содержаний моды. Именно изменение  моды как социального явления  придает моде сегодняшнего дня индивидуальный отпечаток, отличающий его от моды вчерашнего и завтрашнего дня; еще в большей  степени это удается ей потому, что она всегда носит характер демонстрации некоторого социального  статуса. В реальности это означает, что именно новая мода находит  свое выражение и применение в  социальных группах, занимающих более  высокую ступень на социальной лестнице. Как только ее начинают перенимать социальные группы, имеющие более  низкий социальный статус, первые сразу  же отказывается от данной моды и принимают новую, которая им позволяет дифференцироваться от остальных. Затем все повторяется снова. Причина этого явления в том, что человек или группа людей, обладающая низким социальным статусом, стремятся вверх, и это удается им больше всего таким способом, как мода.

Подтверждение описанному нами социальному процессу функционирования моды как формы социального взаимодействия мы находим в словах Э. Дюркгейма: «чем больше достигает человек, тем, соответственно, больше он будет желать: приобретенное или достигнутое  будет только развивать и обострять  его потребности, не утоляя их».

Итак, рассмотрев моду как  форму социального действия и  взаимодействия, мы можем теперь попытаться выявить специфику модного поведения  индивида и группы в обществе.

В современной социологии под социальным поведением понимается «совокупность извне наблюдаемых  поступков и действий отдельных  индивидов и их групп, их определенная направленность и последовательность, так или иначе затрагивающих  интересы других людей, групп, общностей  или всего общества». Социальное поведение - это внешнее проявление социальной деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка.

Социальные правила поведения  имеют две стороны. Первая сторона  состоит в том, что им надо следовать, вторая - в том, что им хотят следовать. В первом случае эти правила или  образцы выступают как социальные нормы, во втором - как социальные ценности. Иногда эти две стороны в одних  и тех же правилах настолько тесно  переплетаются, что невозможно зафиксировать, где кончается одна и начинается другая. Повсеместно и единодушно разделяемая ценность нередко приобретает  нормативный, обязательный характер, а  интериоризованная норма становится ценностью, желаемым благом.

В моде, как и во многих других формах социального поведения, в качестве регулятора присутствуют оба начала: нормативное и ценностное.

Достаточно подробно вопрос о соотношении ценностной и нормативной  регуляции поведения людей был  рассмотрен в работах А.Б. Гофмана. Подчеркивая, что «мода принадлежит, прежде всего, не миру вещей, а миру людей», автор особенно большое внимание уделял анализу символической природы  модных объектов. Остановимся на этом подробнее.

Если объект становится модным, рассуждает А.Б. Гофман, то он перестает  нести на себе только функциональную (утилитарную) нагрузку, а превращается в некоторый символ (моральное, ценностное отношение), за которым стоит определенная социальная группа. Однако любая социальная группа имеет определенную систему  ценностей, социальные установки на вещи. Следовательно, объектом подражания становятся не сами по себе модные предметы, а определенный образ действия, манеры взаимоотношений, поведения. Сегодня, особенно в сфере одежды (внешний  вид), вещи через призму модности - немодности влияют на сферу человеческих отношений. В результате внешняя норма модного поведения интериоризируется индивидом, становится его внутренней потребностью и, тем самым, превращается в ценность. В итоге, заключает А.Б. Гофман, люди добровольно стремятся быть модными [23].

Ценностное отношение - это  всегда рефлексия через внутреннее отображение субъектом значимости ценности (ее измерение) по сравнению  с другими ценностями.

Авторы, исследующие модное поведение, выделяют атрибутивные (или  внутренние) и деннотативные (внешние) ценности моды, представляющие собой реальные регуляторы поведения участников моды.

Атрибутивные ценности включают в себя современность, универсальность, демонстративность и добровольность. Рассмотрим их более подробно.

Современность - фундаментальная  ценность в структуре моды. Современность  ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменению и  творчеству. Именно благодаря ценности современности происходит актуализация старого стандарта. Выражаясь парадоксально, «прошлое» обозначает «настоящее». Сама же возможность такого обозначения  объясняется спецификой социального и культурного времени в моде: если при регуляции посредством обычая образцы поведения (стандарты) воспроизводятся непрерывно, то в моде - прерывно. Прерывность модного времени мы можем объяснить особенностями «социальной памяти» в моде, которой свойственно «забывание» предшествующих модных стандартов при сохранении «воспоминания» о ценностях моды. Это позволяет участникам моды, да и не только им, воспринимать старые, но забытые культурные образцы в качестве «новых».

Необходимость компромисса  между инновацией и сохранением  фундаментального порядка мода реализует  в игре изменения, в которой новое  и старое функционально эквивалентны. Можно заметить две противоположные  тенденции в моде: необходимость  изменений и ностальгическая  нужда в старых вещах. В действительности же функция «new look» (нового взгляда) и «old fashion» (старой моды) заключается в их чередовании; она выполняется на всех уровнях логического принуждения системы - старое и новое никак не соотносятся с противоречивыми потребностями, поскольку включены в циклическую парадигму моды.

«Новизну» в моде следует  рассматривать как одно из выражений  ценности современности на уровне мотивации  модного поведения. Если обычай опирается  на авторитет прошлого, то в моде апелляция к современности в  той или иной форме служит основным аргументом в пользу принятия или  отвержения того или иного поведенческого образа. Буквально: быть «современным» - значит быть в единстве, быть в ногу со своим временем.

Другая «внутренняя» ценность моды - универсальность или диффузность, благодаря которой участники моды ощущают принадлежность к некоему обширному и неопределенному диффузному целому. Они не образуют социальную организацию с формально предписанными функциями, поэтому модным стандартам всегда присуща лишь частичная общепринятость, а не полная, как в обычае.

В отличие от современности  и универсальности третья «внутренняя» ценность моды - демонстративность (как форма коммуникации) - не ограничена пространственными и временными рамками. Наличие демонстративности в ценностях моды обусловило то единодушие, с которыми и теоретики, и обыватели совершенно справедливо относили и относят ее к поверхности человеческого существования. Действительно, в моде понятия «быть» и «казаться», по существу, совпадают. Мода не может быть скрытой, глубинной, она непременно должна быть «на виду». Даже если участники моды следуют ей из конформных побуждений, чтобы не выделяться, а, напротив, быть незаметным, все равно он должен эту «незаметность» как-то продемонстрировать.

Четвертую атрибутивную ценность можно обозначить как добровольность, поскольку мода не регулируется правовыми  нормами, а санкции против нарушения  ее предписаний не очень суровы.

Итак, все участники моды следуют одним и тем же стандартам, обозначающим одни и те же атрибутивные («внутренние») ценности. Но за этим ценностным единством кроется многообразие. Это уровень ценностей, названных  денотативными или внешними.

Денотативные ценности - наиболее мощная движущая сила поведения  участников моды. Если модные стандарты  обозначают атрибутивные («внутренние») ценности, то последние, в свою очередь, выступают как знаки по отношению  к денотативным ценностям моды, которые  составляют конечный ценностный объект обозначения в моде. Эти ценности являются внешними, так как в определенных ситуациях, включаясь в систему  модного поведения, сами по себе они  выходят далеко за его пределы  и не составляют принадлежность собственно моды. Одновременно они могут составлять элементы как моды, так и других форм социальной регуляции. Следуя определенным модным стандартам, участники моды следуют атрибутивным ценностям, а через их посредство - денотативным. Многообразные социальные общности, множество индивидов, вступающие в процесс следования моде, обладают собственными глубинными системами ценностей, которые сказываются на тех значениях, которые они приписывают внутренним ценностям моды. Содержание внешних ценностей определяется историческим развитием общества, его социальными институтами, традициями, культурой. В отличие от неизменных атрибутивных ценностей денотативные ценности бесконечно многообразны. Они носят ситуативный характер, хотя эту ситуативность надо понимать как относящуюся и к различным социальным полям, и длительным периодам.

Информация о работе Исследование религиозного поведения