Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.
Социологию религия интересует
как социальное явление, как важный
структурный компонент
Но, исследуя, например, состояние и отдельные
проявления религиозного сознания, социология
религии не берется отвечать на вопрос
об истинности или ложности тех или иных
положений вероучения, религиозных догм
(существует ли Бог, загробный мир, божественное
провидение, предопределение и т.п.), о
степени адекватности отражения религиозным
сознанием действительности. Религиозное
сознание изучается социологией как социальный
факт, как одна из реально существующих
систем мировоззрения, социальных норм
и ценностей в том аспекте, в каком оно
выступает регулятором социального поведения
личности, группы, больших масс людей.
Так же и религиозный опыт (в трудах многих современных западных социологов часто используется термин «религиозная практика») изучается социологией не с точки зрения его канонического содержания и предназначения, а как структурный элемент конкретной религиозной системы, как одна из форм социального поведения и общения людей, внешнего, эмпирически наблюдаемого и фиксируемого проявления людьми своих взглядов и религиозных убеждений, организующего начала социальной жизни больших и малых человеческих сообществ.
Когда мы говорим о религии как о социальном явлении, мы имеем в виду, что она предстает перед социологом как реально существующий социальный факт, подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях – от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества. Религиозное сознание, составляющее стержень религии (как религиозная идеология, вероучение, теология, так и массовое религиозное сознание), определяя поведение людей, воздействуя на него, становится социальным фактом и в этом своем качестве (и только в этом) является предметом социологического исследования. Социология религии исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе (религиозность группы, социального слоя, населения и т.п.) и, соответственно, степень влияния религии на общественные процессы, его конфессиональные варианты, но также и его внутреннее содержание в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.
Особо следует отметить
тот факт, что религия является
специфической формой культуры
со своей системой ценностей,
которая в значительной
Религия, как уже
отмечалось, социальное явление.
Ее возникновение,
Религия не существует в обществе в каком-то
изолированном, самодостаточном состоянии.
Она тесно включена в общественную структуру,
переплетаясь и взаимодействуя с другими
сферами и формами жизнедеятельности
общества: политикой, экономикой, культурой,
правом, моралью и т.д., часто проявляясь
и функционируя как бы на «чужой» территории,
оказывая в зависимости от конкретно-исторических
условий то большее, то меньшее влияние
на эти сферы.
Это воздействие религии
на общество и происходящие
в нем процессы реализуется
через ее институты (культовые
учреждения, религиозные организации,
объединения верующих), через систему
организации религиозного
Как и другие отраслевые
социологические дисциплины, социология
религии исследует свой объект на
двух уровнях – теоретическом
и эмпирическом.
На теоретическом уровне предметом исследования
являются религия в целом как социальная
подсистема, ее социальная природа, место
и роль в обществе, социальные функции,
ее внутренняя структура и взаимосвязь
составляющих ее элементов, происходящие
в ней процессы и изменения.
Теологическая трактовка
религии как божественного
На эмпирическом уровне
социологического анализа
На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих).
Под религиозностью
понимается «определенное
Другой тип исследований
имеет своим объектом непосредственно
объединение верующих – религиозную
общину, приход, а также такую
специфическую социальную группу, как
служители культа, слушатели духовных
учебных заведений, а также деятельность
религиозных организаций и
Исследования подобного
рода требуют предварительного
согласования и установления
доверительных отношений с
Большой и ценный материал дают социологам изучение и анализ документов, контент-анализ церковной прессы и публикаций о религии в светских средствах массовой информации, изучение архивных материалов, которые позволяют найти «точку отсчета» при исследовании изменений религиозного феномена.
Одной из важных методологических проблем, которые встают перед социологом-религиоведом, является проблема достоверности информации о религиозности, получаемой социологическими методами. Или – ставя вопрос шире, в более общем плане – возможно ли вообще познание религиозного феномена без погружения в него, т.е. не будучи человеком верующим, не имея собственного «религиозного опыта»? Со стороны религиозных социологов можно встретить утверждения, что только верующему человеку, исповедующему истины своей религии, доступно и научное ее познание. Однако большинство социологов и в нашей стране и за рубежом отвечают положительно на вопрос о возможности и достоверности познания проявлений религии социологическими методами, поскольку исследователь решает вопрос не об истинности или ложности религии, религиозного опыта индивида, а принимая ее за социальную данность, изучает степень и характер ее влияния на общественную жизнь, на общественное, групповое и индивидуальное сознание и поведение, видит в ней один из типов социальной ориентации, определенную модель образа жизни людей.
К этой проблеме
примыкает и другая
Но здесь возникает
другое, не менее серьезное опасение,
что взятые изолированно от
сознания индивида и
Но и обращение только
к сознанию респондентов, религиозные
или нерелигиозные признаки
Проведенные исследования
свидетельствуют, что подобные
искажения информации, когда речь
идет о такой тонкой, глубоко
интимной стороне духовного
Религия имеет дело с таким
количеством неосязаемых вещей,
что научное изучение религии
как таковой оказывается почти
невозможным. Едва ли не единственный
удобный путь для науки подступиться
к религии заключается в