Исследование религиозного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных – социальных же – уровнях. Предметом социологического анализа, который осуществляет социология религии как отраслевая социологическая  дисциплина, являются религиозное сознание и поведение, религиозные отношения, религиозные организации и институты  – в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами общества. 
   Но, исследуя, например, состояние и отдельные проявления религиозного сознания, социология религии не берется отвечать на вопрос об истинности или ложности тех или иных положений вероучения, религиозных догм (существует ли Бог, загробный мир, божественное провидение, предопределение и т.п.), о степени адекватности отражения религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором социального поведения личности, группы, больших масс людей.  

 Так же и религиозный опыт (в трудах многих современных западных социологов часто используется термин «религиозная практика») изучается социологией не с точки зрения его канонического содержания и предназначения, а как структурный элемент конкретной религиозной системы, как одна из форм социального поведения и общения людей, внешнего, эмпирически наблюдаемого и фиксируемого проявления людьми своих взглядов и религиозных убеждений, организующего начала социальной жизни больших и малых человеческих сообществ.  

 Когда мы говорим о религии как о социальном явлении, мы имеем в виду, что она предстает перед социологом как реально существующий социальный факт, подсистема общества, им порожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях – от индивидуального и межличностного до глобального, в масштабах всего человечества. Религиозное сознание, составляющее стержень религии (как религиозная идеология, вероучение, теология, так и массовое религиозное сознание), определяя поведение людей, воздействуя на него, становится социальным фактом и в этом своем качестве (и только в этом) является предметом социологического исследования. Социология религии исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе (религиозность группы, социального слоя, населения и т.п.) и, соответственно, степень влияния религии на общественные процессы, его конфессиональные варианты, но также и его внутреннее содержание в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.  

 Особо следует отметить  тот факт, что религия является  специфической формой культуры  со своей системой ценностей,  которая в значительной степени  коррелирует с нравственными  установками, с общепринятыми  нормами и правилами поведения,  одновременно распространяя определенные  эталоны поведения. Такая трактовка  важна для преодоления одностороннего  взгляда на религию как выражения  идеологических установок одного  класса в его господстве над  другим.  

 Религия, как уже  отмечалось, социальное явление.  Ее возникновение, существование,  эволюция детерминированы определенными  общественными условиями прошлого  и настоящего, а в религиозных  представлениях, образах, вероучительных текстах специфическим способом закодированы определенные типы общественных отношений, нормы и правила человеческого общежития. В разных конкретно-исторических условиях эти коды способны актуализироваться по-разному, чем и объясняется тот факт, что весьма различающиеся по своему социальному содержанию и направленности действия людей нередко мотивируются одними и теми же религиозными предписаниями. 
   Религия не существует в обществе в каком-то изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, культурой, правом, моралью и т.д., часто проявляясь и функционируя как бы на «чужой» территории, оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы.  

 Это воздействие религии  на общество и происходящие  в нем процессы реализуется  через ее институты (культовые  учреждения, религиозные организации,  объединения верующих), через систему  организации религиозного культа, религиозную идеологию и массовое  религиозное сознание. Все эти  компоненты структуры религии  и их взаимосвязи с различными  компонентами структуры общества  имеют социальные измерения и  доступны как теоретическому  анализу, так и эмпирическому  наблюдению, и, как таковые, становятся  предметом социологического исследования.  

Как и другие отраслевые социологические дисциплины, социология религии исследует свой объект на двух уровнях – теоретическом  и эмпирическом. 
   На теоретическом уровне предметом исследования являются религия в целом как социальная подсистема, ее социальная природа, место и роль в обществе, социальные функции, ее внутренняя структура и взаимосвязь составляющих ее элементов, происходящие в ней процессы и изменения.  

 Теологическая трактовка  религии как божественного откровения, которой придерживается и часть  конфессионально ангажированных  социологов, делает практически  бессмысленным и невозможным  социологическое изучение религии  на теоретическом уровне. Научное  же изучение религии начинается  с признания ее порождением  определенного уровня развития  человечества, а также анализа ее функций. Что касается человека, то роль религии проявляется для него в функциях определения смысла жизни и идентичности. По отношению к социальным группам (это не исключает и человека) важны функции социальной интеграции и сакрализации культурных, главным образом этических, ценностей [35].  

 На эмпирическом уровне  социологического анализа религии  предметом исследования становятся  религиозное сознание и поведение  людей, больших и малых групп,  общественное мнение о религии  и церкви, деятельность религиозных  институтов, организаций и движений, конфессионально ориентированных  политических партий, отношение  к религии различных групп  населения, воздействие религии  на поведение людей в различных  сферах общественной жизни.  

 На этом уровне ключевыми понятиями, доступными операционализации, выступают религиозность, ее уровень, степень, характер, динамика, состояние религиозного сознания, религиозное поведение, религиозная группа (община, объединение верующих).  

 Под религиозностью  понимается «определенное состояние  отдельных людей, их групп и  общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему», их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний [36]. Под уровнем религиозности принято понимать соотношение респондентов, обладающих признаком религиозности, со всей совокупностью опрошенных. В отличие от уровня религиозности, когда фиксируется только сам факт наличия определяющего признака, понятие степень религиозности отмечает интенсивность проявления этого признака (сильная или слабая вера в сверхъестественное, в Бога, постоянное или эпизодическое посещений богослужений и т.п.). Нетрудно заметить, что возможны случаи, когда исследования покажут одинаковый уровень религиозности на разных объектах, но разную степень ее проявления, т.е. глубины религиозного сознания и религиозных переживаний верующих, интенсивности соблюдения ими религиозных предписаний.

Другой тип исследований имеет своим объектом непосредственно  объединение верующих – религиозную  общину, приход, а также такую  специфическую социальную группу, как  служители культа, слушатели духовных учебных заведений, а также деятельность религиозных организаций и учреждений. В любой религии они выполняют  функцию организующего начала, осуществляют контроль за сознанием и поведением своих членов, обеспечивают пропаганду и распространение вероучения, привлечение новых членов (миссионерство, прозелитизм), организуют не только религиозную, но и социальную жизнь своих последователей. Социологию в этом случае интересуют прежде всего их функции, процесс их изменения и согласования с окружающей реальностью. Предметом изучения в таких исследованиях являются состояние, организация и динамика религиозной жизни, социальные, политические и духовно-нравственные ориентации верующих и духовенства, характер связи общины с внешним миром, со светскими властными, социальными и культурными структурам!, с миром бизнеса. Во многих случаях религиозная община выступает для верующего его непосредственной социальной средой, прежде всего для людей старших возрастов, пенсионеров, где они реализуют не только свою причастность к вере, но и свою социальную активность, культурно-познавательные интересы, удовлетворяют потребность в общении, сопереживании и т.д.  

 Исследования подобного  рода требуют предварительного  согласования и установления  доверительных отношений с руководством  и активом общины, с верующими.  Нередко они продолжаются в  течение длительного периода  или повторяются через определенные  промежутки времени, не ограничиваются  анкетированием, а дополняются глубинными  интервью, опросами экспертов, наблюдением,  приобретают монографический характер.  

Большой и ценный материал дают социологам изучение и анализ документов, контент-анализ церковной  прессы и публикаций о религии  в светских средствах массовой информации, изучение архивных материалов, которые  позволяют найти «точку отсчета» при исследовании изменений религиозного феномена.

Одной из важных методологических проблем, которые встают перед социологом-религиоведом, является проблема достоверности информации о религиозности, получаемой социологическими методами. Или – ставя вопрос шире, в более общем плане –  возможно ли вообще познание религиозного феномена без погружения в него, т.е. не будучи человеком верующим, не имея собственного «религиозного опыта»? Со стороны религиозных социологов можно встретить утверждения, что  только верующему человеку, исповедующему  истины своей религии, доступно и  научное ее познание. Однако большинство социологов и в нашей стране и за рубежом отвечают положительно на вопрос о возможности и достоверности познания проявлений религии социологическими методами, поскольку исследователь решает вопрос не об истинности или ложности религии, религиозного опыта индивида, а принимая ее за социальную данность, изучает степень и характер ее влияния на общественную жизнь, на общественное, групповое и индивидуальное сознание и поведение, видит в ней один из типов социальной ориентации, определенную модель образа жизни людей.  

 К этой проблеме  примыкает и другая методологическая  проблема: что считать критериями  религиозности. Некоторые социологи  (например, последователи французского  католического социолога Г. Ле Бра) считают, что, изучая религию, социолог может достоверно наблюдать и фиксировать только факты внешних проявлений религиозности, религиозного поведения, участия в отправлении культа («религиозную практику») [37]. Религиозного же сознания он касаться не должен, поскольку рискует оказаться во власти не реальных фактов, а субъективных высказываний респондентов. Следует признать, что определенные основания для такого скептического подхода есть: социологическая анкета часто оказывается слишком грубым инструментом для проникновения в сознание респондента, искренность ответа целиком зависит от него самого, а наблюдаемые факты религиозного поведения, казалось бы, неопровержимы – они либо есть, либо их нет (хотя можно добавить, что о фактах религиозного поведения социолог тоже часто судит только по признанию респондента).   

 Но здесь возникает  другое, не менее серьезное опасение, что взятые изолированно от  сознания индивида и абсолютизированные  акты религиозного поведения  могут также нарисовать недостоверную  картину. Человек может посещать церковь, участвовать в богослужениях, исполнять религиозные обряды и предписания вероучения, не будучи верующим и не испытывая при этом религиозных чувств, а по привычке, в силу принятого в данной среде стереотипа поведения, под давлением своего ближайшего окружения или по каким-то другим, например карьерным или популистским, соображениям – и тогда из полученных данных нельзя делать никаких других выводов, кроме констатации самих фактов религиозного поведения.  

 Но и обращение только  к сознанию респондентов, религиозные  или нерелигиозные признаки которого  могут фиксироваться лишь по  их высказываниям, без учета  поведения тоже может привести  к получению недостаточно достоверной  информации. По каким-то причинам  человек может скрывать свою  религиозность, подлинные мотивы  своего поведения или же, наоборот, представлять себя верующим, приверженцем  конкретной конфессии, сам при  этом сознавая, что таковым не является.   

 Проведенные исследования  свидетельствуют, что подобные  искажения информации, когда речь  идет о такой тонкой, глубоко  интимной стороне духовного мира  человека, как его отношение к  религии, имеют место. Но эти  же исследования, сравнение результатов,  полученных на разных объектах, анализ заполненных анкет на  логическую противоречивость позволяют  утверждать о достаточной надежности  и достоверности основной массы  получаемой информации, о принципиальной  доступности религиозного феномена  изучению социологическими методами. Выход – в комплексной фиксации  признаков сознания и поведения,  соотнесении их друг с другом, постановке контрольных вопросов  и построении в исследовательской  процедуре такой модели сочетания  этих двух рядов признаков,  которая позволяла бы достоверно судить о религиозности или нерелигиозности индивида.

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Исследование религиозного поведения

 

Религия имеет дело с таким  количеством неосязаемых вещей, что научное изучение религии  как таковой оказывается почти  невозможным. Едва ли не единственный удобный путь для науки подступиться к религии заключается в изучении религиозного поведения. Однако, даже на этом пути возникает немало сложностей. Почти любое поведение у некоторых людей становится религиозным поведением при определенных обстоятельствах.

Информация о работе Исследование религиозного поведения