Исследование религиозного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена переходом моды из обыденного явления в разряд феноменов культуры и неразрывно связана с расширением границ ее влияния на все сферы деятельности человека, в частности и на религиозное поведение. Постепенно мода становится фактором, дающим ценностно-образующие параметры обществу и ценностные ориентации культуре, религии, а также сама выступает в качестве ценности в современном обществе.
В свою очередь религиозное поведение населения также представляет собой сложную эволюционирующую структуру и предполагает возможность трансформации и структурной перегруппировки элементов, где одним из воплощений трансформации является мода.

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 124.64 Кб (Скачать файл)

Обратимся к известной  классификации Г.Дж. Блумера, который обнаруживают семь социальных функций моды:

1. Мода может выступать  как безобидная игра фантазии  и каприза людей.

2. Мода дает возможность  избежать тирании обычаев.

3. Мода является формой  санкционированного риска, связанного  с новшеством.

4. Мода есть форма, позволяющая  индивиду отчетливо продемонстрировать  свое «Я».

5. Мода используется для  скрытого выражения сексуальных  интересов.

6. Мода помогает производить  постоянное отграничение элитных  классов.

7. Мода служит средством  внешней, поддельной идентификации  людей, занимающих низкое положение  в социальной иерархии, с более  высокостатусной группой.

На наш взгляд, приведенная  классификация лишь в общих чертах может быть признана социальной. Автор, наряду с социальным компонентом  моды, упоминает и другие, не менее  важные для понимания сути данного  явления: креативный, эмоциональный, социально-психологический  и социологический. Данная классификация  задает многовекторное пространство для комплексных социально-психологических исследований моды. На личностном уровне анализа проблемы эти функции могут быть рассмотрены как основные мотивы следования моде.

По мнению социолога Э. Фукса, мода выполняет функцию внешне выражаемого классового обособления, особенно важную в буржуазном обществе. Как пишет автор, «именно потому, что сословные разграничения официально упразднены и все люди стали гражданами, наделенными будто бы одинаковыми правами и одинаковыми обязанностями, именно потому, что - за исключением военного мундира - не существует больше законов и установлений, запрещающих носить рабочему тот или иной покрой платья, а горничной или мещанке - платье из той или иной материи или пользоваться теми или иными украшениями на том основании, что они будто составляют "привилегию” одних только женщин из верхних десяти тысяч и т.д., - именно поэтому последние чувствуют потребность публично отличаться как можно явственнее от misera plebs, от жалкой черни. Другими словами: при всем видимом равенстве они хотят быть чем-то лучшим, высшим, более благородным» [22].

Таким образом, мода является одним из основных средств, чтобы  подчеркнуть свою принадлежность к  тем или иным социальным группам  и в то же время выделить себя из однородной группы, подчеркнуть  свою особенность и индивидуальность. Следовательно, можно утверждать, что  одной из функций моды является способность  содействовать символизации, формированию, укреплению «Я» индивида, его личностной идентичности, самосознания, причем преимущественно  в демонстративных и игровых  формах. Особенно важна эта функция  для индивидов с неустойчивой психикой, для которых собственное  «Я» постоянно нуждается в  подтверждении своей значимости, устойчивости и привлекательности. В сфере моды всегда происходит борьба между стандартом и индивидуальностью. Каждый индивид преломляет, интериоризирует модные образцы, переосмысливает согласно своей системе ценностей, что можно назвать своеобразным актом сотворчества. Таким образом, мода выступает в качестве проекции основных структур личности (физических, социальных, психических, идеальных и т.д.) на ее поведение.

Одной из наиболее распространенных в отечественной социологии классификаций  функций моды является типология, предложенная А.Б. Гофманом:

1. Мода как регулятор  сознания и поведения.

2. Мода как показатель  социального положения и престижа.

3. Мода как показатель  эстетической ценности.

Данные функции могут  быть интерпретированы как отражение  в моде отношения индивида к себе, к другим людям, к миру в целом [23].

Что касается первой функции, то, рассматривая моду в качестве регулятора сознания и поведения, следует иметь  в виду возможности моды в удовлетворении потребностей человека в социальной адаптации в изменяющихся условиях среды, в ситуации неустойчивости собственных  оценок и ценностей. В этих случаях  для человека достаточно походить на принимаемый большинством модный стандарт-образец.

Вторая функция моды акцентирует  внимание на факте, что в «моде» участвуют  самые разнообразные социальные группы, классы, слои. Модная одежда способствует интеграции внутри «высших» классов, слоев  и групп и в то же время их отделению от «низших». Таким образом, мода является не только выражением, но и фактором социальной дифференциации.

Мода в масштабах всего  общества возникает там и тогда, где и когда существует возможность  изменения социального статуса  и подражание одних социальных классов  и групп другим посредством заимствования  определенных культурных образцов. Это  заимствование служит иногда одним  из средств самоутверждения «восходящих» классов.

Следование моде, замечает З.Б. Элькина, удовлетворяет необходимость индивида принадлежать к определенной общности, которая нередко выступает в крайне аморфной, иллюзорной форме, однако индивид испытывает удовлетворение от принадлежности к ней.

Анализируя моду как показатель социального положения и престижа, З.Б. Элькина утверждает, что мода всегда сопряжена с оценкой и может быть повсюду, где имеется, по крайней мере, три компонента: субъект оценки, нуждающийся в упрочении, создании или изменении своего социального положения; объект оценки, оцененный как социально значимый объект; возможность приобщения субъекта оценки к объекту оценки, т.е. доступность потребления предмета культуры [24]. Предмет культуры - это физические свойства объекта, включенные в функционирование моды. Отсутствие одного из названных элементов ведет к тому, что мода в обществе (группе) не функционирует.

Мода выражается в определенном поведении субъекта оценки, часто  не осознаваемом, когда происходит приобщение к объекту оценки для  создания или закрепления собственного престижа. Социальные оценки (например, разновидности «соотносительной оценки»  личный и социальный престиж) оказывают  важнейшее влияние на самоуважение личности, ее выбор, поскольку формирование личности происходит в процессе постоянного  сравнения себя с окружающими. Сравнение оказывает влияние на восприятие и оценку потребляемых благ и тем самым на престиж самого их потребителя. Если социальная роль потребителя для индивида главная, то и потребительский престиж становится для него определяющим, вытесняя или оттесняя на периферию его сознания престиж остальных видов деятельности и человеческих качеств.

Итак, потребность в престиже, т.е. уважении и самоуважении, относится  к числу важнейших потребностей человека. Потребление, в частности  потребление модной одежды, - одна из сфер, в которых эта потребность  реализуется и удовлетворяется. Престиж служит одним из инструментов, посредством которых действуют  социальные нормы: в нормальных условиях то, что и как выбирается (например, одежда), должно вызывать уважение как  самого потребителя (внутренний престиж), так и его социальной среды (внешний  престиж).

И, наконец, мода выступает  как показатель эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духовной) культуры. Выделение этой функции  обусловлено тем, что моду часто  воспринимают как эстетическую норму, на которую должна ориентироваться  личность.

Наиболее оптимальной  классификацией социальных функций  моды, на наш взгляд, будет классификация, предложенная А.Г. Эфендиевым, согласно которой мода выполняет в обществе функции своеобразного регулятора стилистики социального поведения; показателя социального положения и престижа, средством поддержания и достижения социального престижа; интегратора посредством механизма идентификации, а также средством проявления индивидуальности [25]. Если учитывать личностные особенности индивида, то следовало бы добавить еще функции социализации и психофизиологической разрядки.

Обобщая все вышесказанное, подчеркнем, что анализ специфики, структуры  и функций модного процесса позволил нам определить модный процесс как  динамичную смену культурных образцов массового поведения и потребительских  моделей, играющих роль символов престижной современности. Для него характерна тенденция к постоянному движению и инновациям, что инициируется самим  характером производства модных товаров. Наиболее благоприятные условия  для этого создаются в условиях общества «массового потребления».

Заметим, что, играя роль регулятора социального поведения  индивидов и групп, мода сама может  выступать как форма социального  действия и поведения. Данный факт является предметом анализа для многих исследователей моды, и нас в том  числе.

 

    1. Исследования подражательного поведения

 

Модное поведение представляет собой одну из основных характеристик  моды как таковой. Поэтому в данном параграфе нам необходимо операционализировать это понятие и выделить его основные составляющие. Однако первоначально анализ моды как детерминанты социального поведения требует рассмотрения ее в качестве модного действия как одной из форм социального действия и вычленения составляющих ее элементов.

Для анализа моды в этом аспекте перспективным, на наш взгляд, является возможность использования  методологических принципов социологического познания М. Вебера и Т. Парсонса. Если, благодаря веберовскому теоретико-методологическому конструкту «идеальный тип», мы можем представить моду в виде идеального объекта, не тождественного моде как объекту эмпирического наблюдения (другими словами, попытаемся представить идеальный тип моды как форму социального поведения), то методология структурно-функционального анализа Т. Парсонса позволяет нам проанализировать элементы моды как формы социального действия.

Зададимся вопросом: Что  значит модное действие как форма  социального действия? Каковы его  границы, структура и критерии?

Сам термин «социальное действие»  используется в социологии достаточно давно и определяется М. Вебером  как такое, которое «по своему смыслу ориентировано на поведение  других» [26]. Поскольку ранее мы уже отмечали среди качеств моды такое, как подражательность, то она вполне подпадает под веберовское определение социального действия.

Если обратиться к типологии  социальных действий, проведенных по различным основаниям (управленческие и исполнительные, революционные  и реформистские, прогрессивные  и реакционные, насильственные и  ненасильственные, и т.д.), то социальное действие, подверженное влиянию моды, можно отнести, на наш взгляд, к  группе ненасильственных социальных действий. Кроме того, критерием отнесения  социального действия к той или  иной группе может выступать цель, механизм принятия решений и содержание. В этом случае данное социальное действие можно отнести, вероятно, к ценностно-рациональным (по цели), целерациональным (по механизму принятия решений) и рекомендуемым (по содержанию).

Нам наиболее близка теоретическая  позиция, представленная в работах  М. Вебера, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, сосредоточивших свое внимание на личностном аспекте социальных отношений. В качестве субъектов социального действия здесь рассматриваются индивиды, находящиеся в контактах, межличностных отношениях (интеракциях), что отвечает задачам нашего исследования. Поэтому типологии социальных действий данных авторов вполне допускают отнести социальное действие, подверженное влиянию моды, к одному из предложенных ими вариантов.

Итак, мода может быть представлена в разных социологических теориях  как целерациональное (М. Вебер), экспрессивное (Т. Парсонс), телеологическое (Ю. Хабермас) социальное действие.

Возникает вопрос: Какова структура  моды как социального действия? Ответ  на этот вопрос зависит от того, чьи  теоретические принципы определяют эту структуру. Например, К. Маркс  выделяет как элементы социального  действия активность совокупного субъекта, его потребности и интересы, цели, идеологию, направленность, объекты, средства, способы и результаты. Однако позиция  Т. Парсонса представляется нам более предпочтительной, так как, во-первых, автор рассматривает личностный аспект социальных отношений, во-вторых, само социальное действие получает у него системную интерпретацию, трансформируется в понятие системы действия, в «единичный акт», включающий в себя действующего человека, ориентацию действия, цели и средства действия, а также физическую, социальную и культурную системы действия, образующие его ситуационное окружение (поле) [28].

Используя методологический принцип структурно-функционального  анализа Т. Парсонса, мы можем выявить характер и элементы структуры модного действия как социального действия: оно имеет сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер и испытывает на себе влияние других систем действия.

Структура модного действия состоит из следующих пяти элементов:

- актор - субъект моды, которым выступает индивид (группа, общность), осознающий «модные новинки, их социальную и личностную значимость, переживающий по этому поводу определенные эмоции, которые регулируют его поведение, приводят к отказу от диктата прежней моды». Основным субъектом моды всегда выступает молодежь;

- ориентация действия - психологическая  составляющая социального действия (мотивация, оценка), как организованная  система ориентации и мотивации  действия индивида в социальном  пространстве моды;

- цель - идентификация действующего  лица («актора») с какой-либо социальной группой и демонстрация принадлежности к этой социальной группе;

- средства - стандарты и  объекты, которые становятся модными  тогда и только тогда, когда  они обладают модными значениями (знаки моды);

- условия - решающим элементом  выступают внешние факты социального  мира.

Остановимся на ориентации действия, анализе условий и средств  моды подробнее.

Действительно, анализ модного  действия был бы не полным, если исключить  из него ориентацию действия, которая  предшествует самому действию. В отношении  всех элементов действия, подчеркивает Т. Парсонс, должна предполагаться нормативная ориентация действия, как организованная система ориентации и мотивации действия индивида в социальном пространстве моды, имеющая телеологический характер.

Действие должно всегда мыслиться  в контексте существования напряжения между двумя различными типами элементов: нормативными и ситуативными. То есть условия рассматриваются на одном  полюсе, цели и нормативные правила  на другом, а средства и усилия - в  качестве связующих звеньев между  ними.

К средствам социального  действия относятся «свойства вещей  и окружающей обстановки, которые  действующее лицо… может изменить по своему усмотрению». Такими средствами в моде выступают одежда и другие товары, демонстрирующие престиж  владельца данными вещами в своей  социальной группе. Заметим, что все  модные знаки, по общему мнению Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Веблена, Р. Барта и других социологов, носят вещный характер. В свою очередь, эти стандарты и объекты замещают и указывают на какие-либо ценности, которые в обществе или социальных группах воспринимаются как модные.

Информация о работе Исследование религиозного поведения