- закон
усложнения общественного сознания какой-либо
страны в результате идеологического
воздействия других стран.
Роль
личности в истории общества
Марксистское
понимание роли личности в
истории Плеханов отстаивал в
полемике с концепциями «критически
мыслящей личности» П.Л. Лаврова и «героев
и толпы» Н.К. Михайловского. Он не отрицал
того факта, что «личности благодаря данным
особенностям своего характера могут
влиять на судьбы общества», иногда значительно.
Однако русский марксист был убежден в
том, что сама возможность подобного влияния
и размеры его определяются не столько
особенностями личности, сколько наличием
необходимых объективных условий. Личность
лишь там, тогда и постольку начинает играть
существенную роль в истории общества,
«где, когда и поскольку ей позволяют это
общественные отношения». С точки зрения
Плеханова, личность сама не способна
ни устранить существующие экономические
отношения, ни изменить направление исторического
движения. Она может своей деятельность
только способствовать изменениям частичного
характера, влиять на «индивидуальную
физиономию событий и некоторые частные
их последствия».
Согласно
воззрениям Плеханова, личность
- продукт общественной среды.
Общество формирует выдающихся
личностей посредством того, что
предоставляет возможности для
развития их гениальных способностей.
Общество также дает личности тот запас
знаний, «без которого ни один гений ровно
ничего не сделает», и направляет ее внимание
«в ту или другую сторону». Особенность
гениальной личности состоит в том, что
она, опережая своих современников, «ранее
их схватывает смысл нарождающихся общественных
отношений» и действует в направлении
их утверждения.
Плеханов
утверждал: «Ни один великий
шаг в историческом движении
человечества не может совершиться
... без участия великого множества людей».
Под народной массой он понимал совокупность
нетождественных между собой, индивидов,
которые осознают себя часть массы. Чем
сплоченнее действия составляющих массу
отдельных лиц, тем вероятнее достижение
поставленных ими целей. Поэтому подлинным
творцом истории выступает всегда сплоченный
общими интересами народ. Классы и классовая
борьба
Вслед
за К. Марксом Плеханов продолжил
анализ общественного развития
с позиций классового подхода.
В качестве основных элементов
социальной структуры он выделил
классы. «Процесс экономического развития,
- утверждал он, - вызвал расчленение общества
на классы». С точки зрения русского марксиста,
на классовой основе происходит функционирование
всех социальных общностей, начиная с
семьи и кончая нацией. Личность также
трактовалась им как продукт классового
воспитания.
Говоря
о приоритете классовых интересов
и классовой борьбе как законе
общественного развития, Плеханов
допускал возможность существования
общего для всех классов интереса
и их сотрудничество. Он полагал,
что взаимная борьба классов происходит
«там, где дело касается внутреннего общественного
устройства», а сотрудничество классов
- «там, где заходит речь о защите страны
от внешних нападений». Отсюда, история
общества представлялась ему как историю
борьбы и сотрудничества классов в различных
областях общественной жизни.
При
рассмотрении состояния основных
классов современного ему капиталистического
общества Плеханов отмечал, что
«в экономическом отношении расстояние
между пролетариатом и буржуазией
увеличилось, рабочий класс сделался относительно
беднее, потому что его доля в национальном
продукте относительно уменьшилась».
Русский марксист также обращал внимание
на порождаемые экономическими отношениями
различия в психологии рабочих, крестьян
и капиталистов. Опровергая веру русских
революционных демократов и народников
в крестьян как главных носителей социалистической
идеологии, Плеханов был убежден в том,
что в России, как и на Западе, только промышленный
пролетариат может быть носителем идей
социализма.
Плеханов
различал неосознанную и сознательную
классовую борьбу. Последнюю он характеризовал
как борьбу политическую, видя в ней «средство
социального переустройства». Согласно
его взглядам, «чем больше обостряется
классовая борьба в данной стране и в данное
время, тем сильнее становится ее влияние
на психологию борющихся классов». Особую
роль в классовой борьбе основатель российской
социал-демократии отводил политическим
партиям и, в первую очередь, партии научного
социализма, которая способствовала бы
просвещению рабочего класса и организовывала
бы его борьбу против самодержавия и капитализма.
ВЛАДИМИР
ИЛЬИЧ (УЛЬЯНОВ) ЛЕНИН (1870 - 1924)
Организатор
Октябрьской (1917 г.) революции и
руководитель первого в мире
Советского государства В.И. Ленин
отстаивал и развивал социологические
идеи марксизма. В его работах «Что такое
«друзья народа» и как они воюют против
социал-демократов» (1894), «Экономическое
содержание народничества и критика его
в книге г. Струве» (1894-1895), «Три источника
и три составных части марксизма» (1913),
«Критические заметки по национальному
вопросу» (1913), «Империализм как высшая
стадия капитализма» (1916), «Государство
и революция» (1917), «Очередные задачи советской
власти» (1918), «Великий почин» (1919) и др.
с марксистских позиций дана критика субъективной
социологии народников, рассмотрены социологические
проблемы общественного развития, классовой
борьбы, национальных отношений и строительства
социализма.
Общественное
развитие
Следуя
марксистскому учению об общественном
развитии, Ленин внес в него свои уточнения
относительно характеристики современной
эпохи, выделения империализма как высшей
стадии развития капитализма, определения
периодов коммунистической формации.
Применение
марксистского метода к изучению
общественного развития, указывал Ленин,
требует, прежде всего, выяснить «объективное
содержание исторического процесса в
данный конкретный момент», а также понять,
«движение какого класса является главной
пружиной возможного прогресса в этой
конкретной обстановке». Следуя этой методологии,
он пришел к выводу о том, что главное содержание
современной ему эпохи - обострение классовых
противоречий и классовой борьбы. В современных
условиях классом, который определяет
прогрессивное развитие общества, по его
представлению, выступает пролетариат.
«Уничтожение капитализма и его следов,
введение основ коммунистического порядка,
- утверждал русский марксист, - составляет
содержание начавшейся теперь новой эпохи
всемирной истории».
По
Ленину, капиталистическое общество
на рубеже XIX - XX вв. вступило в свою «высшую»
и «последнюю» стадию развития - империалистическую.
Основными признаками империализма он
считал следующие:
- концентрация
производства и капитала до степени
монополии;
- слияние
промышленного и банковского капитала
до степени олигархии;
- усиление
вывоза капитала за границу;
- образование
международного союза капиталистов;
- завершение
территориального раздела мира между
крупнейшими капиталистическими державами.
Объявляя
империализм «паразитическим и
загнивающим», Ленин видел в нем
«канун социалистической революции».
В
отличие от К. Маркса и Ф.
Энгельса, которые выделяли в
коммунистической формации два
периода (фазы) - социализм как переходный
период и коммунизм, Ленин различал в качестве
самостоятельных три периода: 1/ переход
от капитализма к социализму, 2/ социализм
как первая фаза коммунистического общества
и 3/ коммунизм как высшая фаза. Утверждая,
что «между капитализмом и социализмом»
лежит долгий период перехода «от буржуазного
общества к социалистическому», Ленин
подчеркивал необходимость для этого
периода многоукладной экономики и установления
диктатуры пролетариата.
Классы
и классовая борьба
Фундаментом
социальной структуры Ленин как последовательный
марксист признавал наличие в обществе
основных и не основных классов. Под классами
он понимал большие группы людей, которые
различаются по следующим признакам:
- по
месту в исторически определенной
системе общественного производства,
- по
отношению к средствам производства,
по роли в общественной организации
труда,
- по
способам получения и размером
получаемой им доли общественного богатства.
Главным
отличительным признаком классов
Ленин называл различие по отношению
к средствам производства, что позволяет
классу, владеющему средствами общественного
производства, занимать определенное
место в укладе общественного хозяйства
и присваивать чужой труд. Ленин также
обратил внимание на тот факт, что, если
«в рабском и феодальном обществе различие
классов фиксировалось и в сословном делении
населения», то в буржуазном обществе
«классы перестали быть сословиями». Как
марксист Ленин признавал, что при коммунизме
не будет классов
Классовую
структуру современного ему российского
общества Ленин представил тремя основными
классами: буржуазия, пролетариат, крестьянство.
Буржуазию и пролетариат он называл «решающими
силами» общественной жизни, а крестьян
- «переходным классом». Для крестьянства
с его мелкобуржуазной природой, отмечал
Ленин, характерно «двуличие», которое
проявляется в том, что крестьяне, с одной
стороны, тяготеют к пролетариату, а с
другой - к буржуазии. В пролетариате он
видел самый «организованный, сплоченный,
обученный, просвещенный» класс; последовательного
и решительного врага буржуазии, крепостничества
и самодержавия; основную политическую
силу социалистической революции и построения
социализма.
В
разъяснении марксистской теории
классовой борьбы Ленин в качестве
ее главных форм выделял экономическую,
политическую и идеологическую. Ведущей,
аккумулирующей в себе другие формы классовой
борьбы он признавал борьбу политическую.
Политическая борьба, по его мнению, проявляется,
прежде всего, в борьбе политических партий,
которые призваны организовывать и руководить
всеми формами классовой борьбы.
Национальные
отношения
В
вопросе о происхождении наций
Ленин придерживался марксистского
положения, согласно которому
нации - «неизбежный продукт» буржуазной
эпохи общественного развития. Центральной
проблемой национальных отношений он
считал вопрос о ликвидации угнетения
одной нации другой. В решении этого вопроса,
по его мнению, важно учитывать две тенденции.
«Первая: пробуждение национальной жизни
и национальных движений, борьба против
всякого национального гнета, создание
национальных государств. Вторая: развитие
и учащение всяческих отношений между
нациями, ломка национальных перегородок,
создание интернационального единства
капитала, экономической жизни вообще,
политики, науки и т.д.». Первая тенденция
требует осуществления права нации на
самоопределение, вторая - принципа интернационализма.
Несмотря
на то, что марксизм признавал
право наций на самоопределение,
однако первостепенное значение
он придавал принципу интернационализма.
В связи с этим Ленин заявлял,
что для марксизма «интересы социализма
стоят выше, чем интересы наций на самоопределение».
По его утверждению, марксизм, выступая
против «апологии национализма» и поддерживая
«все, делающее связи между национальностями
теснее и теснее, все, ведущее к слиянию
наций», в то же время не допускает «насильственной
или опирающейся на привилегии» ассимиляции
наций.
Под
правом нации на самоопределение
Ленин понимал «обеспечение конституцией
государства вполне свободного
и демократичного способа решения
вопроса об отделении». Вопрос об отделении
будет правомерным в том случае, если одна
нация угнетает другую. Решению вопроса
об отделении должен предшествовать референдум
отделяющейся нации. Окончательное же
решение определяется всем населением
«сточки зрения общественного развития».
При этом Ленин предупреждал, что партийным
и государственным органам следует исключить
любые «попытки насилием или непосредственной
властью влиять на народное самоопределение».
Будущее
национальное устройство России
виделось Ленину в добровольном союзе
наций. Он осознавал, что образование такого
союза - процесс длительный, требующий
осторожности и терпимости к пережиткам
национального недоверия. Поэтому руководитель
Советского государства настаивал на
включение в конституцию закона, «объявляющего
недействительным какие бы то ни было
привилегии одной из наций, какие бы то
ни было нарушения прав национальных меньшинств».
Построение
социализма
В
плане построения социализма
в России после Октябрьской
революции (1917 г.) Ленин учитывал
конкретную историческую ситуацию, которая
сложилась к этому времени. Поэтому в годы
гражданской войны в основе плана построения
социализма в России лежала политика «военного
коммунизма», а после ее окончания - «новая
экономическая политика» (НЭП).
Генеральным
направлением строительства социализма
в России Ленин считал обобществление
производства и труда. Конечная цель обобществления
ему виделась в том, чтобы сделать каждого
труженика собственником, хозяином средств
производства и достичь оптимальной степени
«соединения частного интереса с государственным».
Рассматривая общественную собственность
на средства производства в качестве несущей
конструкции социалистической экономики,
Лени допускал возможность первоначального
сосуществования нескольких социально-экономических
укладов: от натурального хозяйства до
государственного капитализма.