Социальный
прогресс и социальная солидарность
Центральное
место в позитивной социологии
Ковалевского отведено учению об общественном
прогрессе. Общественный прогресс он определял
как «основной закон социологии» и утверждал,
«что без идеи прогресса не может быть
социологии». Согласно представлению
Ковалевского, все народы проходят приблизительно
одинаковые ступени эволюции, хотя по
времени у разных народов прогресс может
не совпадать.
Сущность
общественного прогресса Ковалевский
видел в постоянном росте социальной
солидарности. Вслед за Дюркгеймом
и Мечниковым он выдвигал идею общественной
солидарности в качестве основополагающей
учения об общественном прогрессе. Под
социальной солидарностью Ковалевский
понимал осознание социальной общностью
«целей и взаимной зависимости членов
группы друг от друга». Солидарность, полагал
он, возникает уже в процессе биологической
эволюции человеческого рода, когда индивидуальная
борьба за существование сменяется стремлением
индивидов к объединению и появляется
разделение труда. Дальнейший рост социальной
солидарности русский социолог связывал
с объединением индивидов в крупные социальные
образования: племена, нации, государства
и с социальной дифференциацией внутри
них. Наличие солидарности в социальных
образованиях он обозначил понятием «замиренная
среда».
Тенденцию
исторического развития социальной
солидарности Ковалевский представил
в виде ряда «концентрических кругов,
выражающих собою расширение человеческой
солидарности». На пути расширения социальной
солидарности он выделил три исторических
этапа:
1/ «родовое
единство», связанное с возникновением
племен;
2/ «патриотизм»,
вызванный к жизни образованием наций
и государств;
3/ «космополитизм»,
наступление которого будет обусловлено
появлением региональных союзов
государств и образованием всемирной
федерации.
Одновременно
с развитием социальной солидарности
вширь, отмечал Ковалевский, происходит
и ее движение внутрь. Так, с появлением
наций и государств внутри них образуются
меньшие социальные общности: касты, сословия,
классы. «Касты, - писал он, - сменяются
менее замкнутыми сословиями, а последние
уступают место изменчивым по своему составу
классам». Русский социолог приводил доказательства
ослабления противостояния классов и
свидетельства их «замирения» в процессе
смены рабства крепостничеством, а последнего
- наемным трудом. Примером классового
«замирения», с его точки зрения, может
служить характерное на рубеже XIX - XX веков
сотрудничество предпринимателей с рабочими.
Рассматривая
общественный прогресс как магистральный
путь эволюции человечества, Ковалевский
в социальной поляризации и классовой
борьбе видел препятствие укреплению
социальной солидарности и движению общества
к социальной гармонии. Другим тормозом
общественного прогресс он, как и Конт,
признавал преобладание в человеке эгоизма
над альтруизмом, чувственности над разумностью.
Преодолению этих препятствий, по его
мнению, может способствовать не столько
ликвидация социально-политической дифференциации
в обществе, сколько изменение природы
и характера людей, упрочение союза внутри
социальных образований, замена классовой
борьбы сотрудничеством классов
Западноевропейская
позитивистская социология конца XIX - начала
XX века
ВИЛЬФРЕДО
ПАРЕТО (1848-1923)
Итальянский
экономист и политолог Вильфредо
Парето относится к представителям
психологического направления в
социологии. Свой оригинальный психологический
подход к теории социального действия
и социальной стратификации он изложил
в «Трактате всеобщей социологии» (1916),
где основное внимание уделил концепции
«остатков» и «производных», на основании
которой представил свое видение теории
элит.
Социальное
действие
Следуя
позитивистской традиции, Парето
главным объектом социологии
объявлял общество как целостную
саморегулирующуюся систему. Однако, если
Конт в качестве первичных элементов общественной
системы называл социальные институты,
Дюркгейм - социальные факты, Спенсер -
социальные органы, то для итальянского
социолога таковыми были социальные действия.
По Парето, социальные действия - это любые
поступки человека в различных сферах
и отраслях общественной жизни. В силу
того, что человек, с его точки зрения,
существо двойственное, то есть имеющее
психическое и рациональное начала, то
и действия его в общественной жизни могут
быть либо инстинктивными, иррациональными,
нелогическими, либо осознанными, рациональными,
логическими.
По
убеждению Парето, поведение людей
в обществе в гораздо большей степени
обусловлено их психическим состоянием,
чем логическими рассуждениями. Именно
психические чувства и желания человека,
в конечном счете, определяют поведение
человека в обществе. Итальянский социолог
полагал, что люди, как правило, маскируют
подлинные побудительные силы своих неосознанных
поступков псевдологическими аргументами
в соответствии с принятыми в данном обществе
идеологическими установками. По мнению
Парето, человек не поступает так, какой
думает, а думает так, какой поступает.
Именно инстинкты, в конечном счете, определяют
поведение человека в обществе.
Парето
утверждал, что идеологические
ориентации и установки в форме
юридических, моральных и религиозных
законов и норм, с помощью которых люди
скрывают подлинные побудительные мотивы
своих социальных действий, у различных
народов могут быть отличными и изменяются
со временем, тогда как инстинкты для всех
народах независимо от эпохи постоянны.
Сформулированный итальянским социологом
закон первичности и постоянства нелогических
социальных действий людей опирался на
созданную им концепцию «остатков» и «производных».
«Остатки»
и «производные»
«Остатками»
Парето называл такие проявления
инстинктов, которые остаются, если
из объяснения мотивов поведения
человека удалить все идеологические
моменты. Как увеличение столбика ртути
в термометре, разъяснял он, указывает
на повышение температуры, так и остатки
суть проявления психических чувств и
желаний человека, которые могут быть
разумно объяснены. Для итальянского социолога
«остатки» объективны, даны человеку с
рождения. Их совокупность составляет
структуру человеческой психики. «Остатки»
выступают в качестве внутреннего побудительного
источника поведения человека в обществе.
Рациональные же доводы, с помощью которых
люди объясняют и оправдывают свои нелогические
поступки, Парето назвал «производными»,
так как они вторичны.
Производные
он объединил в четыре группы:
1/ обращение
к абсолютным истинам, аксиомам,
догмам;
2/ ссылки
на авторитет;
3/ апелляция
к общепринятому;
4/ «вербальные
доказательства» с помощью софистических
рассуждений.
Элитарная
стратификация общества
Парето
признавал существование физических,
интеллектуальных и моральных
различий между людьми. Однако
он полагал, что эти различия не могут
служить критериями деления общества
на высшую (элитную) и низшую «социальные
страты». Главным критерием отнесения
к высшей или низшей социальной страте,
по мнению итальянского социолога, выступает
наличие у человека «остатков» определенной
группы. Если человек, утверждал Парето,
руководствуется в своем поведении «инстинктами
комбинаций» или «инстинктами постоянства
агрегатов», то его место в высшей, элитной
страте. Когда же эти инстинкты ослабевают,
то человек переходит в низшую страту,
а его место может занять тот из низшей
страты, поведение которого будет определяться
«инстинктами комбинаций» и «инстинктами
постоянства агрегатов».
Парето
различал три вида элит: политическую,
экономическую и духовную. В каждой
из этих элит в зависимости
оттого, какие из остатков первых двух
групп у них преобладали, он выделил по
два класса, дав им условные названия.
Схематично структура элит, по Парето,
может быть представлена следующим образом:
По мнению
Парето, «лысы» - это политические руководителя,
которым свойственны хитрость и
обман, коварство и вероломство, которые
способны идти на компромисс, манипулировать
массами для достижения своих целей. «Львы»
- это политические деятели, которым присуща
смелость, настойчивость, принципиальность,
а поставленных целей они достигают, как
правило, силовыми методами. «Спекулянты»
- это крупные бизнесмены, которые стремятся
к увеличению богатства любыми средствами
и не боятся рисковать. «Рантье» - это деловые
люди, для которых характерны расчетливость
и осторожность в финансовых делах. «Критиканы»
- это представители, как правило, научной
и художественной интеллигенции, которые
осуждают существующие порядки и предлагают
новые ценности и идеалы. «Оптимисты»
- это представители интеллигенции, которые
проповедуют консервативные взгляды и
призывают к терпимости.
Анализируя
различные типы представителей
элит, Парето пришел к выводу
о том, что если в обществе
преобладают «львы», «рантье» и
«оптимисты», то в нем наступает
стабильность и оно начинает
загнивать. Когда же среди представителей
элиты большинство составляют «лисы»,
«спекулянты», «критиканы», тогда в обществе
происходят прогрессивные изменения.
МАКС
ВЕБЕР (1864 - 1920)
Немецкий
социолог, экономист и политический
деятель Макс Вебер считается
основоположником «понимающей социологии»
и теории «социального действия». Его
социологические воззрения с позитивистских
позиций представлены в работах «Протестантская
этика и дух капитализма» (1904-1905) и «О категориях
понимающей социологии» (1913).
Методология
социологического исследования
Для
Вебера в процессе познания ученый может
высказывать два вида суждений об изучаемом
объекте. Первый - субъективный - в форме
оценочного суждения, второй - объективный
- в форме ценностного суждения. Понимая
под оценкой выражение индивидуального
мнения ученого об исследуемом объекте,
Вебер заявлял о недопустимости оценочных
суждений, как в естественных, так и в общественных
науках. Только ценностное суждение будет
строго научным, так как оно выражает не
индивидуальное отношение исследователя
к объекту, а направленность интереса
определенной эпохи.
В
отличие от предшествующих позитивистов,
которые искали общее в методологии
исследования объектов естественных
и общественных наук, Вебер, акцентировал
внимание на выяснения различия в их методологиях.
Он утверждал, что, например, явления культуры
нельзя исследовать с помощью тех же методов,
которыми изучаются движение небесных
тел. Специфику исследования социальных
объектов немецкий позитивист видел в
том, что социологам следует изучать не
столько эмпирические реальности, сколько
«идеальные типы». Для Вебера «идеальный
тип» - это «мыслимый образ», создаваемая
фантазией ученого с помощью понятий рациональная
идеальная модель социальной реальности.
Сравнивая реальность с созданной моделью,
социолог может определить, «как близко
или как далеко от этого идеального типа
стоит действительность».
Вебер
различал два класса «идеальных
типов». Первый класс - «чистые
идеальные типы», например, «хозяйство»,
«культура», «город», «церковь»,
которые не ограничены никакими
пространственно-временными рамками и
могут быть использованы при исследовании
социальной реальности в любой точке земного
шара и в любую историческую эпоху. Второй
класс - «исторические идеальные типы»,
например, «феодализм», «культура капитализма»,
«средневековый город», «немецкая протестантская
церковь», которые ограничены рамками
определенного места и конкретной исторической
эпохой.
Прежде
чем исследовать социальные объекты
с позиции их «идеальных типов»,
по мнению Вебера, социолог должен
определиться с выбором первичного
элемента социальной системы. Если О. Конт
и Г. Спенсер в качестве первичных элементов
выдвигали соответственно «социальные
институты» и «социальные органы», то
немецкий социолог, также как и В. Парето,
предлагал «атомом социальных наук» считать
«социальное действие». В отличие от других
общественных наук особенность социологии
ему виделась в том, что она должна сквозь
призму понимания изучать социальные
действия индивидов, то есть быть «понимающей
социологией». С позиций понимающей социологии
анализу подлежат не все действия индивида,
а только осмысленные и целенаправленные
на других индивидов, обладающие «субъективным
смыслом», который вкладывает в них действующий
индивид. Социолог обязан «истолковать
и понять социальное действие», то есть
выяснить те ценностные ориентации, которые
определили поведение индивида и тем самым
обусловили конфетные социальные явления
и процессы, характеризующие соотношение
идеального типа с реальным объектом социологического
исследования.