Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:29, контрольная работа
Для понимания анатомии управления важным является понятие сознания. Но оно настолько обширно, что его сложно операционализировать, то есть представить в виде эмпирически измеримых показателей, которые можно использовать в конкретно-социологических исследованиях. Социологи ограничиваются изучением только тех его конкретных проявлений, которые представлены в виде потребностей, интересов, мотивов и ценностей, которые можно изучать социологическими эмпирическими методами. Впервые научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его деятельности дали представители школы поведенческих наук А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор и др.
Государство как
политико-правовой институт (система
государственных органов) не тождественно
обществу в целом, а представляет
собой организованную группу людей,
осуществляющей от имени общества публичную
власть и управление людьми. Попытки
втиснуть все многообразие общественной
жизни в прокрустово ложе государственных
институтов, как известно, — типологическая
черта тоталитарных режимов. Государство
не должно поглощать гражданское
общество. Понятие “гражданское общество”
тесно связано с понятием “государство”,
поскольку они характеризуют
различные, но взаимодополняющие стороны
глобального общества как единого
организма. Гражданское общество включает
совокупность политических и неполитических
саморегулирующихся видов деятельности
и отношений — производственно-
'В контексте теории
государственного управления
Именно проблема, в полном значении этого понятия, проблема, над разрешением которой трудились многие политические мыслители прошлого и которая остается предметом острых дискуссий политиков и теоретиков современности.
Функции государства — это сложившиеся направления его деятельности в важнейших сферах общественной жизни, в которых реализуются и конкретизируются сущность и роль государства в обществе. Функции суть обобщенные, более или менее однородные виды целенаправленного воздействия на общество. Они обусловливаются его историческими типами и конкретно-историческими этапами развития данной общественной системы. В функциях проявляются и объективируются присущие данному типу государства особенности и закономерности развития, состояние и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и отношений /4/. Отсюда исторический характер функций государства, их видов и содержания, свойственных конкретным государственным системам.
Бывшее советское
государство характеризовалось
функциями, обеспечивающими решение
задач создания коллективистского
социального строя (хозяйственно-организаторской,
культурно-воспитательной и др.). Нынешнее
Российское государство преследует
иные цели — осуществить капитализацию
страны, перестроить систему социально-
В функциях государства находят отражение основные цели его социальных носителей (крупных социальных групп) и реализуются задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства.
В свое время К. Маркс
писал в “Капитале”, что государство
в классово-антагонистическом
Государство в современном
обществе — это самостоятельный
организм, воздействующий на все стороны
общества. В его деятельности заинтересованы
не отдельные, а все социальные группы,
хотя требования, предъявляемые к
этой деятельности, социальные ожидания
у различных групп, конечно, различные.
Скажем, консервативные круги экономически
господствующих групп не заинтересованы
в усилении роли государства в
экономической сфере, равно как
и в социальной. Напротив, малообеспеченные
массы выступают за более жесткий
и широкий государственный
В современных индустриальных
и постиндустриальных общественных
системах государство превратилось
в многофункциональную, относительно
самостоятельную (с широким диапазоном
самостоятельности) систему политико-
Политическая и юридическая науки из всего многообразия функций, выполняемых государством, выделяют основные. Это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период /6/. В них воплощаются классовая сущность и общесоциальное назначение государства. Эти функции относятся к деятельности государства в целом, хотя выполняются в разной степени всеми или многими его органами. Объектом воздействия являются не отдельные части общественной жизни и группы людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).
Какие же функции можно отнести к основным, присущим современному государству, в том числе Российскому? Оговоримся, что в конкретных государственных системах они обретают свои специфические модификации.
Прежде всего функция обеспечения единой государственной власти в обществе.Государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной публичной власти. Через институты государства осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Как система социальных институтов государство существует и функционирует на основе Конституции —- свода правовых законов и образцов институтов.
Другая важнейшая
функция — управленческая. Госу
Не менее важная функция государства — интегративная. Она реализуется на базе управленческой. Государство регулирует взаимоотношения социальных групп, коллективов и граждан, добивается достижения общественных компромиссов, обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, сплачивая их в народ как государствообразующую общность. Основу социально-политического единства народа составляют общие государственные интересы, общепризнанные ценности и цели. Выражение и защита их придает государству и его деятельности политический характер.
Государство осуществляет
экстракционную и дистрибутивную деятельность,
т.е. его институты и организации
занимаются добыванием экономических
и других ресурсов, необходимых для
своего функционирования, и распределением
и перераспределением ресурсов, благ,
услуг и символических
создание необходимых
условий для функционирования и
прогресса экономики. Это — правовое
закрепление тех или иных форм
собственности на средства производства,
обеспечение единого
Одна из главных функций современного государства — содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах:
поддержание на соответствующем
уровне систем образования, здравоохранения,
науки и духовной культуры. В ряде
литературных источников она именуется культурно-
Важнейшая функция государства — защита данного общества от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) факторов. Речь идет об обеспечении внутренней безопасности членов общества, а также о военной, экономической, информационной, идеологической, экологической, технотронной и др.
Наконец, современное государство существует не в социально-политическом вакууме, а в окружении международного сообщества. Создание благоприятных, с точки зрения государственных интересов, условий международных связей и сотрудничества страны с международным сообществом — весьма значимая функция, успешная реализация которой гарантирует нормальную жизнедеятельность страны и государства.
Отмеченные функции характеризуют взаимодействие государства с обществом в целом, а также с внешней, международной средой. Их реализация зависит от того, как работает государственный организм в своем внутреннем функционировании. В политической науке внутренние виды деятельности государственных институтов объединяются в группу функций конверсионных (преобразовательных). Имеются в виду следующие деятельности:
а) артикуляция и агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке государственных решений; б) нормотворчество (разработка норм и правил); в) применение норм и правил; г) контроль
за соблюдением
норм и правил членами государственного
аппарата; д) политическая и административная
управленческая коммуникация. В совокупности
названные конверсионные
Набор функций государства
определяет его структуру как
системы институтов и организаций.
Поскольку анализ государственных
структур впереди, отметим здесь
лишь один момент. А именно: разделение
государственных институтов и органов
на три группы: 1) непосредственно
осуществляющие властные функции (в
том числе правоохранительные органы);
2) институты, обеспечивающие разнообразные
виды внешней безопасности; 3) система
институтов и органов политического
руководства и
Информация о работе Контрольная работа по "Социологии управления"