Контрольная работа по "Социологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Для понимания анатомии управления важным является понятие сознания. Но оно настолько обширно, что его сложно операционализировать, то есть представить в виде эмпирически измеримых показателей, которые можно использовать в конкретно-социологических исследованиях. Социологи ограничиваются изучением только тех его конкретных проявлений, которые представлены в виде потребностей, интересов, мотивов и ценностей, которые можно изучать социологическими эмпирическими методами. Впервые научное обоснование роли мотивов и потребностей человека в его деятельности дали представители школы поведенческих наук А. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. Макгрегор и др.

Файлы: 1 файл

социология управления.docx

— 34.70 Кб (Скачать файл)

Государство как  политико-правовой институт (система  государственных органов) не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющей от имени общества публичную  власть и управление людьми. Попытки  втиснуть все многообразие общественной жизни в прокрустово ложе государственных  институтов, как известно, — типологическая черта тоталитарных режимов. Государство  не должно поглощать гражданское  общество. Понятие “гражданское общество”  тесно связано с понятием “государство”, поскольку они характеризуют  различные, но взаимодополняющие стороны  глобального общества как единого  организма. Гражданское общество включает совокупность политических и неполитических саморегулирующихся видов деятельности и отношений — производственно-экономических, социальных, духовно-нравственных, религиозных и т.д., составляющих жизненную основу государства. Гражданское общество на современном этапе человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, социальными, правовыми, духовными отношениями между людьми. Это — совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную жизнь граждан, удовлетворение их групповых и индивидуальных потребностей и интересов. На его базе функционирует демократическое государство, являясь официальным выражением гражданского общества, сферой выявления, регулирования и защиты общих интересов социальных групп и граждан.

'В контексте теории  государственного управления на  первый план выдвигается проблема  функций современного государства.

Именно проблема, в полном значении этого понятия, проблема, над разрешением которой  трудились многие политические мыслители  прошлого и которая остается предметом  острых дискуссий политиков и  теоретиков современности.

Функции государства  — это сложившиеся направления  его деятельности в важнейших  сферах общественной жизни, в которых  реализуются и конкретизируются сущность и роль государства в  обществе. Функции суть обобщенные, более или менее однородные виды целенаправленного воздействия  на общество. Они обусловливаются  его историческими типами и конкретно-историческими  этапами развития данной общественной системы. В функциях проявляются  и объективируются присущие данному  типу государства особенности и  закономерности развития, состояние  и динамика социально-экономических, политических, духовных процессов и  отношений /4/. Отсюда исторический характер функций государства, их видов и  содержания, свойственных конкретным государственным системам.

Бывшее советское  государство характеризовалось  функциями, обеспечивающими решение  задач создания коллективистского  социального строя (хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной и др.). Нынешнее Российское государство преследует иные цели — осуществить капитализацию  страны, перестроить систему социально-экономических  и других общественных отношений  на основе принципов либеральной  демократии. Соответственно качественно  изменились его специфические функции. Одна из важнейших, новых для нашего общества, — реформирование экономики, превращение ее в рыночную.

В функциях государства  находят отражение основные цели его социальных носителей (крупных  социальных групп) и реализуются  задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства.

В свое время К. Маркс  писал в “Капитале”, что государство  в классово-антагонистическом обществе решает задачи двоякого рода: “выполнение  общих дел, вытекающих из природы  всякого общества, и специфические  функции, вытекающие из противоположности  между правительствами и народными  массами” /5/. Это положение классика сохраняет теоретическое значение для анализа современности. Мировая практика и политическая литература показывают, что современное государство как политико-правовой институт продолжает выполнять традиционную функцию инструмента классового господства. Правящая элита и сегодня формируется в большинстве своем из числа сильных мира сего. О государстве как господстве людей над людьми, опирающемся на легитимное насилие, писал в начале XX в. немецкий социолог М. Вебер. Вместе с тем диапазон функций государства значительно расширился, что связано с изменением его социальной природы и превращением в реальный политический союз граждан, а также в фактического представителя-большинства населения конкретной страны. Современное демократическое государство осуществляет широкий круг деятельности, выходящий за пределы интересов отдельных классов, в том числе господствующих. Оно занимается решением общественно-политических проблем, регулированием и преодолением социально-экономических противоречий и конфликтов, включая межклассовые. “Не каждый конфликт, —писал бывший канцлер ФРГ В. Брандту —- является тем, что называли и называют “классовым вопросом”. Но это понимание не вытесняет осознание того, что “мы все же до; известной степени классовое общество” и “давно проводим в обществе социальную политику, имеющую целью уменьшить классовые противоречия и различия”/7/.

Государство в современном  обществе — это самостоятельный  организм, воздействующий на все стороны  общества. В его деятельности заинтересованы не отдельные, а все социальные группы, хотя требования, предъявляемые к  этой деятельности, социальные ожидания у различных групп, конечно, различные. Скажем, консервативные круги экономически господствующих групп не заинтересованы в усилении роли государства в  экономической сфере, равно как  и в социальной. Напротив, малообеспеченные массы выступают за более жесткий  и широкий государственный контроль во всех областях общественной жизни.

В современных индустриальных и постиндустриальных общественных системах государство превратилось в многофункциональную, относительно самостоятельную (с широким диапазоном самостоятельности) систему политико-административных институтов, социально-экономических  и социокультурных организаций.

Политическая и  юридическая науки из всего многообразия функций, выполняемых государством, выделяют основные. Это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных целей и задач, стоящих перед ним в определенный исторический период /6/. В них воплощаются классовая сущность и общесоциальное назначение государства. Эти функции относятся к деятельности государства в целом, хотя выполняются в разной степени всеми или многими его органами. Объектом воздействия являются не отдельные части общественной жизни и группы людей, а социальная система как единый организм или ее подсистемы (экономическая, социальная структура, политическая, духовная).

Какие же функции  можно отнести к основным, присущим современному государству, в том  числе Российскому? Оговоримся, что  в конкретных государственных системах они обретают свои специфические  модификации.

Прежде всего функция обеспечения единой государственной власти в обществе.Государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной публичной власти. Через институты государства осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Как система социальных институтов государство существует и функционирует на основе Конституции —- свода правовых законов и образцов институтов.

Другая важнейшая  функция — управленческая. Государство — управляющая система. Его институты (высшие и региональные органы законодательной и исполнительной власти) осуществляют политическое руководство и административное управление деятельностью социальных субъектов и отношений, связанных с общественными интересами. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности государственных институтов зависят от типа государства. Об этом пойдет речь в дальнейшем.

Не менее важная функция государства — интегративная. Она реализуется на базе управленческой. Государство регулирует взаимоотношения социальных групп, коллективов и граждан, добивается достижения общественных компромиссов, обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, сплачивая их в народ как государствообразующую общность. Основу социально-политического единства народа составляют общие государственные интересы, общепризнанные ценности и цели. Выражение и защита их придает государству и его деятельности политический характер.

Государство осуществляет экстракционную и дистрибутивную деятельность, т.е. его институты и организации  занимаются добыванием экономических  и других ресурсов, необходимых для  своего функционирования, и распределением и перераспределением ресурсов, благ, услуг и символических ценностей (званий, классификаций и пр.). Отсюда хозяйственно-экономическая функция:

создание необходимых  условий для функционирования и  прогресса экономики. Это — правовое закрепление тех или иных форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, строительство адекватной финансовой системы, проведение соответствующей  налоговой политики и т.п.

Одна из главных  функций современного государства  — содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах:

поддержание на соответствующем  уровне систем образования, здравоохранения, науки и духовной культуры. В ряде литературных источников она именуется культурно-воспитательной функцией.

Важнейшая функция  государства — защита данного общества от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) факторов. Речь идет об обеспечении внутренней безопасности членов общества, а также о военной, экономической, информационной, идеологической, экологической, технотронной и др.

Наконец, современное  государство существует не в социально-политическом вакууме, а в окружении международного сообщества. Создание благоприятных, с точки зрения государственных интересов, условий международных связей и сотрудничества страны с международным сообществом — весьма значимая функция, успешная реализация которой гарантирует нормальную жизнедеятельность страны и государства.

Отмеченные функции  характеризуют взаимодействие государства  с обществом в целом, а также  с внешней, международной средой. Их реализация зависит от того, как  работает государственный организм в своем внутреннем функционировании. В политической науке внутренние виды деятельности государственных  институтов объединяются в группу функций  конверсионных (преобразовательных). Имеются  в виду следующие деятельности:

а) артикуляция и  агрегация интересов, что означает процесс предъявления, выражения  и обобщения социальных интересов  при выработке государственных  решений; б) нормотворчество (разработка норм и правил); в) применение норм и  правил; г) контроль

за соблюдением  норм и правил членами государственного аппарата; д) политическая и административная управленческая коммуникация. В совокупности названные конверсионные функции  образуют процесс самоуправления государства.

Набор функций государства  определяет его структуру как  системы институтов и организаций. Поскольку анализ государственных  структур впереди, отметим здесь  лишь один момент. А именно: разделение государственных институтов и органов  на три группы: 1) непосредственно  осуществляющие властные функции (в  том числе правоохранительные органы); 2) институты, обеспечивающие разнообразные  виды внешней безопасности; 3) система  институтов и органов политического  руководства и административного  управления.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии управления"