Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций
Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
Модели семейных отношений
Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием и равенством.
Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители чаще всего сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто дети в таких семьях с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.
Социальными педагогами
1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание детей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому архисложному и архиответственному делу, не имея о нем сколько-нибудь педагогических представлений.
2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспитания» в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них.
3. Следующая причина
Об уровне сформированности личностных составляющих ребенка принято, прежде всего, судить по двум основным признакам.
Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И.Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из параметров оценки самовоспитания детей, к которым он относит:
Лекция 6: Семейная коммуникация как проблема современной семьи
Роль семейной коммуникации в социальной адаптации личности.
В общении супругов немалое место занимают беседы. Умеем ли мы правильно вести их? Получается ли быть в них действительным слушателем? Этот вопрос однажды становится вопросом центральным. Каким-то шестым чувством супруги начинают улавливать, что строительство семьи будет разваливаться до тех пор, пока они не научатся слушать друг друга. Что же это такое — слушать? Слушать, внимать – это одно действие. Совсем другое – свое сравнивать с тем, что мне говорят. В результате возникает с чем-то – согласие, с чем-то, наоборот, — несогласие, а что-то третье расширяет мои представления. Так будет во всякой семье. Уже потому, что двое, соединенные в браке, пришли из разных семей, они имеют разные обычаи и традиции, принесенные каждым из своей семьи. В этих обычаях может быть немало полезного и правильного. Разве что всегда непривычного, но и только. Больше того, каждый имеет непохожий на другого жизненный опыт, неведомый другому. Супруги разнополы и восприятие мира у них разное. В супружестве оно должно стать взаимодополняющим. Этому-то и нужно еще научиться. Наконец, каждый супруг уникален как человек, и Господь наделил его по Своей любви дарованиями особенными, неповторимыми. В супружестве эти особенности должны проявиться и принести в семью богатство человеческого нрава, которым семья совершится в лад и полноту.
В результате из сказанного целого я могу воспринять только часть.
Есть и еще одна причина неполного восприятия собеседника. Это моменты моих собственных напряжений или размышлений. Занятый самим собою, я всех ее слов не мог расслышать.
Что это такое? Собеседник в своем содержании всегда несет три составляющих. Одно — то, что я слышу. Второе — то, что прозвучало, но я не услышал. Наконец, третье, самое важное — его попечение. То есть, любой говорящий, за словами, которые он произносит, имеет еще попечение – либо о том предмете, о котором он говорит, либо о людях или делах, ради которых он говорит, либо ради собственного самоутверждения, либо ради Бога, чью волю он сейчас хочет узнать и ищет. Попечение это не всегда прямо выражается в словах или обычно не всегда ясно звучит, а чаще безотчетно для говорящего присутствует прикровенно. Но именно оно и составляет центр его жизни. Там, где на уровне попечений собеседники не слышат друг друга, там и возникают наиболее сильные напряжения, противостояния, вплоть до полного обессиливания и изнеможения друг от друга или, наоборот, впадения в непроизвольную досаду, ярость и ненависть друг ко другу. В то же время, если собеседники вслушиваются в попечения друг друга и слышат их, и откликаются на них, там начинается движение к единодушию. Даже если один из собеседников это делает, единодушие уже будет обретаемо.
А в семье? Здесь состояние встречи знакомо каждой паре супругов. Когда-нибудь оно было пережито ими. Пережито не в опосредованном общении через книгу, экран или сцену, а в непосредственной беседе друг с другом. Действительное слушание рождает сокровенную тональность общения. Разговор и беседа текут не из стремления себя донести, но из душевной щедрости собеседников, глубокой расположенности их друг ко другу. Вряд ли сами они в эти минуты сознают, что с ними происходит. Напоенные чувством расположения, наполненности и востребованности друг в друге, они живут тончайшими переливами душевых движений. В эти моменты ни один из них не скажет, когда общение богаче — в молчании или в беседе. Они могут говорить на очень простые житейские темы и не в этом будет суть. Потому что суть в таких случаях заключается в истиной человечности ситуации слушания. Какая еще встреча может наполнять супругов столь же жизнеутверждающим чувством обретения целого. Я не один. Нас двое. И мы одно. Доверительность другому и другого мне, тончайшая соединенность во взаимоподдержке и чувство полной защищенности в мире — все это становится бесценным достоянием супругов в каждой такой беседе, в каждой такой встрече. При этом в таком общении само слушание также проходит два этапа — воспитания и осмысления. Только воспринимаются здесь не части, а целое, и потому осмысливаются не части, но целое. В этом принципиальная разница общения самоутверждающегося, рождающего атмосферу соперничества, и общения расположенного, в котором каждый утверждает другого и в котором действительно и впервые рождается сотрудничество. Не уровень темы, не глубина раскрытия проблемы определяют человеческое общение. Более того, и то, и другое часто не имеют никакого значения. Есть множество семей, в которых тема разговора не поднималась выше бытовой повседневности, не выходила за рамки домашнего хозяйства, работы и бедного ассортимента развлечений, которые есть, например, в отдаленных от культурных центров селах. И, тем не менее, они знают полное и глубокое общение друг с другом. Бытует мнение, что богатство человеческого общения зависит от эрудированности, образованности собеседников, от того, знают ли они или не знают современных художников, знакомы или нет с произведениями классики, следят или нет за ходом развития современной мысли, разбираются или нет в современной прозе или поэзии, в ведущих научных идеях и т. д. Отсюда невольно формируется образ будущего жениха или невесты, умеющего вести беседу на высоком одухотворенном уровне, начинается поиск такого общения, рождается желание самому стать способным к таким разговорам. Отсюда появляется стремление наполнить квартиру книгами, репродукциями, журналами, музыкой, техникой и т.д. Чего-то другого, по человечески простого, ласкового и любящего хочется дома. Не нужно блистать эрудицией, не нужно глубоко разбираться в проблемах, нужно просто побыть в щедрых лучах человеческой заботы и внимания друг к другу. Нужно хоть один час побыть в атмосфере душевного единства, взаимоподдержки, чтобы, вдохнув эту живительную силу человечности, нести ее другим людям. Тогда рождается чувство тыла, наполняющее спокойной уверенностью каждого из супругов. Лишь испытав, человек начинает понимать, какой укрепляющей силой обладает это чувство. Есть такое выражение: жизненное пространство. Оно может быть пустым или наполненным. Его нельзя наполнить информацией, оно наполняется только теплом человеческого участия. Обрести в семье душевное единство, значит прийти к заполненности жизненного пространства таким теплом. Движение к душевному общению начинается с умения слушать другого. Можно выделить три уровня общения; информативный, человеческий и причинный — три уровня слышания.
Там, где присутствует стремление
донести себя другому, люди неизбежно
впадают в информативное
Проблемы межпоколенных и
В начале нынешнего столетия в социальной культуре общества произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Среди факторов, влияющих на социальный статус пожилых, отмечается разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно-технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодых поколений и усилению геронтофобной установки в массовом сознании. Геронтофобия- это боязнь старости, негативное отношение к пожилым. Дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, направленность сознания наших людей на выживание, - все это влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых людей. Молодое поколение не имеет ясного представления об их жизни и часто драматизирует социальное положение пожилых, в противовес своему собственному мнению, тем самым, порождая стереотипы. Социальный стереотип - образ полярной по знаку оценки, жестко фиксированный, не допускающий ни малейшего сомнения в его истинности побуждающий к строго однозначному действию. Стереотип может быть позитивным или негативным. Позитивный стереотип старого человека делает упор на жизненный опыт и мудрость старых людей, потребность уважения к ним и заботе. Негативный, если главный упор делается на производство, оценивая человека по тому, участвует ли он в нем. Тогда старого человека воспринимают как ненужного, а о его опыте говорят, что он устарел и неприменим. Существующий в обществе негативный стереотип навязывает пожилым определенный стиль поведения в рамках формулы детство-зрелость, взрослость работа, старость-покой. Общество создает стереотип старого человека, опирающийся в основном на крайние группы, черты которых затем приписывают всем пожилым.
Выделяют целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям:
1) все старики похожи друг на друга;
2) пожилые люди социально изолированы;
3) большинство из них имеет слабое здоровье;
4) увольнение с
работы порождает больше
5) большинство старых людей изолированы от своих семей или пренебрегают ими;
6) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней;
7) старый человек не может учиться;
8) умственные качества с возрастом ухудшаются.
Эти стереотипы рисуют ложную или сильно упрощенную картину старости и влияют на мироощущение пожилых людей. Надо отметить, что существует некая разница представлений о старости у детей, молодежи и взрослых людей. У детей обычно представление о старом человеке отождествляется с образом бабушки или дедушки. В описании присутствуют исключительно внешние черты: седые волосы, морщинки, сгорбленность, медленная походка, иногда- использование палки при ходьбе. Дети старшего возраста описывают пожилого человека согласно его психологическим свойствам, занятиям и поведению. Молодежь склонна признавать за старыми людьми превосходство над молодостью. Но также множество молодых людей склонны считать, что молодость- это наивысшая ценность, ибо является возрастом работы, старый же человек уже не работоспособен, а значит, не нужен. Старшие возрастные группы старость ассоциируют с болезнью и с тем, что старым людям нужна помощь. С возрастом, постепенно стереотип старости изменяется на более позитивный, так как человек чаще начинает размышлять о наступлении собственной старости. Общечеловеческую характеристику взаимодействия поколений дает М. Мид. В истории человечества Маргарет Мид выделяет три типа культуры: межпоколенных отношений; Постфигуративные, в них дети учатся у своих предков; Кофигуративные, дети и взрослые учатся у своих сверстников; Префигуративные, взрослые учатся у своих детей. Постфигуративные культуры больше свойственны традиционным обществам и ориентируются в своем развитии на прошлое. Информация от поколения к поколению передается бессознательным путем. Для них прошлое воплощено только в стариках. Старики являлись хранителями и носителями культуры. В таких культурах в отношениях между поколениями тоже встречаются конфликты. Когда люди старшего возраста ждут от молодого поколения мятежа и захвата власти. С точки зрения М. Мид это находит отражение в инициациях (ритуалах перехода). Запреты и ритуалы нейтрализуют поколенные конфликты. Постфигуративная культура зависит от реального присутствия в ней трех поколений. Они принимают данную культуру как нечто само собой разумеющееся, так что ребенок, вырастая, принимает без тени сомнения все то, в чем никто не сомневается в его окружении. Сохранение культуры зависит от установок стариков и от того, как они передали ее молодым. Кофигуративные культуры, характеризуются доминирующей моделью поведения сверстников. Ускорение технического и социального прогресса в индустриальном обществе порождает кофигуративные отношения, когда дети и взрослые все больше ориентируются на подвижную современность. В воспитании растет влияние сверстников. Возникает молодежная контркультура. Влияние родителей уравновешивается влиянием сверстников. Кофигурация начинается там, где начинается кризис постфигуративной системы. Кризис в результате катастроф, в которых погибли в основном старшие, которые играют важную роль в руководстве обществом. Вслед за переселением в новую страну, где старшие всегда будут считаться иммигрантами и чужаками. В своей простейшей форме кофигуративное общество- это общество, в котором отсутствуют деды и бабки. Это явление, больше свойственно индустриальным, высоко урбанизированным обществам, в которых обеспеченные или очень бедные люди отделяют себя от престарелых, предоставляя им для жительства специальные дома. С физическим удалением поколения дедушек и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на одно поколение, а значит, его связи с прошлым ослабевают. Частью этой культуры выступает установка на то, что дети уйдут от своих родителей либо окажутся вне их влияния, как в свое время сделали и сами родители. В США последствия кофигурации, стали ощущаться к началу ХХ века. Близкие отношения между старшим поколением и внуками потеряли свою силу. Родители утратили свой приоритет в разработке стандартов поведения. Префигуративные культуры ориентируются на будущее и отражают время, в котором мы живем. Дети стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им нельзя управлять с помощью осуществления изменений в одном поколении с помощью кофигурации в рамках устойчивой, контролируемой старшими культуры, которая несет в себе постфигуративные элементы. За последние десятилетия произошел резкий необратимый разрыв между поколениями. Этот разрыв совершенно нов, но глобален и всеобщ. Сегодня же во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И, наоборот, старшее поколение никогда в жизни молодых не найдет повторения своего опыта перемен. Сегодняшние дети вырастают в мире, которого не знали старшие. Концепция М. Мид предполагает, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и от детей к родителям. Молодежь по-своему интерпретирует сложившиеся современные ситуации и культурное наследство и этим оказывает сильное влияние на старшее поколение. Однако, какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны, по мнению И. Кона на опыте прошлых поколений и на определенной культурной традиции. Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций). Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности. Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства. Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень часто с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше сохранились у азиатских и кавказских народов. Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку. С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений, когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение. Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений. В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали, поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что стариков убрали - и сами до следующего года не дожили. Пенсионеры - иждивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат чему-то.