Культура семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Файлы: 1 файл

2 Курс лекций Культура семейных отношений.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

 Человечество переживает вторую  в своей истории грандиозную  революцию в области отношений полов. В условиях моногамии все женщины в принципе не могут быть обеспечены превосходящими их по качеству мужчинами, а биологический и социальный прогресс не может быть поэтому максимально эффективным.

 Только приблизительно половине  разведённых женщин удаётся осуществить новый выбор. Миллионы молодых здоровых и привлекательных женщин, не видя вокруг достойных мужчин, предпочитают некачественному браку безбрачие. Женская проблема имеет решение. Оно лежит на путях преобразования моногамии в новый, более высокий тип брака и подразумевает исключение из процесса воспроизводства жизни  отрицательных, низкокачественных мужчин, тех, которые не укладываются в рамки женского идеала мужчины. При этом в нерегламентируемые законом (за его неимением) полноценные, всеохватывающие брачные связи вступают численно отличные один от другого контингенты мужчин и женщин. Количественно мужской контингент уступает женскому, качественно — его превосходит. Новый — основанный на свободном выборе — брак не исключает наличия у женщины, последовательно или одновременно, нескольких партнёров. Полигиния мужчин является обычным делом.

  “Половая” модификация исторического  процесса обусловливает следующую  его разбивку: женский период (первобытность)  — мужской период (классовые общества) — женский период (коллективизм). В коллективистском обществе, если при его рассмотрении во главу угла ставится половой аспект, центральной фигурой, без всякого сомнения, является женщина. Вокруг неё вращаются мужчины и весь мир. 

В основе моногамии в конечном счёте лежит материальный интерес. Свободный брак имеет совершенно другую — идеальную основу. Он представляет собой обоюдную реализацию идеала. Мужчину и женщину в отсутствие эксплуатации связывают исключительно взаимное влечение, общность взглядов, уважение друг к другу. Наконец, их связывает любовь. Подобно свободному браку, свободная семья как процесс будет представлять собой постоянный поиск нового, более приемлемого семейного партнёра. Если брачное партнёрство складывается прежде всего на основе выбора женщиной мужчины, то семейное — формируется преимущественно на основе выбора детьми “родителей”. Не надо объяснять, что возможность смены “родителей” (и детей) вовсе не означает своей автоматической реализации.

Как и свободный брак, свободная  семья вырастает на неэкономическом — идеальном — основании. Материальные заботы о детях полностью перейдут к обществу. Фундаментом семьи будущего явится свободная “любовь”. Разумеется, сейчас мы говорим не о половой любви, а о той, которая хорошо нам известна и которая связывает духовными узами представителей различных поколений. По мере исторического развития чувственная составляющая “детско-родительской любви” будет всё более ослабевать и постепенно вытесняться рациональной. Основанная на отборе “родителей”, свободная семья интенсифицирует социальное развитие. Прогресс ускорится, освободившись от тормозящего воздействия некачественных мужчин. В свободной семье будет решена вековая проблема “отцов и детей”. Дети, не удовлетворённые своими биологическими родителями, смогут найти себя и своё место в социуме, выбрав соответствующих общественно обусловленному детскому идеалу новых “родителей”. Наконец, зрелые люди, избавленные от напряжения, связанного с конфликтом поколений, окажутся в более благоприятной, чем современная, психологической атмосфере. Они получат более широкие возможности для своей трудовой и творческой самореализации. Людей, не имеющих “детей”, никто не подвергнет осуждению. Кстати, количество детей в обозримом будущем уменьшится. Современная тенденция снижения рождаемости является необратимой.

Смысл концепции Л. Моргана.

Первая стадия.

1.Промискуитетные связи.

2.Групповой брак между братьями и сёстрами, родными и коллатеральными. Отсюда:

3.Кровнородственная семья (Первая стадия семьи). Отсюда:

4.Малайская система родства.

 

Вторая стадия.

5.Организация на основе различия полов и обычай пуналуа, препятствующие браку между братьями и сёстрами. Отсюда:

6.Пуналуальная семья (Вторая стадия семьи). Отсюда:

7.Родовая организация, исключившая братьев и сестёр из брачного общения. Отсюда:

8.Туранская и ганованская система и свойства.

Третья стадия.

9. Возрастающее влияние родовой организации и развитие производств, поднявших часть человечества на низшую ступень варварства. Отсюда:

10.Брак отдельных пар, но без исключительности сожительства. Отсюда:

11. Синдиасмическая семья (Третья стадия семьи).

Четвёртая стадия.

12. Пастушеская жизнь на равнинах в ограниченных областях. Отсюда:

13. Патриархальная семья (Четвёртая, но не всеобщая стадия семьи).

Пятая стадия

14.Рост собственности и переход к наследованию по прямой линии.

15. Моногамная семья (Пятая стадия семьи). Отсюда:

16. Арийская, семитическая и уральская системы родства и свойства и исчезновение туранской системы.

Формы и виды семейно-брачных отношений

Виды брака

  • Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС.   Церко́вное бракосочета́ние или венча́ние — христианское таинство благословения жениха и невесты, изьявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни.

 В христианской традиции  брак имеет несколько значений:

  • повеление Бога
  • союз мужчины и женщины, благословлённый Богом
  • напоминание о браке Христа и Христианской Церкви

(Обычно бракосочетанию предшествует помолвка - уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания.

  Брак в современной Православной церкви

В настоящее время в Православной церкви венчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном) браке. Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога.  Церковный брак расторгается с разрешения епископа только при достаточных основаниях, какими могут быть:

  • супружеская измена
  • психическое заболевание одного из супругов
  • заболевание, передающееся половым путём
  • сильная аддикция

Второй и третий брак совершаются  по менее торжественному чину. Четвёртый и последующие не благословляются.

  Брак в евангельских Церквях

В большинстве своём, евангельские христиане, придерживаются следующих принципов при освящении брака. Венчание совершается только для пар, уже состоящих в

гражданском (официально зарегистрированном) браке. Браки заключаются между двумя людьми противоположного пола - возрождёнными христианином и христианкой (исповедующих Триединого Бога, живущих так, как говорит Бог через Священное Писание, т.е. без греха). Условия для брака в евангельских Церквях:

  • зрелый возраст обоих брачующихся (после 18 лет),
  • искреняя вера в Бога,
  • водное крещение (через полное погружение),
  • отсутсвие Церковных дисциплинарных взысканий (замечание, отлучение) у обоих
  • согласие обоих сторон.

В большинстве случаев браки  заключаются между представителями  одной конфессии. Брак между верующим и неверующим людьми, согласно трактовке  евангельских христиан, запрещены Писанием (см. Новый Завет), нарушители отлучаются от Церкви. Интимные отношения до совершения бракосочетания также запрещены Священным Писанием, как грех блуда, нарушители также отлучаются от Церкви.  Церковный брак расторгается в крайне редких случая, по рассмотрению служителей Церкви.

    Морганати́ческий брак (мезальянс) — брак между лицами неравного положения, обычно в сословных обществах. В морганатическом браке супруг более низкого положения не занимал положения более высокопоставленного.  Понятие имело место только для высших сословий. Небольшое неравенство, однако, не служило основанием для признания брака морганатическим. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран. Так, в Законе о престолонаследии Российской империи член императорской фамилии, вступивший в морганатический брак, терял право на престол за себя и за потомков от этого брака. Именно с этим обстоятельством, в частности, связан отказ Константина наследовать Александру I, что представило повод для руководителей Восстания декабристов. Ряд потомков дома Романовых в России также утратил права на наследование престола именно по этой причине. Одним из примеров такого брака можно считать брак между генерал-адъютантом Потёмкиным и императрицей Екатериной II, возможно заключенный в 1775 году. 6 июля 1880 года был заключен морганатический брак между императором Александром II и Екатериной Михайловной Юрьевской (Долгоруковой). Примером современного морганатического брака является недавняя свадьба японской принцессы Саяко, которая вышла замуж за «простолюдина» Йосики Куроду. В результате Саяко лишилась титула принцессы, а её дети не смогут занимать императорский трон Японии.

  • Временный брак (араб. — брак для удовольствия) — в исламе: допустимые сексуальные отношения между мужчиной и женщиной на определенный срок. Сунниты ограничивают его допустимость временами Магомета, шииты практикуют и по сей день.  в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

Консенсуальный брак - форма сожительства, опирающаяся на межличностные отношения, взаимное согласие, доверие и ответственность. Позволяет избегать сложных юридических  процедур при разводе. Такую форму  брака называют еще фактическим браком.  Фактический брак (в российском праве — сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнёрами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке.

Гражданский брак — брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи так часто именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака.   Исторически институт гражданского брака сформировался (в Нидерландах — с 1580 г., во Франции — с 1791 г., в Англии — окончательно с 1836 г., в Германии — с 1875 г., в России — с 1917 г. и др.) как нерелигиозная альтернатива браку церковному.

  Отечественная история гражданского брака

До революции в России не было института гражданского брака (за исключением лиц отдельных вероисповеданий — старообрядцев, сектантов и др.). Поэтому тем, кто не хотел (или не мог) венчаться в православной церкви из религиозных, антирелигиозных или практических соображений, приходилось жить без оформления юридических отношений. В СССР в 1926—1944 г.г. совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГСе приравнивалась к браку, официально зарегистрированному государством, поэтому не было практического смысла их различать. Отголоски этой нормы есть в различных современных российских законах (семейном, гражданском кодексах и т. д.). В частности, отцовство в отношении ребёнка, рождённого вне зарегистрированного государством брака, признаётся без судебного решения только в случае согласия отца. В противном случае отцовство может быть установлено только по суду. В России в настоящее время гражданский брак является единственным из заключаемых заново браков, признаваемым государством, и фиксируется в органах ЗАГС по месту жительства любого из будущих супругов. Поэтому большинство российских конфессий для заключения брака по религиозным обрядам требуют обязательной регистрации брака в ЗАГСе. Тем не менее, современный Семейный кодекс РФ (и его предшественник — КоБС РСФСР) не содержит термина «гражданский брак». В СК РФ только сказано: «признаётся только брак, зарегистрированный в органах Записи актов гражданского состояния». Таким образом, в настоящее время в России «гражданский брак» — понятие семьеведческое, а не юридическое.

Виртуальный брак (иначе называемый виртуальной свадьбою) — церемониальная регистрация брачных отношений в Интернете на специализированных сайтах (в службе знакомств, в виртуальной службе знакомств). В процессе регистрации участникам и гостям предоставляется интерактивное общение (чат), и после специальной мультимедийной церемонии выдаётся уникальное свидетельство, которое не имеет никакой законной силы, однако важно для личных отношений

Любовь как важнейший принцип  семейно-брачных отношений.

Типы любви:

 

  Прагма в Древней Греции возникающая из смеси людуса и сторгэ рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету.                                                       Сторгэ - одна из разновидностей любви в Древней Греции: любовь-нежность, в частности семейная любовь родителей к детям. 

Людус - в Древней Греции гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающаяся возможность измены.                                           

Мания - в Древней Греции - вырастающая из смешения эроса и людуса иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения.                                                                                                                                                       

Эрос - в Древней Греции - название стихийной, страстной влюбленности, направленной обычно на телесное, физическое обладание.

Э.Берн

«Половая любовь, поскольку она половая, полна страстного желания, а поскольку  она любовь – она причастна тому, что отличает истинную любовь от всех других отношений: то есть  состоянию, когда благополучие и счастье другого человека представляется более важным, чем собственное благополучие. Любовь…включает в себя …уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность, соединяя это всё воедино и привнося …собственную благодатность»

 

«Любовь – это отношение Ребенок-Ребенок, причем дети в этом отношении даже более первозданны, чем в интимности»

 

«Это напоминает сияние, которое  некоторые люди видят с помощью  ЛСД»

«Любовь – это сладкая ловушка, из которой никто не уходит без  слез»

 

Э.Фромм

«Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы  быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить….К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины,…в том, чтобы стать удачливым, …сильным и богатым…Другой путь, используемый …женщинами, …в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т.п.»

Информация о работе Культура семейных отношений