Культура семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Файлы: 1 файл

2 Курс лекций Культура семейных отношений.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

Первый шаг, который необходимо сделать, это осознать, что любовь – это искусство, такое же, как  искусство жить….Процесс обучения искусству можно разделить на 2 этапа: 1 –овладение теорией; 2 –овладение практикой. Но наряду с теорией и практикой существует 3 фактор, необходимый для того, чтобы стать мастером в любом искусстве – овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения…    

Любовь – это активность, а  не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение….любовь значит прежде всего давать, а не брать.

Любовь – это заинтересованность в жизни и развитии того, что  мы любим; ответственность, как налагаемая обязанность; знание человека.

 

Детская любовь – «Я люблю, потому что я любим»

Зрелая любовь – «я любим,   потому что я люблю» + «я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»

Незрелая любовь – «я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

Объекты любви:

Братская любовь, Материнская  любовь, Эротическая любовь, Любовь к себе, Любовь к Богу

Стендаль:

О зарождении любви

1.Восхищение.

2. Человек думает: «Какое наслаждение  целовать ее!»

3.Надежда.

4.Любовь зародилась.

5. Начинается первая кристаллизация  – достаточно подумать о каком-нибудь  достоинстве, чтобы найти его  в любимом существе.

6.Рождается сомнение.

7. Вторая кристаллизация – влюбленный  постоянно говорит себе: «Да, она  меня любит!»

Ибн Хазм (Х век)

«Любовь-да возвеличит тебя Аллах! –  поначалу шутка, но в конце-дело важное!»

30 глав-о признаках любви, о  любви во сне, о любви по  описанию, о любви с первого взгляда, о намеке словом, об указании глазом, об обмене посланиями, о посреднике.

 

 С ходом истории любовь становится иной. В чём состоит её современная трансформация? Не приходится сомневаться, что с переходом к новому общественному качеству половая любовь теряет свой накал. Она становится менее пылкой, менее романтической и более сдержанной и рациональной. Любовь, которую мы знаем, глубоко индивидуалистична (не индивидуальна, что понятно, а именно индивидуалистична). Иначе и не может быть в обществе, находящемся на стыке периода индивидуализма и периода общественности (кстати, здесь мы нащупываем ещё одну модификацию периодизации человеческой истории). Индивидуализм, вошедший за тысячелетия в плоть и кровь человека, заставляет его помимо воли и сознания смотреть на своего действительного или потенциального брачного партнёра как на принадлежащее ему и только ему достояние. Даже если партнёры находятся в равном экономическом положении. Даже если их связывает “бескорыстная” романтическая любовь. Такая любовь по сути своей эгоистична. Будучи по определению благом для двоих, она в той или иной степени превращается в самоцель, в средство самоутверждения в обществе, становится, если угодно, любовью к самому себе: смотрите, конкуренты, каков я и каковы мои успехи. Общественные отношения подчиняют себе личные отношения отдельно взятых людей. На базисе собственничества и индивидуализма вырастают, если можно так выразиться, практика и эмоциональное сопровождение любви. Её спутниками становятся острое соперничество и связанные с ним переживания, любовные игры, интриги, победы и поражения, ревность и измена. Мы смотрим на всё это, как на совершенно нормальное явление. Да, это норма. Только до тех пор, пока на смену старым не пришли новые общественные отношения.

Второе обстоятельство, касающееся понижения эмоционального тонуса любви, непосредственно связано с психикой.

Любовь в собственном смысле этого слова появилась гораздо  позже человечества. На первобытном  отрезке истории люди вступали в  половые связи, эмоциональное оформление которых лишь в незначительной степени выходило за рамки инстинкта.

Только когда психика человека достигла определённого уровня развития и инстинкт был более или менее  уравновешен рассудком, на исторической сцене появилась любовь как возвышенное, поэтизированное и подлинно человеческое чувство. Зарождение высокой любви “совпало” со становлением эксплуататорского общества.

  К концу коллективистского периода и всей человеческой истории его жертвами падут сопряжённые с любовью её крайние эмоциональные проявления (восторг, счастье — отчаяние, безысходность), романтизм, поэзия чувств, не сравнимое ни с чем увлечение предметом своей страсти... Средний эмоциональный тонус любви понизится. Мы находимся у истоков этого процесса. Коллективистский брак будет основан на свободной любви. Любовь станет иной. Подлинная любовь и полная свобода принадлежат разным периодам человеческой истории. 

 В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь. Много веков в разных странах семья создавалась по принципам совершенно иным, чем сейчас, — любовь между женихом и невестой совсем не была обязательной. Конечно, любовь могла в дальнейшем возникнуть между супругами, но тоже не обязательно. Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви, — завоевание нового времени. Любовь нужна детям. А вот нужна ли любовь взрослым? Неоспоримым кажется мнение, что любовь приносит радость. Радость самоценна, поэтому дальнейшие вопросы не возникают. Многочисленные наблюдения и научные данные позволяют утверждать, что от «нехватки» любви люди страдают. Так, известно, что одинокие люди болеют чаще семейных. Например, среди одиноких мужчин старше 60 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, смертность от рака легких и желудка выше в два раза, от туберкулеза — в десять, от цирроза печени — в семь раз. Во всех возрастных группах инфаркту больше подвержены люди одинокие, не имеющие семьи и близких связей. Есть также данные, говорящие о том, что любовный опыт необходим для достижения высокого уровня личностной и эмоциональной зрелости. Большинство людей несмотря на понимание возможных негативных последствий, предпочитают влюбляться и вступать в брак по любви. Так, 3/4 мужчин и женщин в ответ на соответствующий вопрос заявляют, что опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее; только 4—5 процентов считают, что вследствие этого опыта они стали несчастнее. Характерно, что среди ответов молодых на вопросы социологов есть и такой: «Мы заключаем брак, потому что не можем жить друг без друга». И все. Этого мало, потому что семья — явление гораздо более серьезное, чем простое доставление друг другу наслаждений. Потому что влюбленность, переживаемая молодыми, обладает далеко не чистой природой. В ней всегда больше эгоизма, чем действительной любви к другому. Это одно из очень ярких, но, к сожалению, обманчивых состояний человека. Такая «любовь» к другому легко и просто может сменяться на бурную ненависть в ответ на отказ другого удовлетворить то или иное желание страсти. Не происходит ли тонкая, трудно сознаваемая подмена одного другим — любви – влюбленностью? Во вновь созданных семьях результаты такой «любви» обнаруживаются очень скоро. Преданные совсем недавно друг другу юноша и девушка по истечении некоторого времени после свадьбы неожиданно для себя приходят в состояние невероятной раздраженности один от другого. Куда же девалась любовь? Никуда. Ее просто не было. Была эгоистичная любовь к самому себе, к собственным переживаниям. Теперь, когда наступило насыщение друг другом, встреч и расставаний уже больше нет, страстная зависимость от другого ушла, эта любовь к собственным переживаниям проявилась в полную меру. Обслужить себя через другого — вот каковой была их первоначальная задача! Культ удовольствий – причина порочной влюбленности до венчания, он же – причина чувственности после. Влюбленность бывает слепой. Она может не замечать отрицательных проявлений другого, окрашивает восприятие любимого в розовые тона. Любовь слепой не бывает. Напротив, именно отрицательное в другом, безнравственное, ложное в нем она видит отчетливо.

Есть  принципиальная разница между негативными  эмоциями и эмоциями любви. Первые рождаются  неудовлетворенностью требования к  другому, вторые — движением заботы о другом. Поэтому первые отторгают другого, вторые привлекают его к себе. Первые по сути своей есть низведение другого, вторые — утверждение его. Первые всегда смешаны с досадой, вторые никогда не теряют ласковости к другому. Первые нередко рождают чувство бессилия, вторые всегда пронизаны верой в другого. Первые отнимают силы у другого, вторые даруют ему жизнь.

Лекция 4: Нравственно - правовые основы семейных отношений

Нравственно-психологический климат семьи - подразделяет семьи на  две  группы:  семьи благополучные и неблагополучные (с   наличием  какой-либо  деформированности семейной структуры). Благополучные семьи на  основе  дальнейшего анализа   делились   на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.  Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа  по степени  конфликтности  с  педагогическими,   моральными,   социологическими требованиями   общества    специалисты    подразделили    на    конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. Конфликтная  семья с конфронтирующим типом   отношений.   По   данным исследований  такие семьи составляют  около 60  %  из   общего   числа неблагополучных семей. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов,  грубости,  взаимных  угроз, оскорблений. Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая  педагогическая культура  сочетается  с нежеланием  что-либо  исправить или   изменить.    Родители  сознательно или непроизвольно настраивают   ребенка   против  учителя,  предъявляющего   определенные   требования.   Также   конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия  по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения,  так как родители провоцируют неуважение к общественным  требованиям. Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия  уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали  и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в  родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения,  не умеющие и не желающие согласовывать свой  образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят  семью,  руководствуясь  ранее усвоенными  стереотипами

   аморального  семейного  взаимодействия.  У  детей  из  таких  семей  часто    отмечаются  расхождения  между  потребностью  в  симпатиях   со   стороны окружающих (учителей, сверстников  и  т.д.)  и  неумением  их  завоевать.

 Нравственные устои семьи 

Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует прежде всего отнести ее идейно-нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления. Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами.  Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими - это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив. Воспитательная сила традиций состоит прежде всего в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей.

Психологический климат семьи Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним - психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как общность идейно-нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, высокая внутренняя н, принципиальность, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важный показатель благоприятного психологического климата семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать.  Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов. Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей.   Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива. Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям

Информация о работе Культура семейных отношений