Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций
Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
в) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органе ЗАГС, несмотря на отсутствие у него возражений.
С расторжением брака супругами утрачиваются и другие права, предусмотренные иными отраслями права: право на получение наследства по закону после смерти бывшего супруга; право на пенсионное обеспечение в связи с потерей супруга по установленным законом основаниям и др.
Особой разновидностью прекращения брака является признание брака недействительным в судебном порядке. Признание брака недействительным требует наличия целого ряда правовых и фактических условий, которые содержатся в ст. 27 СК:
Брак может быть признан недействительным, если был заключен:
Кроме того, брак может быть признан недействительным, если один из вступающих в брак скрыл от другого наличие у себя венерического заболевания или ВИЧ-инфекции (ст. 15 СК). Еще одним основанием является фиктивность брака, то есть его заключение без намерения создать семью, например, только для получения регистрации по месту жительства супруга.
Признание брака недействительным влечет определенные правовые последствия, указанные в ст. 30 СК. Главный принцип этой нормы – восстановить существовавшее до вступления в брак положение, кроме случаев недобросовестного поведения одного из супругов. То есть решение суда о недействительности брака влечет за собой аннулирование прав и обязанностей молодых супругов, возникших с момента государственной регистрации заключения брака и существовавших до признания его недействительным, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 5 ст. 30 СК. При этом права и обязанности супругов аннулируются со дня регистрации брака. Признание брака недействительным влечет аннулирование всего комплекса прав и обязанностей супругов, как личного, так и имущественного характера.
Брачное состояние – это положение
лица по отношению к институту
брака, определяемое в соответствии с
обычаями и правовыми нормами страны.
Различают не состоящих в браке и состоящих
в браке. В условиях моногамного
брака не состоящие в браке делятся на
никогда не состоявших в браке, вдовых
и
разведённых. Брачность: это процесс образования
брачных (супружеских) пар в населении;
включает вступление в первый и повторные
браки. В сочетании с
процессами овдовения и разводимости
брак определяет воспроизводство
брачной структуры населения, это социально-демографический
процесс, который
обусловливается и регулируется социально-культурными
нормами, имеет
юридические, социальные, экономические
и др. аспекты
«Брачный рынок» - это термин, применяемый
для условного обозначения
системы соотношений численностей различных
групп бракоспособного
населения. Ситуация на «брачном рынке»
зависит от числа потенциальных
брачных партнёров в населении в данной
территории, его возрастной – половой
структуры. Брачный круг- это совокупность возможных
брачных партнёров. Брачный
круг определяется системой норм общества,
а также социально-экономическим
положением партнёров, особенностями
их личностных качеств.
Брачный выбор - это выбор брачного
партнёра в рамках данного брачного
круга. Брачное поведение — это поведение,
целью которого является
удовлетворение потребности в браке, поведение,
связанное с выбором брачного
партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс,
в результате которого из совокупности
возможных выборов брачного партнера,
тем или иным способом отбирается тот,
в каждом данном конкретном случае
единственный партнер (партнерша), который
(которая) и становится мужем
(женой) или тем, с кем "живут вместе".
К социологическим факторам брачного
выбора относятся гомогамия и близость
(соседство): Гомогамия: Термин гомогамия обычно
употребляется для обозначения тенденции
заключения браков между людьми, обладающими
некоторыми общими или сходными характеристиками
— социальными, психологическими, физическими
и т.д. Противоположная тенденция обозначается
термином гетерогамия.
Бракосочета́ние — церемония регистрации брака.
Соотношение нравственных и правовых основ семьи.
Брачным договором (контрактом) признаётся соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. В соответствии со статьёй 48 Семейного кодекса Российской Федерации, брачным договором супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, могут установить режим долевой или раздельной собственности как на всё имущество, так и на его отдельные виды или даже имущество каждого из супругов. Они могут включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений. В том числе, может быть предусмотрен порядок несения семейных расходов, определить размер, сроки, основания и порядок представления содержания друг другу, как в период брака, так и после его расторжения. Неимущественные отношения (например, право общения с ребёнком в случае развода) в России не могут быть предметом брачного договора. Брачный договор может быть заключён как перед вступлением в брак, в таком случае он приобретает юридическую силу с момента государственной регистрации брака. Также может быть заключён в любое время, пока люди состоят в браке, в таком случае он является заключённым с момента его нотариального удостоверения. Брачный договор может действовать на протяжении брака и может быть расторгнут в любой момент по взаимному соглашению супругов. Важно, что брачный договор может быть заключён под условием, то есть, могут быть предусмотрены условия в зависимости от наступления или ненаступления которых, возникают те или иные права и обязанности (например, рождение ребёнка). Таким образом, можно говорить о сделке, совершенной под условием. Брачный контракт является разновидностью двусторонней сделки и должен подчиняться общим правилам действительности сделки (статьи 154—181 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лекция 5: Социальные роли в современной семье.
Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения.
Отцовство – 1) факт происхождения ребенка от данного мужчины, 2) социальный институт, регулирующий функции, права и обязанности отца, 3) аспект или компонент мужской идентичности, 4) соответствующие отцовские практики и связанные с ними чувства и переживания. Существуют разные категории отцов: родные (биологические) и приемные, разведенные и одинокие отцы, несовершеннолетние отцы и т.п. Как и материнство, отцовство является биосоциальным институтом. Но если материнство предполагает не только зачатие и рождение, но и выращивание потомства, то отцовский вклад у многих биологических видов сводится к акту оплодотворения. У человека объем отцовской заботы и специфические отцовские практики зависят от социокультурных условий. В архаических обществах отцовство считалось одним из главных аспектов маскулинности, а плодовитость – важным показателем «мужской силы». Ухаживать за детьми мужчине было некогда и незачем, это считалось женским занятием. Самый распространенный образ отцовства – архетип отсутствующего отца. В мифологическом сознании отец чаще всего выступает как персонификация власти (грозный отец, подавляющий и даже убивающий своих детей) или/и как прародитель, глава рода или большой семьи. Эти представления закрепляются в стереотипах массового сознания. Нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания, а иногда и непосредственный наставник детей, особенно сыновей, в общественно-трудовой и духовной деятельности. Соотношение этих ролей исторически изменчиво и зависит от особенностей того или иного общества. У некоторых народов существуют строгие правила избегания, регламентирующие взаимоотношения отца и детей. Например, традиционный этикет кавказских горцев требовал, чтобы при посторонних, особенно при старших, отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не говорил с ним и вообще не проявлял к нему каких-либо чувств.
В новое время содержание отцовской роли изменилось. Абсолютный монарх, который волен карать и миловать, уступил место «кормильцу». У него стало меньше власти и больше обязанностей. В городской среде, под влиянием таких факторов как пространственная разобщенность труда и быта, традиционные ценности отцовства ослабевают. Как работает отец, дети не видят, а его внутрисемейные обязанности менее значимы, чем у матери. По мере того как «невидимый родитель» становится более доступным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовской некомпетентности. К тому же отца оценивают по традиционно женским критериям, по его достижениям в той деятельности, которой он раньше не занимался и к которой его не готовили. B традиционном обществе отцовство было обязательным элементом мужской идентичности, теперь оно стало делом свободного выбора. Это побуждает некоторых ученых и публицистов говорить о «кризисе отцовства» (рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье, незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, педагогическая некомпетентность отцов, их незаинтересованность и неспособность осуществлять воспитательные функции). Однако одни авторы полагают, что происходит реальное ослабление отцовского начала, тогда как другие склонны думать, что наши сегодняшние тревоги отражают лишь сдвиги в акцентах и стереотипах массового сознания.
Динамика отцовского вклада в воспитание детей неоднозначна. В среднем отцы сегодня проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, и лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Тем не менее современные отцы не только не уступают в этом отношении прежним поколениям, но и существенно превосходят их, беря на себя гораздо больше домашних и педагогических обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. «Новые мужчины» берут на себя больше домашних обязанностей, придают больше значения отцовским ролям, чаще гуляют и играют с детьми, чем «традиционалисты». Тем не менее, проблема отцовства остается острой. Во-первых, «новые отцы» везде и всюду составляют меньшинство. Во-вторых, прирост отцовской заботы практически уничтожается тем, что из-за увеличения числа внебрачных детей и количества разводов все большая доля мужчин не живет со своими детьми. После развода общение отцов с детьми резко сокращается, отчасти потому, что мужчины теряют к ним интерес, а отчасти потому, что бывшие жены препятствуют таким контактам. В результате на макросоциальном уровне безотцовщина растет.
Оценка отцовских практик
по традиционно женским
Гендерное распределение ролей в семье.
Мужские и женские роли в современной российской семье: социальные ожидания и крушение надежд
Тpадиционные патpиаpхальные взгляды на pоли мужчины и женщины в обществе, то есть сексизм, сопpовождает весь пpоцесс социализации обоих полов с детства. Одной из важнейших функций сексизма является опpавдание и защита существующего фактического неpавенства между полами. В нашей конституции фоpмально закpеплено pавнопpавие мужчин и женщин. И официально пpоблема, связанная с самоpеализацией женщин, как бы не существует. Hо это лишь иллюзия.
Сейчас некотоpые женщины готовы отказаться от собственной каpьеpы в пользу удачного замужества, они выбиpают "каpьеpу" домохозяйки, и это их устpаивает. А некотоpые женщины, наобоpот, стpемятся самоpеализоваться не только в семье, но и в pаботе, в науке.
Женщина имеет пpаво выбоpа одного из путей, но этот выбоp должен стpоиться на отpефлексиpованной оценке возможных ваpиантов жизненного пути, на понимании его будущих последствий. Годы, посвященные только заботам о семье могут лишить женщину ощущения самостоятельности, пpивести к потеpе собственного "Я", могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным pасстpойствам, суициду. У женщин же, выбpавших каpьеpу, может возникнуть чувство вины пеpед семьей, ощущение, что семья стpадает от ее каpьеpы. В России истоpически сложилось пpедставление о том, какова должна быть семья, каковы должны быть пpава и обязанности мужа и жены. Сpеди женщин бытует стеpеотип, что они чеpесчуp загpужены семейными обязанностями и мужчины заставляют их тащить на себе весь дом, а сами могут огpаничиваться добычей денег, забывая о том, что "семья - это пьеса, котоpую можно сыгpать только в четыpе pуки".
С точки зрения характера распределения власти выделяют следующие группы семей:
- Семьи, в которых руководство и организация исполнения всех функций сосредоточены в руках одного члена семьи, как правило, матери (матриархальные семьи) или отца (патриархальные семьи). Для данного типа семейной структуры характерна авторитарная система отношений между членами семьи.
- Семьи, в которых явно
С точки зрения структуры преобладающих взаимосвязей, т.е. в зависимости от доминирования определенных осей отношений внутри семьи выделяются родительско-детские, детоцентрические и супружеские семьи.