Культура семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Файлы: 1 файл

2 Курс лекций Культура семейных отношений.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

Изучение учеными практики семейного  воспитания позволило выявить некоторые основные тенденции формирования неблагоприятных отношений родителей и детей в семье.  Выделены наиболее веские причины, формирующие отрицательно направленную воспитательную среду в современной российской семье.

  1. 1.    Невысокий материальный уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей расходуется на добывание средств к существованию.
  2. 2.    Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, неуверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие родителей в состояние повышенного эмоционального напряжения.
  3. 3.    Двойная нагрузка на женщину в семье – работа на производстве и решение задач по обеспечению повседневного функционирования семьи (приготовление пищи, стирка, уборка помещений и др.).
  4. 4.    Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых, моральных и нравственных причин, обусловливающий достаточно большое количество так называемых «неполных семей».
  5. 5.    Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленная законом равная ответственность родителей за воспитание детей на практике лишь декларируется.
  6. 6.    Обострение конфликта между поколениями на уровне родителей и детей, вызванное неконтролируемым воздействием СМИ на сознание молодого поколения несоответствующих российскому национальному менталитету моральных и нравственных ценностей.
  7. 7.    Разрыв между воспитательной деятельностью семьи и школы.

Особое место в перечне причин формирования в семьях неблагоприятной  воспитательной среды занимает так  называемый «кризис отцов». Сегодня  он проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Социальные педагоги это явление объясняют рядом объективных и субъективных причин. Во-первых, педагогическая несовместимость родителей. В типичном варианте такие родители во взаимодействии с ребенком преследуют разные педагогические цели, используют противоположные методы и средства. Во-вторых, это методы крайне жесткого воспитания, в результате чего дети начинают презирать, боятся и даже ненавидеть отца и любыми путями спасаться от него. Здесь на смену нормальному взаимодействию приходит полное отчуждение, зачастую порождающее в семье конфликтные ситуации.

Конфликты в семейном воспитании 

Под конфликтом в семейном воспитании понимается возникшая ситуация неразрешенного (неразрешаемого) противоречия, в которой  родители и дети испытывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возникшую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами. В отношениях родителей и детей он крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им на подсознательном уровне своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром — проблема их общения и отношений. Считается, что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития. Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод. Ее эмоциональное состояние остро воспринимают дети любого возраста.

Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы.  Конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам.  Что же мешает сформировать в семье благоприятную среду для полноценного и гармоничного личностного формирования и развития ребенка? В число основных причин многие социальные психологи и педагоги включают:

  • наследственность. Результаты специальных исследований показали, что если сами родители в детстве имели воспитательные проблемы внутреннего (собственного личностного) и внешнего (социального - воздействие семьи) характера, то они должны быть готовы к тому, что эти проблемы на подсознательном уровне могут проявиться или в их детях, или в собственной воспитательной деятельности;  
  • изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что окружает их детей и вызывает у них совсем иные запросы и потребности. Их непризнание или осознание родителями невозможности удовлетворения порождает напряженность во взаимоотношениях с детьми или их внутриличностную напряженность;
  • снижение уровня педагогической культуры родителей. Это, отчасти, стало возможным по уже изложенным причинам (отрыв семьи от школы, отсутствие у родителей времени на анализ и рациональное управление взаимодействием с детьми и др.). Однако, к сожалению, во многих случаях это обусловлено недостаточной ответственностью родителей за воспитание или полным отсутствием таковой.

Несомненно, что перечисленные  и целый ряд других разнонаправленных  причин порождают соответствующую  реакцию со стороны детей. На формирование ее характера и направленности влияют два фактора: индивидуальные психологические особенности ребенка и специфика воздействия родителей или других членов семьи, формирующая соответствующий стиль воспитания.

Стиль семейного воспитания 

Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и характер взаимодействия родителей (старших) и детей. Он во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сестер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и т.д. старших членов семьи. Одна из важнейших характеристик - отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании.

Определенную роль в формировании стиля семейного воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобретать игрушки, книги, аудиовизуальную технику и пр., наличие у младших персонального пространства - комнаты, детского уголка, своего письменного стола и пр.).

Стиль семейного воспитания в зависимости  от меры его «жесткости – мягкости», в педагогической литературе определяется как авторитарный, демократический или либеральный - с веером промежуточных вариантов. Например, для авторитарного воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Взрослые не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними авторитарного стиля, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. 

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация преимущественно направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети зачастую растут неорганизованными, недисциплинированными и безответственными.

 

Принципы и правила семейного  воспитания

 

 Следует отметить, что в семейной  педагогике до настоящего времени не сложилось  взаимопризнаваемой системы принципов  воспитания детей в семье.  Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия между родителями и детьми. Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании. Это создаст благоприятные предпосылки для диагностики и реализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфере общественно-значимой деятельности.

Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни.

Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи.

Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем – реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.

Принцип ретроспективности требует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных педагогических устоев и традиций.

Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей предполагает построение системы семейных отношений с учетом общепризнанных подходов к построению межличностного взаимодействия. Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречили признаваемым человечеством.

  ряд педагогических правил, реализация которых целесообразна во взаимодействии родителей и детей: 

 Приоритет ближайшего круга общения. Его значение основано на том, что сила взаимного влияния людей друг на друга прямо пропорциональная степени их духовной, моральной и нравственной близости. У тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами.    

 Считать ребенка таким, каким он должен быть   

 Избегать «давящего молчания». Молчание, иногда сознательно удерживаемое родителями, становится для ребенка нарастающим и непереносимо-неприятным чувством, когда он сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Отстань».  

 Признание внутреннего начала. Великое искусство делать ребенка другим состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим. 

 Использование «зависимости Парето» в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что в первые 20% лимита времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% эффективности.   

 «Попадание впросак». Непослушный ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или глупо (причем он понимает, что сам «подставился» своим непослушанием) спешит скорее сам из нее выбраться.

 Методы и средства семейного воспитания  

Методы воспитания в семье –  это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.   

 метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;   

 метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

     метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

    метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с  детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

    •    знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.; 
    • личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером;   
    • в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;  
    • учет уровня педагогической культуры родителей.

Информация о работе Культура семейных отношений