Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций
Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
При изучении жизненных
Нынче наследуется советская модель двойного кормильца, в которой мужчины выступали ответственными за обеспечение, а женщины дополняли усилия партнера по содержанию семьи. Женщины продолжают контролировать домашнюю сферу. Теперь в их обязанности входит еще и ответственность за сохранение (повышение) прежнего уровня жизни семьи. Господствующие традиционно-патриархатные взгляды подталкивают женщин к использованию мужчин как инструмента в их жизненных стратегиях, источника доходов для реализации своих планов. При этом продолжается выталкивание мужчин из сферы домашнего труда. Понятно, что для сохранения своих позиций в семье мужчины нуждаются в хорошей оплате. Однако уравновесить баланс семейных потребностей и материальных возможностей для изучаемой категории населения в нынешних условиях практически невозможно. Поэтому даже успешные кормильцы, испытывая недостаток значимости своей роли в семье, зачастую опускаются и спиваются, в особенности если этому благоприятствует социально-экономическая среда. Ограниченные возможности для выполнения роли кормильца приводят к потере мужского авторитета и лидерства в семье и одновременно к росту женской активности в сфере производства и домашнего труда. Такая ситуация, хотя и наделяет женщину дополнительными полномочиями и властью в частной сфере, но, как правило, не способствует решению материальных проблем семьи. Более того, женское доминирование в организации и обеспечении семьи ведет к исключению мужчины из важных сфер семейной организации, существенному снижению мужской ответственности и, наконец, к привычному отчуждению от семейных забот. Тремя основными сферами пересечения совместных интересов являются финансовый вопрос, вопрос воспитания детей и проблема принятия серьезных решений, который может быть сформулирован как вопрос о том, кто является главой семьи.
Женщины в гораздо большей
степени, чем мужчины,
Подавляющее большинство респондентов (67 %) считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя в равной степени, еще 11 % опрошенных указали, что это обязанность того супруга, у которого больше свободного времени.
Наиболее очевидно гендерные различия проявились в ответе на вопрос: “Кто должен быть главой семьи?”. В целом, каждый второй респондент (51 %) считает, что главой семьи должен быть муж, 38 % полагают, что важные семейные решения должны приниматься совместно, и только 8 % опрошенных отметили, что главой семьи должна быть жена.
Мужчины однозначно настаивают на том, что именно им должно принадлежать главенствующее положение в семье – такой точки зрения придерживаются почти две трети (62 %) респондентов мужского пола, в то время как менее трети (29 %) готовы руководить семьей совместно с женой.
Несколько иначе видят ситуацию женщины. 45 % полагают, что муж и жена должны совместно принимать важные решения, почти столько же – 43 % - готовы отдать руль управления семейным кораблем мужу.
Лишь 10 % женщин и 6 % мужчин считают, что главой семьи должна быть жена.
Определенный вклад в
Проблемы детства и семейного воспитания.
Понятие и общее содержание семейного воспитания
В современной отечественной
Семья обязана формировать физически
и психически здоровую, высоконравственную,
интеллектуально развитую личность,
готовую к предстоящей
Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.
Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.
Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.
Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.
Внутрисемейные отношения в семейном воспитании
Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему. Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.
В системе внутрисемейных отношений
главенствующими выступают
В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.
Проявление отношений родителей и детей
в семейном воспитании
Сложность ее - в скрытом, интимном характере внутрисемейных отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической подготовки.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.