Культура семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Файлы: 1 файл

2 Курс лекций Культура семейных отношений.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

  При изучении жизненных стратегий  населения в рамках проекта  экономической инволюции было выявлено, что социальное и экономическое развитие семьи во многом определяют женщины. Для семьи значимы любые источники дохода, как в сфере домохозяйства, так и в сфере производства. При этом женщины активны прежде всего в организации домашнего хозяйства. Перераспределение власти является одним из наиболее важных изменений в семейной жизни последних лет. Жесткое гендерное разделение труда, основанное на четком распределении обязанностей, приводит к ответственности за поле деятельности, закрепленное за мужчиной и женщиной. Именно совокупность обязанностей и ответственности – результат гендерного порядка – выливается в некий нематериальный ресурс и обеспечивает власть. Она предоставляет право женщинам предъявлять требования по поводу исполнения своих желаний, диктовать условия и целенаправленно изменять поведение членов семьи, подчиняя их своей воле, а также распоряжаться семейными ресурсами. Мужчины, в свою очередь, как правило, «покупают» свою бездеятельность дома, обеспечивая себе тем самым «удобную» жизнь в кругу семьи. В период неурядиц, катаклизмов происходит обесценивание мужского ресурса, в то время как женщины вырабатывают механизмы адаптации, способствующие выживанию семьи, соответственно расширяя свои полномочия. Экономические ресурсы современной семьи с трудом позволяют поддерживать привычный образ жизни и не всегда достаточны для удовлетворения новых потребительских стандартов и возросшего уровня притязаний. Это свидетельствует о нереальности для большинства женщин стать «счастливыми домашними хозяйками и необходимости полноценного включения в оплачиваемую занятость.   В то же время женщины традиционно сохраняют за собой «право» ведения домашнего хозяйства. Они были и остаются хранительницами домашнего очага, при этом они не только стирают, убирают, готовят пищу, но и определяют поведение членов семьи, семейную «политику» в целом. Такое раздвоение женского предназначения выдвигает особое требование к работе - возможность совмещения двух названных функций.  Профессиональные чаяния женщин по-прежнему отодвигаются на второй план. В случае ухудшения материального положения семьи они реагируют не поисками высокооплачиваемого места работы и подработок, а стремлением сэкономить ресурсы, расширить сеть родственного обмена и, наконец, обратиться за помощью к государству. Мужчины, исключенные из ведения домашнего хозяйства в силу женской активности и вытесненные из сферы производства, ослабили свое былое лидерство – главы домохозяйства и роли основного кормильца.  Женщины рассматривают мужей в первую очередь как тех, кто должен обеспечивать семью. Мужчине приходится балансировать между неурядицами на производстве и дома, испытывая на себе двойной прессинг. Неисполнение женских желаний грозит мужчине подавлением со стороны жены. Напротив, высокий стабильный заработок мужа компенсирует все его недостатки. Супруги выбирают стратегию наименьшего сопротивления, что в конечном итоге приводит не к отношениям поддержки и взаимопомощи, а к использованию друг друга (что напоминает игру в «перетягивание каната»). Таким образом, достигается «равноправие», которое характеризуется не предоставлением равных возможностей, а воспроизводством традиционных типов поведения. Если все-таки, несмотря на традиционные взгляды, женщины берут на себя функцию роли кормильца на длительное время, в лучшем случае происходит обмен ролями (мужчины выполняют женские обязанности, а женщины – мужские), в худшем – мужчины оказываются полностью деморализованными и подавленными. Суть этих отношений – подчинение одного пола другим, при этом мужчины  нередко оказываются исключенными из сферы труда (производства), домашнего хозяйства и, наконец, жизни. Властная позиция женщины в ведении домохозяйства выталкивает мужчину из круга семейных обязанностей. Это изначально устраивает супруга, становится привычкой, которую впоследствии практически невозможно изменить. Женщины, вытесняя мужчин из семейного хозяйства, делают их недееспособными и зависимыми в домашних условиях. С каждым последующим годом супружеской жизни им все меньше хочется брать на себя лишние заботы. Свои недостатки мужчины пытаются компенсировать достойным заработком, однако в современных условиях выполнять «мужскую» функцию кормильца непросто. Со снижением материальных ресурсов мужчины женщины переходят в жесткую оппозицию. Все семейные мероприятия могут осуществляться совместно, если каждый несет ответственность и обязанности перед семьей. Такие отношения описываются как взаимопомощь и сотрудничество во всех сферах жизни. Мнение каждого из супругов авторитетно. Подобный вид отношений называют симметричным. Симметричные отношения, сложившиеся в семье, вовсе не означают действительного равноправия Часто разделение домашних обязанностей на «женские» и «мужские» остается незыблемым, и в данном случае мы видим традиционные патриархатные отношения. Специфика частного дома без удобств сохраняет за мужчиной необъятные «мужские» обязанности. Социальные перемены не привели к распаду традиционных представлений о мужских и женских ролях, к созданию партнерских отношений

 Нынче наследуется советская  модель двойного кормильца, в которой мужчины выступали ответственными за обеспечение, а женщины дополняли усилия партнера по содержанию семьи. Женщины продолжают контролировать домашнюю сферу. Теперь в их обязанности входит еще и ответственность за сохранение (повышение) прежнего уровня жизни семьи. Господствующие традиционно-патриархатные взгляды подталкивают женщин к использованию мужчин как инструмента в их жизненных стратегиях, источника доходов для реализации своих планов. При этом продолжается выталкивание мужчин из сферы домашнего труда. Понятно, что для сохранения своих позиций в семье мужчины нуждаются в хорошей оплате. Однако уравновесить баланс семейных потребностей и материальных возможностей для изучаемой категории населения в нынешних условиях практически невозможно. Поэтому даже успешные кормильцы, испытывая недостаток значимости своей роли в семье, зачастую опускаются и спиваются, в особенности если этому благоприятствует социально-экономическая среда. Ограниченные возможности для выполнения роли кормильца приводят к потере мужского авторитета и лидерства в семье и одновременно к росту женской активности в сфере производства и домашнего труда. Такая ситуация, хотя и наделяет женщину дополнительными полномочиями и властью в частной сфере, но, как правило, не способствует решению материальных проблем семьи. Более того, женское доминирование в организации и обеспечении семьи ведет к исключению мужчины из важных сфер семейной организации, существенному снижению мужской ответственности и, наконец, к привычному отчуждению от семейных забот.  Тремя основными сферами пересечения совместных интересов являются финансовый вопрос, вопрос воспитания детей и проблема принятия серьезных решений, который может быть сформулирован как вопрос о том, кто является главой семьи. 

 Женщины в гораздо большей  степени, чем мужчины, убеждены, что распоряжаться семейным бюджетом  должны именно они (43 % против 30 % среди мужчин, это самый популярный  ответ среди женщин). 

Подавляющее большинство респондентов (67 %) считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя в равной степени, еще 11 % опрошенных указали, что это обязанность того супруга, у которого больше свободного времени. 

Наиболее очевидно гендерные различия проявились в ответе на вопрос: “Кто должен быть главой семьи?”. В целом, каждый второй респондент (51 %) считает, что главой семьи должен быть муж, 38 % полагают, что важные семейные решения должны приниматься совместно, и только 8 % опрошенных отметили, что главой семьи должна быть жена.

Мужчины однозначно настаивают на том, что именно им должно принадлежать главенствующее положение в семье – такой точки зрения придерживаются почти две трети (62 %) респондентов мужского пола, в то время как менее трети (29 %) готовы руководить семьей совместно с женой.

Несколько иначе видят ситуацию женщины. 45 % полагают, что муж и жена должны совместно принимать важные решения, почти столько же – 43 % - готовы отдать руль управления семейным кораблем мужу.

Лишь 10 % женщин и 6 % мужчин считают, что  главой семьи должна быть жена.

Определенный вклад в формирование представлений о распределении  ролей в семье играет образование  – чем выше уровень образованности респондентов, тем в несколько  большей степени они склоняются к равноправию в семейных отношениях.

Проблемы детства и семейного воспитания.

Понятие и общее  содержание семейного  воспитания

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры.   Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания – школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

  семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания.

Семья обязана формировать физически  и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи.

Внутрисемейные отношения  в семейном воспитании

Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.  Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему. Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. 

В системе внутрисемейных отношений  главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности. Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом.  Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации отношений. Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. В семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации  Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи  приходят к выводу, что особенности  взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании. 

 

Проявление отношений  родителей и детей

в семейном воспитании 

  Сложность ее - в скрытом, интимном характере внутрисемейных отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической подготовки.

 В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между  ними,   в   результате   которого  возникает  душевное   единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. 

Информация о работе Культура семейных отношений