Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций
Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризовываться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.)
Домашнее насилие.
Физическое насилие является исторически сложившимся способом дискриминации женщин. В последние годы возросло число преступлений, жертвы которых - женщины. Основным составом преступлений является насилие на почве ревности и сексуальное насилие. Семейное насилие в России с каждым годом растет. Данные печати свидетельствуют, что в России за 1999 г. 15 тыс. женщин были убиты своими мужьями. Результаты исследования, проведенного автором статьи в США, показали, что целенаправленная государственная политика против насилия в семье и высокая активность женского движения способствовали значительному снижению уровня криминогенности (убийства, изнасилования, избиения) в семье. Социальное противодействие домашнему насилию способствовало изменению общественного мнения от патриархальной позиции "невмешательства в дела семейные" к активному осуждению семейного насилия и защите его жертв. В результате активной борьбы против домашнего насилия в США действует закон "Protecting Order", защищающий членов семьи от семейного тирана. Согласно данного закона, семейному нарушителю (чаще мужу), совершающему противоправные действия в отношении домочадцев, запрещается вступать в контакт с ними, звонить или приближаться к ним на определенное расстояние. За этот же период создана сеть приютов и центров, где жертвы могут получить соответствующую помощь психологов, врачей, юристов. В результате проводимой работы число женщин убитых в семье в 20 раз меньше чем в России.
Проблема домашнего насилия неоднозначна,
значительными факторами её являются
культурные различия и уровень жизни людей.
Каждый день в России в результате домашнего
насилия погибает 42 женщины. Чаше всего
свидетелями насилия становятся дети,
которые получают огромную психологическую
травму, которая затем будет играть решающую
негативную роль в формировании ребенка.
Соседи, родственники, друзья занимают
позицию невмешательства в семейные отношения.
Проблема семейного насилия в России
отягощена тем, что данная тема до сих
пор не стала объектом открытого общественного
обсуждения; неверием жертв насилия в
возможность реальной защиты со стороны
государства, несовершенством законодательства,
недостатком исследовательских работ,
отсутствием системы социальной защиты
от насилия; отсутствием социальных льгот
и компенсаций пострадавшим, успешно действующих
и развивающихся в развитых странах мира.
Гендерный конфликт в домашнем насилии
можно отнести к факторам деформации семейных
отношений. В конечном итоге семейная деформация
может привести к распаду семьи как социального
института. Снижению остроты гендерного
конфликта и риска распада института семьи,
на наш взгляд, должен способствовать
соответствующий государственный подход
к данной проблеме. Прикладная семейная
политика, направленная на решение "женских"
и "мужских" проблем семьи, способна
снизить риски семейной деформации.
ВИДЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ. В соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин, провозглашенной резолюцией 48/104 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года, насилие в отношении женщин означает любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни. Выделяют следующие виды домашнего насилия:
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это намеренное использование физической силы или орудий для причинения женщине повреждений или травм. Включает в себя: шлепки, битье, удары, ножевые ранения. Могут привести к долговременному вреду, иногда к смерти. Исследователи отмечают связь насилия с древними русскими традициями, в которых насилие мужа над женой считалось естественной и обыкновенной чертой семейной жизни. (Например, одна из старинных свадебных традиций в России заключалась в том, что отец невесты дарил жениху плеть, которую необходимо было повесить над кроватью молодоженов. По оценкам ВОЗ, мужчины используют насилие в отношении женщин в качестве способа наказания последних за нарушение традиционных женских ролей или за вызов их мужским качествам. В качестве форм насилия в отношении женщин в семье выделяют нанесение побоев, изнасилование, насилие, связанное с получением приданого, убийство младенцев женского пола, сексуальное надругательство над детьми женского пола, калечащие операции на женских половых органах и соблюдение других традиционных обычаев, наносящих вред здоровью женщин, ранние браки и иные формы насилия. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ - это насильственный половой акт, заставляющий женщину вступить в сексуальный контакт без ее согласия, неудавшийся или половой акт, совершенный с больной женщиной или инвалидом, под давлением или под влиянием алкогольного или наркотического опьянения, большинство жертв предпочитают не обращаться в правоохранительные органы - сделанного не исправишь, а огласка может повредить репутации. Сексуальная агрессия, крайним случаем которой является изнасилование, сложное и многоуровневое явление. Она проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства, принуждения и насилия. Самое мягкое и распространенное из них - сексуальное домогательство, навязчивое приставание в форме физического контакта или словесных замечаний и предложений, вопреки ясно выраженному нежеланию лица. Сексуальные домогательства часто связаны со злоупотреблением властью. Если женщина попытается жаловаться, ее же и обвинят: подумаешь, недотрога, шуток не понимает, не изнасиловали же ее! Крайняя форма принуждения - сексуальное насилие: изнасилование, то есть половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей или другие насильственные действия сексуального характера, такие как оральный или анальный секс. Социальные и культурные первопричины сексуальной агрессии коренятся прежде всего в жесткой дифференциации половых/гендерных ролей. Историко-этнографические данные показывают, что сексуальное насилие чаще встречается в тех обществах, где мужские и женские роли резко обособлены и где власть принадлежит мужчинам. Не менее важный фактор - отношение общества к насилию как таковому. Культ агрессивного мужчины, опирающегося при решении своих проблем преимущественно на силу,- питательная среда всякого, в том числе и сексуального, насилия. Кроме насилия при свиданиях, очень часты так называемые супружеские изнасилования, когда муж, обычно пьяный, осуществляет свои "права" вопреки желанию жены. Однако такие случаи почти не попадают в поле зрения правосудия, разве что сексуальное насилие сопровождалось особенно жестокими побоями. Люди не хотят разрушать брак, выносить сор из избы и т. д., а потому и соседи предпочитают в такие дела не вмешиваться. Одной из главных характеристик этого преступления является чувство вины, которое часто испытывают потерпевшие. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это контроль над женщиной или ее изоляция, а также ее унижение. Выражается в постоянной критике, оскорблении, унижении. А также в вербальных оскорблениях; шантаже; актах насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозах насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивании посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушении предметов собственности; преследовании; контроле над деятельностью жертвы; контроле над кругом общения жертвы; контроле над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональном насилии; принуждении жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроле над распорядком дня жертвы и т.п. Очень важным аспектом проявления насилия является изоляция жертвы обидчиком. Это выражается в том, что он постепенно разрушает ее социальное окружение и контакты, начиная с родительской семьи. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это отказ женщине в доступе к средствам к существованию и контроль над ней. Проявляется в отказе в содержании детей; утаивании доходов; трате семейных денег, самостоятельном принятии большинства финансовых решений - это, например, может выражаться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п. Экономическое давление является одним из самых распространенных видов насилия. Женщины вынуждены регулярно просить деньги у мужа, отчитываться за все или большую часть произведенных расходов. Эта форма насилия не подпадает под определение правонарушения и очень опасна. Она создает предпосылки к безнаказанному совершению психического, физического и сексуального насилия, так как жертва становится зависимой от своего обидчика.
Межэтнические, межрелигиозные браки: коммуникативный аспект.
На уровне архетипов семейная жизнь граждан опирается на специфические культурные модели, которые отражены в религиозных традициях этих стран. Закрепленные в религии и культуре модели семьи передаются исторически из поколения в поколение. Сегодня особенный интерес вызывает не только устройство семейной жизни, например, в России, но и соотношение разных моделей семьи, их сходство и различия. Потому что среди современных семей много сложных, смешанных, межкультурных.
Модели семейных отношений
Модели семьи сформировались давно, и все без исключения подверглись модернизации. Они отличаются по характеру распределения власти и ответственности между взрослыми членами семьи, а также по месту ребенка в семье. Модель нормальной семьи, как указала знаменитый этнограф детства Маргарет Мид, предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как физически более сильном и социально принимаемом. Власть и ответственность распределены между супругами в соответствии с их возможностями по воспитанию детей.
Межкультурные браки - это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема личностной самоидентификации людей с разными установками и представлениями о семейной жизни. Межкультурные браки внутри СНГ имеют свою специфику. Мы были единым народом и осознавали себя в этих категориях, и сейчас нас объединяет общее прошлое и схожие идеалы. В какой-то мере и семейная жизнь в СССР была унифицирована. После распада Союза национальные проблемы обострились, а религиозно-культурные модели семьи стали более актуальными.
Каждая культурно-религиозная
Протестантская модель выросла на почве идей равенства и индивидуальных достижений. Женщина и мужчина в ней занимают одинаковое положение, фактически они взаимозаменяемы. Модель семьи, основанная на паритетных отношениях, нестабильна по определению. Положение женщины в США настолько высоко, что презрительное или брутальное отношение к ней в семье просто невозможно.
В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается, но как утешение, "приз", услада. Ценность женщины здесь понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи - заменяемость женщины (система гаремов).
Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается - мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам - поддерживающее, поощряющее. В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система - система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример "передовики", на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха.
Православная модель рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Основная роль мужчины в православной модели - инициировать семью, семейная поденщина его не интересует. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность он делегирует жене. В российской семье потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью. При этом отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все решается через битие горшков. Православная модель дисгармонична, такие реализации подходят лишь для исключительно выносливых и психологически сильных людей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Однако тиражировать эту модель как норму, вероятно, не стоит. Это ненормально - жить униженным и оскорбленным. Православная модель деформировалась и имеет еще одну культурную версию в результате того, что в войнах и военных конфликтах мы физически теряли огромные мужские популяции. Появилась семья «без отца». И следующему поколению мальчиков пришлось занимать уже «детское место». Не зря говорят об инфантилизме наших мужчин. Пожалуй, православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель - это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм - это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно нежеланием замечать трагическое прошлое или невыразительное настоящее.
Иногда люди могут осознавать разницу в культурных моделях как абсолютное благо. Например, теоретически российско-американские браки очень удачны. Американский мужчина, переходя из модели равноправного партнерства в модель православной семьи, повышает свою относительную значимость. Ему делегируется больше власти и уважения, он, безусловно, выигрывает, повышается в социальном и психологическом статусе. Русская женщина, выходя из модели православной, снимает с себя непосильный груз ответственности и получает шанс на нормальную жизнь в семье с понятным для нее кругом забот - дети, кухня, дом, но с большим снисхождением, вниманием и поддержкой со стороны мужа. Отношения в семье для обоих оказываются более гармонизированными и «заточенными» под их собственную психофизическую конституцию. Эти браки оказываются очень долгосрочными, так как все роли распределены, и механизм работает, хотя семья смешанная. В такой семье каждый из супругов идет на уступки и безупречно играет свою роль.
К самым комплиментарным бракам относятся украинско-еврейские. Может быть, это связано даже не с хорошей сочетаемостью самих моделей, а со специфическим способом улаживания конфликтов, при котором огромную роль играет юмор. Когда конфликты обыгрываются, их напряженность и значение не так высоки.
Одно из абсолютно новых явлений сегодня - это русско-китайские браки. В Приморье их уже десятки тысяч. Китайские мужчины очень много работают, не пьют, приносят домой деньги и по контрасту обладают преимуществами перед русскими женихам. Русские женщины довольны. Несомненно, число таких браков будет расти.
Разница в моделях и установках в межкультурных браках обнаруживается всегда, и рано или поздно на этой почве возникают конфликты. Одни видят в супруге прежде всего индивидуальность, и это вызывает у них искреннее уважение и интерес, порой - желание заимствовать. Другие находят в культурных различиях повод для постоянного раздражения, депрессии и отчуждения. Это связано с жесткой "конституцией" людей, неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе.
В правовом поле все равны. Однако в разрешении таких конфликтов должен участвовать кросскультурный психолог, который учитывает разницу в мотивах. Разница в культурах может быть детям во благо, а может поставить их в невыносимую ситуацию. Вопрос идентичности периодически возникает у ребенка в раннем детстве, но особенно остро он встает в подростковом возрасте. Чаще всего на то, как ребенок себя осознает в межкультурной семье, влияют его отношения с родителями. Обычно первое серьезное обсуждение начинается, когда встает вопрос об образовании ребенка.