Культура семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.

Файлы: 1 файл

2 Курс лекций Культура семейных отношений.doc

— 626.50 Кб (Скачать файл)

Матриархальная  семья - предполагаемая форма общественного устройства на ранних этапах развития первобытно-общинного строя, характеризующаяся доминирующей ролью женщины в семье, хозяйстве, общественной жизни. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщины

 Матрилинейная семья - матрилинейность - система родства, устанавливающая происхождение по материнской (женской) линии, согласно которой наследуются имя, состояние и (иногда) статус матери. Матрицентрическая семья - семья, в которой центральное место занимает мать в силу ограниченной включенности отца в семейную жизнь.

Неполная семья, семья, в которой отсутствует один из родителей (чаще отец). В большинстве случаев образуется в результате развода родителей и рождения женщиной детей вне брака (каждый десятый ребёнок рожден вне брака). В ряду причин, обусловивших распад семьи, далеко не последнее место занимают сексуальные расстройства. По мнению сексологов, сексуальная неудовлетворённость служит основанием для половины разводов. Наблюдается тенденция роста числа неполных семей.  Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье. Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение населения и прежде всего молодёжи, повышение их духовной и сексуальной культуры. 

Приемная семья (опека, усыновление, удочерение)-  одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без  попечения родителей, находящихся  в воспитательных и лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты и др. В основе правовых отношений  здесь лежит договор о передаче несовершеннолетнего ребёнка на воспитание в семью, заключённый между органами опеки и попечительства и приёмными родителями. В договоре фиксируются условия содержания и воспитания ребёнка, права и обязанности приёмных родителей, обязанности органов опеки и попечительства и др. При передаче ребёнка в П.с. учитывается мнение самого ребёнка; необходимо согласие ребёнка, если он уже достиг 10 лет. Разделение братьев и сестёр не допускается (кроме тех случаев, когда это необходимо в интересах ребёнка).  
Отбор кандидатов в приёмные родители и детей в П.с. осуществляют органы опеки и попечительства, которые оказывают П.с. необходимую помощь и контролируют выполнение П.с. своих обязательств. Типом П.с. является семейный детский дом.

Альтернативные формы современных  семейно-брачных отношений

 Несмотря на существование юридических критериев, определяющих, кого можно считать супругами, многие браки отличаются от традиционного моногамного (один мужчина - одна женщина) брака.  В триадах, или в браках из трех человек, могут участвовать один мужчина и две женщины или двое мужчин и одна женщина (вторая форма встречается реже). Триады обычно образуются более естественным образом, чем браки с большим числом участников, требующие определенного замысла и планирования, и часто возникают на основе уже существующей дружбы или любви. Иногда они формируются на основе сложившихся ранее сексуальных отношений, хотя во многих случаях секс - не главная причина, определяющая выбор этой формы альтернативного брака.  В групповом браке участвуют четыре человека или больше, каждый из которых искренне считает себя состоящим в браке со всеми остальными, хотя отнюдь не все из них связаны юридически оформленными отношениями. В групповых браках обычно участвуют молодые люди 20-30 лет; среди них немало таких, кто прежде состояли в законном браке и имеют одного или двух детей, большинство групповых браков недолговечны: очень часто возникает сексуальная ревность, трудности с распределением сексуального внимания и организацией сочетаний партнеров.  Выделяется ряд альтернативных форм:

Одиночество - Эту категорию семей составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте. Выбор данного варианта собственной жизни определяется рядом факторов: 1.     Рост уровня образования женщин, определяющий ее взгляды относительно самореализации. Женщина начинает искать возможности реализации себя в профессиональной сфере, в духовных исканиях, в области увлечений Эти установки «уводят» женщину от обременительных, по ее мнению семейных уз. 2.Преобладающее число женщин в брачном возрасте, одной из причин которой является более высокая смертность мужского населения, в том числе в результате аварий, убийств, военных действий. В связи с этим неминуемо определенное количество женщин все равно останется в безбрачном состоянии, вследствие чего увеличивается число женщин, изначально отказывающихся от поисков партнера, используя данную позицию как своего рода защитный механизм. 3. Распространение точки зрения, о том, что в современных условиях легче прожить одному. Эмпирически установлено, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины. При этом образовательный уровень, карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше, чем одиноких мужчин. Следует отметить, что одинокие мужчины и женщины могут находиться в более или менее длительных и постоянных сексуальных связях, не теряя при этом своей автономии. Незарегистрированное сожительство: эта форма брачно-семейных отношений получила широкое распространение в России под названием «гражданский брак». Отношения в незарегистрированном браке дифференцируются на формальные, кратковременные и глубокие, длительные. В случае первых жизнь в браке длится сравнительно недолго, вместе с тем увеличивается количество сожителей. Сознательно бездетный брак - по статистике сознательно не хотят иметь детей 10% женщин в индустриально развитых странах, для которых характерна массовая стерилизация, и 1% в России, где более часто используются массовые аборты. В качестве первичных факторов регулирования рождаемости исследователи выделяют социальные и социально - экономические факторы  К вторичным относятся культурные и демографические факторы (охрана материнства и детства, своевременность выплаты и размеры детских пособий, пенсионное обеспечение, экономическая самостоятельность женщины, снижение обшей и детской смертности и т.д.). Открытый брак - в открытом браке супруги живут вместе, но относительно независимо друг от друга, каждый из них, помимо семьи, имеет право на личную жизнь. Целью такого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности отношений, повышение толерантности партнеров по отношению друг к другу. Каждый партнер в открытом браке имеет право на собственную личную жизнь, его личное, психологическое пространство закрыто от вмешательства партнера Фактически открытый брак узаконивает супружеские измены.  Внебрачный секс и интимная дружба - данная форма отношений основана на внебрачной связи интимного характера. При этом допускается некоторое участие супругов (или одного из них) в совместном ведении хозяйства, также возможно появление внебрачных детей. По статистике в России в 1980 г. вне брака рождалось 10,8% детей, в 1990 - 14,6%, в 1991 - 15,1%, в 1992 -16,6%, в 1993 - 18,4% - налицо явная тенденция увеличения количества детей, рожденных вне официальных брачных отношений.  Как правило, внебрачные интимные связи не являются продолжительными: они либо перерастают в брак (или какую - либо его разновидность), либо становятся обузой для человека и достаточно быстро прекращаются. Свингерство -  достаточно новая форма семейных отношений, которая предполагает обмен брачными партнерами Обмен брачными партнерами зародился в 1970-е гг. в Скандинавии, поэтому иногда такой вариант брачного взаимодействия называют «шведская семья». Инициаторами свингерских отношений чаще выступают мужчины. Отмечается также высокая самооцснка обоих супругов в паре, использующей данную форму отношений. Гомосексуальные пары - в основе гомосексуальных браков лежит однополая любовь.   Истоки и формы гомосексуальности разнообразны.  Гомосексуальные пары в процессе развития семейных взаимоотношений сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, монотония, несоответствие ролевых установок и ожиданий и т.п. Отношение к гомосексуальным парам в обществе различное, но, как правило, всегда ярко выраженное от смертной казни (Мавритания, Тунис, арабские страны) до официального признания такой пары семьей с юридической легализацией отношений (Дания).

В последние годы в западных странах  отмечается растущее движение в поддержку  однополых браков. Факт регистрации  брака закрепляет за парой права  на наследование имущества супруга, социальное и медицинское страхование, льготное налогообложение, воспитание приёмных детей и другие преимущества, которых лишены незарегистрированные пары. Среди стран, предоставивших однополым парам полноценное право на брак, находятся Голландия, Бельгия, Испания, Швеция, и Канада. Однополые партнёрства (гражданские союзы) узаконены во многих странах Западной Европы (Великобритания, Дания, Норвегия, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Чехия, Словения, Швейцария с 2007 года). Кроме того, в некоторых странах Северной, Южной Америки и Африки (ЮАР) однополые пары могут заключать брак. В различных странах однополые брачные союзы могут называться по-разному; различается и перечень прав, которыми пользуются члены подобных союзов. Групповой брак - изначально эта форма отношений носила радикальный и даже политический характер, ее связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. Сегодня групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны.  Используется для их обозначения термин «коллективная семья». С точки зрения структуры отношений выделяют следующие виды жилых сообществ:  жилые сообщества из нескольких пар; жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных парными отношениями; смешанные формы. Нередко жилые сообщества включают и детей.  Личные потребности в значительной степени находятся под контролем группы. Следует отметить, что в России жилые сообщества как форма брачно-семейных взаимоотношений практически не распространены. На сегодняшний день альтернативные формы брака поддерживаются меньшинством населения. Сильным аргументом в пользу традиционных отношений являются интересы детей. Тем не менее, увеличение терпимости общества к альтернативным формам и расширившиеся возможности расторжения традиционного моногамного брака усиливают тенденцию увеличения их распространенности. Традиционные формы начинают восприниматься сегодня (особенно молодыми людьми) как менее прочные, менее безальтернативные и менее само собой разумеющиеся. 

Женщины, не вступившие в брак, называются незамужними. Мужчины, не вступившие в брак, называются неженатыми или холостыми. Особым типом холостых (незамужних) являются отшельники и монахи (отшельницы, монашки), часто принимающие обет целибата, то есть сознательно отказываясь вступать в брачные отношения. Обычно это мотивируется тем, что монах видит в жизни нечто большее, чем размножение (поиск бога, просветления, и т.д.). В отличии от отшельников, монахи часто живут монашескими общинами, ведя совместное хозяйство, воспитывая усыновлённых детей своего пола и называя себя «семьями». Тем не менее, с научной точки зрения подобные общины семьями не являются, т.к. подобно однополому браку (2+0 и 0+2) не участвуют в процессе биологического воспроизводства. 

Лекция 3: Эволюция семейно-брачных форм.

Ещё на животной стадии — возникла экзогамия (в буквальном переводе с греческого: наружный брак). Разумеется, экзогамия появилась не после того, как готовность к половым контактам у наших животных предков стала постоянной. Думать так было бы верхом примитивизма. Экзогамия развивалась наряду с накоплением социальных потенций, вместе с формированием постоянной сексуальной готовности. Это происходило путём слепых проб и посредством животного закрепления позитивных результатов на протяжении многих тысячелетий. Экзогамия - требование искать половых партнеров вне рода, является производной от запрета половых отношений внутри рода, который может быть назван агамным запретом или просто агамией (от греч. а - не, гамос - брак). В глазах значительного числа исследователей агамия выступает как запрет браков внутри рода. В действительности он представляет собой запрет всех вообще половых отношений между членами рода, в одинаковой степени как брачных, так и небрачных. Агамный запрет в доклассовых обществах был основной нормой, регулировавшей отношения между полами. Половые отношения в доклассовом обществе прежде всего делятся на такие, которые не представляют собой нарушения агамного запрета, и на такие, которые идут вразрез с ним. Первые из них совершенно независимо от того, являются ли они брачными, добрачными или внебрачными, рассматриваются обществом как законные, нормальные, правильные. Что же касается нарушения агамного запрета, то оно расценивается обществом не просто как моральный проступок, а как самое страшное из всех возможный преступлений. Обычным наказанием за нарушении агамии была смерть.

В ряде первобытных обществ запрет вступать в половые отношения с членами своего рода сочетался с требованием вступать в такие отношения исключительно лишь с членами одного другого определенного рода. Точно такие же требования предъявлял к своим членам и этот последний род. В данном случае мы сталкиваемся со своеобразным союзом двух родов, каждый из которых запрещал половые отношения внутри себя и обязывал своих членов искать половых партнеров в союзном роде. Этот союз в этнографии принято именовать дуально-родовой организацией. Как свидетельствуют данные этнографии, дуальная организация имела в прошлом человечества универсальное распространение. Дуально-родовой союз есть определенная социальная организация отношений между полами, которая дает определенные права и накладывает определенные обязательства на связанные этим союзом стороны. Иначе говоря, перед нами не что иное, как определенная форма брака: брак не между индивидами, а между их группами, т.е. брак не индивидуальный, а групповой. Понятие группового брака давно уже существует в науке. Но и те, кто принимали существование группового брака, истолковывали его как своеобразную сумму индивидуальных браков, как сочетание многоженства м многомужества. В действительности групповой брак есть явление качественно отличное от индивидуального. Это - брачный союз не между индивидами, взятыми самими по себе, а между их определенными группами, а именно родами. Именно между родами, входившими в союз, существовали определенные взаимные права и обязанности. Под групповым браком, абстрагируясь от его эволюции, мы понимаем такой порядок, при котором имеет место закреплённое обычаем половое взаимодействие группы женщин и группы мужчин. Причём каждая представительница женской группы вольна вступать в половой контакт с любым представителем соответствующей мужской группы. Как и обратно. Оперируя привычными понятиями, мы должны сказать, что в рамках группового брака каждая женщина имеет несколько мужей, а каждый мужчина — несколько жён (употребляя слова “муж” и “жена”, мы совершенно не имеем в виду тех обязанностей, которые накладываются на мужчин и женщин современным супружеством).

Во всех известных этнографии случаях  наряду с групповым браком существовал и индивидуальный. И групповой брак, регулируя отношения между полами, тем самым выступал и в роли регулятора индивидуального брака. Но, по всей вероятности, это явление позднее. На более ранних этапах никакого индивидуального брака не существовало. Групповой брак был не просто главной, а единственной формой регулирования отношений между полами. В пользу такого предположения свидетельствуют самые архаичные из всех известных систем родства. Под системами родства понимаются в этнографии системы терминов, обозначающих отношения собственно родства, свойства и супружества. Дуально-родовой брак был дислокальным. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, т.е. к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальный род был материнским.

С появлением индивидуального брака  групповой не исчез. Он долгое время  продолжал существовать как регулятор  половых, а тем самым и индивидуально-брачных  отношений. Человеку по-прежнему предписывалось искать полового партнера (а тем самым и супругу или супруга) в пределах одной определенной группы.

Ограничение круга возможных  брачных партнеров рамками одного лишь рода стало на определенном этапе  препятствием на пути развития. В результате у части народов дуально-родовой брак превратился в дуально-фратриальный. Фратрией принято называть совокупность родов, возникших в результате разделение одного первоначального рода. С возникновение дуально-фратриального брака человек получил возможность искать полового, а тем самым и брачного партнера не в одном единственном роде, а в целой совокупности родов, составлявших фратрию, противостоящую той, к которой он сам принадлежал.

У другой части народов  расширение круга возможных брачных  партнеров пошло по линии заключения брачных союзов данного рода с несколькими другими родами. Такого рода союзы были односторонними. Наличие, например, у мужчин одного из родов, вступившего в такой союз, права на брак с женщинами другого рода, не только не предполагало, а, наоборот, исключало аналогичное право у мужчин второго рода. Иначе говоря из любых двух родов, связанных узами подобного группового брака, один выступал по отношению к другому как своеобразный групповой "муж", а второй по отношению к первому как своеобразная групповая "жена". Но вполне понятно, что будучи образованием, состоявшим из представителей обоих полов, ни один род не мог быть только "женой" или только "мужем". Поэтому каждый род с неизбежностью должен был состоять, по меньшей мере, в двух брачных союзах: во-первых, с родом по отношению к которому выступал в качестве "мужа", во-вторых, с родом, по отношению к которому он выступал в роли "жены". Такого рода односторонний междуродовой брак хорошо известен этнографам, которые описали его под названием обязательного матрилатерального кросс-кузенного брака.

Информация о работе Культура семейных отношений