Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:29, курс лекций
Ни брак, ни семья не вытекают из биологии. Чтобы происходило биологическое воспроизводство человека, нужен не брак, а половые отношения. Брачные и половые отношения далеко не одно и то же. Половые отношения, а тем самым и рождение детей возможно у людей без брака и вне брака. Брачные отношения, включая в себя половые, никогда к ним не сводятся. Брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
Все данные свидетельствуют о том, что каждый род имел несколько "мужей" и несколько "жен". Если дуально-родовой брак представлял собой своеобразную межродовую моногамию, то описанный выше односторонний групповой брак - столь же своеобразную межродовую полигинию и полиандрию вместе взятые.
Полиандрия (от поли … и греч. aner, родит. падеж andros — муж) (многомужество) — редкая форма полигамии, при которой женщина состоит в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. В XIX веке бытовала у алеутов и некоторых групп эскимосов; позднее сохранилась у некоторых этнографических групп в Южной Индии и на Тибете. Полиандрическая семья может выступать в двух формах:
При нефратернальной форме
Полигиния (многожёнство) - форма брака, при которой мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. Является одной из исторических форм брака. Наиболее часто полигиния реализовывалась в форме семьи гаремного типа. Полигиния подразделяется социальными антропологами на сороральную и несороральную. При сороральной полигинии все жёны одного мужчины являются сёстрами, при несороральной - не являются. Сороральные полигинные семьи значительно более стабильны, чем несороральные - для последних характерно острое соперничество между жёнами. Полигиния признана в исламе, где согласно Корану, мусульманину разрешается иметь до четырех законных жён. Тем не менее, к середине XX века в большинстве мусульманских стран полигиния была ограничена. В большинстве стран мира полигиния запрещена.
Парный брак.
В дальнейшем развитии предписание вступать в брак лишь с членами определенных родов постепенно исчезает. От всей старой системы остается лишь запрет вступать в половую связь, а тем самым и в брак с членами своего рода. С переходом к классовому обществу исчезает и он. В результате индивидуальный брак становится единственной формой регулирования отношений между полами. Первоначальный индивидуальный брак с тем, чтобы отличить его от более поздних форм индивидуального брака, именуют иногда парным. Как свидетельствую данные этнографии, один мужчина мог состоять в точно таких союзах с несколькими женщинами одновременно, т.е. иметь несколько жен, а женщина - иметь несколько мужей. Таким образом такого рода брак не исключал ни многоженство, ни многомужество. Оба супруга в равной степени принимали участие в общественно производстве, оба трудились и имели равные права на получение доли общественного продукта. они в равной степени выступали по отношению к детям как иждивители (кормильцы). Вклад каждого супруга в семью в качественном отношении был равен вкладу другого. В экономическом отношении они выступали как равные стороны. А экономическое равенство супругов влекло за собой их равенство и во многих других отношения. Конечно, это равенство было не абсолютным, но тем не менее оно было. Если уж попытаться найти для ранней формы индивидуального брака такое название, которое бы достаточно четко выражала ее особенности, то лучшего всего такого род брак назвать протоэгалитарным. Соответственно протоэгалитарной можно было бы назвать и связанную с ним семью.
В классовом общество, особенно на ранних стадиях его развития. встречаются браки одного мужчины с несколькими женщинами, т.е. полигиния. И это полигамия по своим основным чертам ничем не отличается от моногамии. И здесь имеет место господство мужчины над женщинами и детьми. И здесь от жены требуется соблюдение супружеской верности и т.п. Единобрачие и многоженство в классовом обществе представляют две основные разновидности одной и той же формы брака, которую можно было бы назвать патриархическим браком. Соответственно и семью, основанную на этом браке можно было бы именовать патриархической семьей. В полигамной форме патриархического брака наглядно выступает неравенство мужчины и женщины не только в сфере экономических, правовых и т.п. отношений, но и в отношениях собственно между полами. Если женщина по закону может вступать в отношения только с одним мужчиной, то мужчина - одновременно с несколькими женщинами. При моногамной форме патриархического брака между мужчиной и женщиной в этом отношении существует равенство. Не только женщина может иметь лишь одного мужа, но и мужчина - лишь одну жену. Но это равенство всегда носило чисто формальный характер.
Мужчина в классовом обществе,
таким образом, пользовался
Капитализм привел к крупному сдвигу в развитии семейно-брачных отношений. Семья пролетариев - одного из двух основных классов капиталистического общества с самого начал существенно отличалась от семей других эксплуатируемых классов, например, феодально-зависимых крестьян. Она была не хозяйственной единицей, а только иждивенческой ячейкой. Пролетарии были лишены средств производства. И это не могло не сказаться на их семейно-брачных отношениях. Не являясь собственником средств производства вообще, мужчина-пролетарий не мог выступить в таком качестве и перед женой и детьми. Отсутствие средств производства делало ненужным наследование. Изменение положения женщин в обществе не могло не сказаться на их положении в семье, а тем самым и на характере семьи. Началось крушение господства мужчин в семье и соответственно - патриархического брака и патриархической семьи.
В современном буржуазном
обществе происходит переход
от старой формы семьи к
новой. Новую семью они
Прежде всего идет процесс гибели старой и возникновения новой формы индивидуального брака и семьи. Этот новый брак, имеющий определенные черты сходства с протоэгалитарным браком первобытного общества, можно бы назвать неоэгалитарным. Соответственно и новую семью можно было именовать неоэгалитарной. Но происходит не просто смена форм индивидуального брака и семьи. Идет процесс существенных изменений во всей сфере отношений между полами. Они настолько серьезны, что вместе взятые получили название сексуальной революции. Старая половая мораль, ставившая женщину в неравное положение с мужчиной, рухнула, а новая не возникла. В результате уравнивание мужчин и женщин в сфере отношения полов выразилось не в появлении новых норм поведения, которые были обязательны и для тех и для других, а в признании за женщиной права вести себя так, как вели себя мужчины на протяжении всей истории классового общества.
История семьи и брака по Л. МОРГАНУ
Представлены следующие формы семьи :
1.Кровнородственная семья
2.Пуналуальная семья.
3.Синдиасмическая или парная семья.
4.Патриархальная семья.
5.Моногамная семья.
Три из этих формы Морган считает
основными, а именно первую, вторую
и пятую, так как каждая из них
создала свою систему родства, по
которой исследователь и
Кровнородственная семья.
Существование этой формы приходится доказывать иным путём, чем на основании непосредственных её проявлений. Будучи первой, после промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён.
Пуналуальная семья.
Переход к пуналуальной семье, как считает Морган, был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах.
Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и коллатеральные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны.
Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье.
Синдиасмическая и патриархальная семьи.
Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное, потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений Морган называет то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться.
Патриархальная семья – по Моргану - представляла собой организацию известного числа свободных и несвободных людей под властью отца в целях обработки земли и охраны стад домашних животных. Рабы и слуги вместе со своими жёнами и детьми и с патриархом как их главой составляли одну патриархальную семью. Автор акцентирует внимание на том, что в таких семьях полигамия имела второстепенный характер, в первую очередь необходима была коллективная рабочая сила, чтобы люди могли себя прокормить.
В двух формах семьи – кровнородственной и пуналуальной – отцовская власть была немыслима. Тогда существовал матриархат, доказательства тому приведены при рассмотрении этих форм семьи. Когда из недр пуналуальной группы возник род, он соединил всех сестёр с их детьми и дальнейшими потомками по женской линии до бесконечности в одном роде, который стал единицей организации созданной им социальной системы. Отсюда постепенно развилась синдиасмическая семья, а вместе с ней и зародыш отцовской власти. Эта первая слабая и колеблющаяся власть начала расти и непрерывно увеличиваться с того времени, как новая семья вместе с прогрессом общества всё более и более принимала моногамный характер. Когда с накоплением собственности желание передавать её детям привело к переходу счёта происхождения из женской линии в мужскую, тогда впервые возникло материальное основание для отцовской власти.
-Моногамная семья:
моногамия, понимаемая как единобрачие, никогда не распространялась на мужчину. Она всегда была уделом женщины. На всём протяжении эксплуататорской эпохи мужчина пользовался половой свободой, вряд ли заметно уступающей той, что существовала в рамках группового брака первобытной поры. Его обслуживали рабыни, гетеры, крепостные наложницы, проститутки, женщины, подчинённые по службе, покинутые другими мужьями или соблазнённые им жёны (оборотной стороной мужской половой свободы являлась женская измена).
Строго говоря, нет уже и моногамии. Её всевластию на планете положен конец. На наших глазах моногамия претерпевает революционную трансформацию. Человечество переходит к следующей исторической форме взаимодействия полов. Вместе с эксплуататорскими отношениями в обществе, сопротивляясь, уходят и собственнические отношения в его элементарной ячейке. Поскольку женщина в условиях коллективистского строя полностью независима, её способность выбирать брачного партнёра освобождается от всех и всяческих ограничений. Соответственно, и мужчина не ориентируется теперь на приобретение вещи и удовлетворение похоти, а руководствуется своими, в основе также общественными, представлениями о женщине. Только свободный от вещной стороны бытия выбор определяет партнёра. Свободный выбор не может быть окончательным: не исключены ошибки и разочарования, возможны коррекция наклонностей и изменение пристрастий, наконец, в пределах огромного круга общения коллективистского общества достаточно высока вероятность появления новой фигуры, в большей степени отвечающей требованиям “выборщика”. Всё это означает, что связь полов, основанная на свободе выбора, в принципе не является и не может быть перманентным единобрачием, как для мужчин, так и для женщин. Более того, свободный брак совершенно не исключает наличия у женщины одновременно нескольких партнёров. Для мужчин “многожёнство” подразумевается (неполноценное многожёнство, как нам известно, имеет место и сейчас). Разумеется, речь идёт не о так называемом групповом сексе. Мы говорим об отношениях принадлежащих к разным полам людей. Таков конспективно брак будущего. Только такой тип брака в состоянии обеспечить всех женщин достойными их мужчинами и решить женскую проблему.
Укажем на три направления становления грядущей брачной формы. Первое направление формирования нового типа отношений полов — практика разводов и повторных браков. Мы знаем, что в большинстве случаев расторжение брака инициируется женщиной. Это свидетельствует не только о её неудовлетворённости супругом, но и, что нам сейчас важнее, — о раскрепощении женщины. Чем более развита женщина, чем она более независима в экономическом плане, тем решительнее она борется за свободу выбора. Да, именно за свободу выбора, ибо, расторгая брак, женщина (впрочем, это относится и к мужчине) отнюдь не собирается сидеть сложа руки или принимать обет безбрачия. Причиной расторжения брака или его (расторжения) целью почти всегда является уже осуществлённый или ещё только планируемый новый выбор. Другим важным симптомом нового и вторым направлением становления свободного брака являются имеющие известное распространение внебрачные отношения полов. Такие отношения часто стимулируют развод и приводят к заключению повторного брака. Третьим направлением мы считаем добрачные отношения полов. В принципе, это — тот же брак, но только, если угодно, предварительный, пробный, незрелый. Со временем он зачастую переливается в незарегистрированный брак старших возрастных категорий.