Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций
Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.
Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.
Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.
При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:
3)культура - это все
то, что транслируется от
Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:
5.2 Культура
и нормативная регуляция поведе
Нормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, так как именно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.
В самом общем виде
этот уровень представлен двумя
основными формами
институциональный;
неинституциональный.
К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, позднее в том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.
Каждое общество стремится воспитать в людях и поощряет в первую очередь поведение, соответствующее принятым нормам и правилам. Такой тип поведения принято называть конформистским.
К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.
Понятие "социальная норма" включает в себя три основных признака:
Сферы действия неинституциональных
норм поведения в современном общест
Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, домашнего убранства, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.
Сам термин «модный стиль»
является одним из симптомов -современного
динамично меняющегося
Еще в начале XX века известный американский социолог Т. Веблен описал феномен «престижного потребления», присущий представителям богатых слоев общества, многие из которых приобретали дорогие вещи не по причине их полезности, утилитарности, а с целью демонстрации своего высокого положения.
Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применимые ко всем членам общества без ограничения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп.
Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовою, законодательную базу.
К специальным нормам
относятся нормы поведения
Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной мере определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать определенное поведение.
Тот факт, что человек рождается в определенной группе, обладающей специфической культурой, является основой этноцентризма. В своей известной работе «Народные обычаи» У.Г. Самнер пытался выяснить роль народных обычаев, нравов и социальных институтов в интеграции общества. Он обратил внимание на то, что члены группы относятся уважительно и стремятся приспособиться к ценностям и нормам своего общества, относясь в то же время с большим недоверием и даже враждебно к культурным ценностям других народов.
5.3 Основные концепции культуры в современной социологии
5.3.1 Фрейдистское направление
По мнению 3, Фрейда, общество
и культура - продукты не столько
сложных социально-исторических процессов,
сколько сублимированных
Происхождение культуры связано с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды), к возникновению системы социальных норм, запретов, социального контроля, санкций и т.д. Как утверждает 3. Фрейд, «это великое событие, с которого началась культура, по 3. Фрейду, это совокупность норм и запретов, подавляющих биологические инстинкты и влечения.
Чем полнее подавление и
сублимация, тем выше уровень культуры,
поскольку сексуальные и
Но полное подавление представляет опасность - ведет к деформации и распаду человеческой личности. Культура репрессивна по отношению к человеку, и в этом заключается основное противоречие общества и культуры.
5.3.2 Символическое направление
Культура - это организация вещей и явлений, основанных на символах. Это язык, обычаи, орудия труда, убеждения и многое другое, рассматриваемые отдельно от их человеческих носителей. Основа культуры - символы. Истоки символических теорий восходят к И. Канту.
По его мнению, человек живет в мире явлений, не тождественных объективной реальности. Явление в кантовском смысле отделено от действительности и выступает лишь как символ последней. Человек для себя самого так же, как и природа, есть «вещь в себе».
Немецкий философ Э.
Кассирер, противопоставляя символическую
теорию культуры натуралистически-
5.3.3 Марксистское направление
Основа культуры - производительные силы и производственные отношения, целесообразная деятельность человека. Культура - продукт истории и рождается в общественно-исторической практике. Основная функция культуры - производство материальных благ. Материальные предметы, идеи, художественные образы - все имеет смысл в связи с практической деятельностью человека, направленной на преобразование природы, социальной среды и совершенствование собственной натуры.
5.4 Функции культуры в обществе, ее структура
Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции:
3)потребление: от элементарного жизнеобеспечения до эстетического наслаждения;
4)коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой общество существует как слаженная иерархия коллективов.
В основе каждой культуры лежат определенные ценности -разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.
Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции.
5.5 Теории культурно-исторических типов
Другой ключевой характеристикой культуры является то, что она отбирает для тиражирования определенные образцы поведения и опыта людей. Все человеческие сообщества выстраивают свои собственные культурные суперструктуры, которые сопровождают людей от юности до смерти и даже после их ухода из жизни. В результате этой селекции на земле сформировались совершенно различные культуры.
В XIX веке появились теории локальных культурно-исторических типов, подчеркивающих существование множества различных культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицающих единство всемирно-исторического развития человечества.
Одна из первых теорий культурно-исторических типов была разработана русским социологом Н.Я. Данилевским, выделивший 13 культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку.
Славянский тип культуры, будучи наиболее перспективным, и призванный осуществить руководство всемирно - историческим процессом, объединяет различные виды деятельности (а в каждом культурном типе преобладают различные типы деятельности: религиозная - в еврейском, политическая - в римском и т.д.).
Другой вариант теории предложен О. Шпенглером, который выделил 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, апполоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую), фаустовскую (западно-европейскую), майя, и предсказал возникновение русско-сибирской. Каждая культура существует около 1000 лет и умирая превращается в цивилизацию.
Наиболее развернутый и обоснованный вариант теории культурно-исторических типов представлен в концепции А.Дж. Тойнби. По его мнению, культура имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которых складывается повседневная жизнь - от самых грубых ее проявлений до высоких взлетов творческой фантазии.