Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций

Описание работы

Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Файлы: 1 файл

Курс Лекций.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Развитие социологии отражает эволюцию общества, осмыслением которого изнутри она является. Периодическая смена преобладающего мировоззрения и теоретико-методологических установок в социологии также зависят от состояния общества и идейного климата эпохи. Анализ истории развития социологии показывает, что социальные теории не надстраиваются одна над другой в линейном порядке. Социологическое знание имеет циклический характер развития. В этой циклической модели различные школы чередуются, сменяя одна другую, оказываясь в то или иное время в центре внимания.

Многообразие сменяющих друг друга  школ в социологии можно свести к  двум направлениям:

  1. различным формам натурализма, в котором недооценивается многообразная историческая обусловленность жизни общества;
  2. субъективизму, различные системы которого пытаются преодолеть отчуждение человека и общества.

 

2.1 Натуралистическое  направление

 

Социология как самостоятельная  научная дисциплина возникает в  середине XIX века. Ее возникновение связано с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отношение к познанию, для которого характерно:

отказ от метафизики и стремление принимать во внимание только выводы, основанные на фактах;

отказ от суждений, противоречащих друг другу; научная достоверность как  результат возможности всесторонней верификации наблюдаемых фактов.

Сам позитивизм возник на основе натурализма. Середина XIX века - это время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого тогда и формировалась социология.

«Царицей наук» стала биология, ее идейным эпицентром -эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюционисты того времени считали, что история природы и история человечества имеют общие законы развития, а естественные и общественные науки - единый метод, что социальная эволюция есть продолжение эволюции биологической.

Они полагали, что, подобно закономерностям  роста организмов, существует органический закон развития общественных институтов, который определяет регулярный и  постепенный характер их изменений, одинаковый во всем мире. Поэтому достаточно открыть этот закон - и будет найден путь управления обществом.

Общество, с точки зрения эволюционистов, есть организм, который представляет собой не сумму отдельных индивидов, клеток, а надиндивидуальную целостность. Общество возникает на определенной стадии эволюции, когда единые законы эволюции переходят от создания индивидуальных организмов к созданию «сверхорганизмов», т.е. сообщества людей и животных. Яркими представителями эволюционизма были О. Конт и Г. Спенсер.

Идейной основой социологической концепции О. Конта (1798-1857) явился закон «трех стадий», согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа: 1. теологический, когда в обществе господствуют религиозные представления; 2. метафизический, предполагающий ведущую роль философии в духовной жизни и 3. позитивный. На третьем этапе ведущую роль в жизни общества начинают играть научные знания, служащие основой политики.

О. Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии  и от любой другой науки спекулятивного плана, т.е. не базирующейся на опытном знании. Значительное внимание О. Конт уделял методам социологического исследования и пытался их систематизировать. Он выделял: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторически-генетический метод.

Заметный след в истории  общественной мысли оставила идея О. Конта о необходимости разграничения  социальной динамики и социальной статики. Первая - изучает законы общественного  развития в тесном сотрудничестве с  историческими дисциплинами. Вторая - исследует социальную структуру общества, механизмы его интеграции и стабилизации (социальный консенсус).

Другим основателем  социологии является Г. Спенсер (1820-1903), самый авторитетный и популярный мыслитель второй половины XIX века. Он известен как родоначальник "органицистской школы" в социологии, пропагандист идей универсальной эволюции. Он полагал, что "невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии". Основываясь на этой идее, он пытался методологически обосновать социальный органицизм, т. е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По его мнению, существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму.

Во-первых, общество и организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются.

Во-вторых, процессы роста  общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их органов  и частей.

В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная  дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциации их функций.

В-четвертых, в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур.

В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или  организма отдельные их части  могут определенное время продолжать существовать самостоятельно.

Аналогия общества с  живым организмом позволила Г. Спенсору выделить внутри общества три различные  подсистемы: 1. поддерживающую, 2. обеспечивающую производство источников питания (экономика), 3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и основанную на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).

Анализируя социальную структуру общества, Г. Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он впервые ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный контроль, социальный институт, структура и функция.

В рамках позитивистского направления возникли и так называемые концепции одного фактора. Они объясняли общественную жизнь через какой-то один фактор, который они считали главным в общественном развитии.

 

2.1.1 Расово-антропологическая  школа

Представители этого  направления: Ис. А. де Гобино, Ж. Ляпуж, С. Аммон и другие считали социальную жизнь и культуру продуктом расово-антропологических факторов. Фактору расы отводилась ведущая роль во внутренней политике и эволюции человечества.

 

2.1.2 Социал-дарвинизм

В основании социальных концепций этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей естественный отбор и борьба за существование - главные факторы социальной жизни.

Сторонник «социального неравенства» У.А. Самнер использовал  дарвинизм для защиты принципов  индивидуализма и конкуренции. Сторонники либеральных концепций А. Смолл, У. Бенджгот, Э. Ферри и другие разработали так называемую эволюционную этику, которая пыталась объяснить полезность нравственного поведения для единения и выживания людей.

У третьего направления социал-дарвинистов (Л.Гумплович и другие) биологизация социальных явлений проявлялась в подчеркивании ведущей роли конфликтов между людьми при удовлетворении ими потребностей в процессе стремления к господству.

 

2.1.3 Географическая школа

Представители этого направления главной причиной социальных изменений считают географическую среду. По их мнению, способ производства, политическое устройство, направления художественного и научного творчества, религиозные представления - все это зависит от географической среды.

Выдающиеся социогерграфы  К. Риттер и А. Гумбольдт выдвинули  идею о взаимодействии природы и  культуры, взаимозависимости всех элементов, формирующих конкретную географическую область

 

2.2 Психологическое  направление

 

К концу XIX - началу XX веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций.

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций  психологии начинают обосновываться разнообразнее  знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности.

Результатом этих встречных  движений и явилось психологическое  направление в социологии.

Психологическая социология никогда с теоретической точки  зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, «психологию народов», групповую психологию и интеракционизм - межличностные взаимодействия.

 

2.2.1 Психологический  эволюционизм

Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.

 

2.2.2 Инстинктивизм

Инстинктивизм (У. Мак-Дуголл) основы социальной жизни связывает с биологически наследуемыми инстинктами.

 

2.2.3 «Психология  народов»

«Психология народов» (М. Лацирус, В. Вундт и другие) признает главной силой истории «народный  дух», или «дух целого». Основная задача сторонников концепции - познать  сущность народного духа, открыть законы духовной деятельности народов.

 

2.2.4 Групповая психология

К концу XIX века стало ясно, что предшествующие школы не дают ключ к пониманию социальных явлений. Возникла попытка искать ответ в особенностях и психологии массового поведения.

Интерес социологов к  психологии масс не случаен. Наступал XX век - век социальных потрясений и катаклизмов, век коммунистического безумия и фашистской диктатуры. Основоположник этого направления Г. Лебон заявил, что европейское общество вступает в новый период своего развития - «эру толпы», что влечет упадок цивилизации. Общественная жизнь все более определяется поведением толпы, которая по своим психологическим характеристикам всегда представляет разрушительную силу.

 

2.2.5 Теория  подражания (интеракционализм)

Сторонники теории подражания Г. Тард, П. Сигель и другие полагали, что социальные законы - это законы подражания. Человек как всякое социальное существо, склонен к подражанию. Подражания возникают, когда появляются удачные открытия или изобретения, инновации, которые являются продуктом индивидуального творчества. Круг этих подражаний имеют тенденцию расширяться до тех пор, пока не вступает в «логическую дуэль» с новым подражанием. Взаимодействие подражаний и открытий ведет к возникновению новых общественных явлений. Отправной пункт всех общественных изменений - обновляющая мысль, а закон всемирного повторения - основной закон общественной жизни.

 

2.2.6 Психоаналитическая  ориентация

К XX веку психологические школы исчерпали себя, но в социологии утвердилась и надолго сохраняется психоаналитическая тенденция.

3. Фрейд (1856-1939) полагал,  что человек и общество находятся  в состоянии постоянного конфликта.  Повинна в этом конфликте консервативная  природа человека, в которой доминируют  бессознательные импульсы «ОНО», имеющие в своей основе сексуальный характер. Эти могучие природные импульсы имеют решающее значение не только для человека, но для исторического развития общества, так как динамика сознательного и бессознательного определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Основным у 3. Фрейда является представление о том, что поведение  человека определяют иррациональные психические  силы, а не законы общественного  развития, что интеллект есть аппарат  маскировки этих сил, социальная среда и человек находятся в состоянии вечной и тайной войны, так как среда с помощью механизмов социального господства, особенно культуры, подавляет природу человека.

Подавление, т.е. нормы  и запреты личности, ведет к  развитию неврозов, т.е. к разрушению. Но, с другой стороны, обуздание инстинктов, сублимация их в творческие сферы деятельности является условием нормального существования общества, развития культуры, предохраняет человечество от разрушения.

Борьба между этими  вытесненными и ищущими выхода влечениями, общественными запретами - одна из основных идей социальной теории психоанализа.

Разумно обуздывать инстинкты  и способствовать развитию общества может только интеллектуальная элита. Массы же руководствуются темными, бессознательными влечениями, они враждебны культуре, ими должна руководить элита.

Другая важная проблема, затронутая в концепции 3. Фрейда, - вопрос, что объединяет людей в человечество.

По мнению 3. Фрейда, объединяющими  являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение  концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как сделать это? С  одной стороны, 3. Фрейд считал, что  в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность  эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"