Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций

Описание работы

Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Файлы: 1 файл

Курс Лекций.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Группа пятого статуса - «низший средний класс»: автомеханик, парикмахер, бармен, продавец бакалеи, квалифицированный работник, занятый  физическим трудом, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика

Группа шестого статуса - «средний низший класс»: водитель такси, среднеквалифицированный работник, занятый физическим трудом, бензозаправщик, официант, швейцар.

Группа седьмого статуса  – «низший низший класс»: посудомойка, домашняя прислуга, садовник, привратник, шахтер, дворник, мусорщик.

Большинство американцев, относящих себя к среднему классу, болезненно воспринимают все, что связано  с повышением или понижением их статуса. Например, шофер такси сочтет за оскорбление предложение пойти  на завод, где он мог бы зарабатывать значительно больше.

Большинство американцев  не связывают экономический успех  с основанием собственного дела, самостоятельного предприятия. Они работают по найму. Тем не менее работа остается для  них не только основой материального  благополучия, но и самоутверждения, самоуважения, самооценки.

Социальная  стратификация в России

Опираясь на концептуальную модель многомерной стратификации, учитывая роль власти и идеологии  в ее формировании, социолог Инкельс (США) представляет систему социального  неравенства, сложившегося в СССР в 30-50 года в виде пирамиды, состоящей из 9 степеней (страт), вершину которой составляли три наиболее престижные группы:

  1. правящая элита, куда входили руководители партии и правительства, верхушка военных, высшие должностные лица;
  2. высший слой интеллигенции, выдающиеся ученые, деятели искусства и литературы (по уровню материальных благ и привелегий они довольно близко стояли к первой группе, но между ними существовала довольно значительная разница по шкале власти;
  3. «аристократия рабочего класса»: ударники - герои первых пятилеток, стахановцы и т.д.;
  4. «отряд интеллигенции»: управленцы среднего звена, руководители небольших предприятий, работники высшей школы, дипломированные специалисты и офицеры;
  5. «белые воротнички»: мелкие управленцы, бухгалтерские работники, и др.;
  6. "преуспевающие крестьяне": работники передовых колхозов и совхозов;
  7. Средне- и малоквалифицированные рабочие;
  8. «беднейшие слои крестьянства», малоквалифицированные рабочие, занятые тяжелым физическим трудом на производстве за мизерную заработную плату;
  9. «зеки».

Говоря о том, что  одна из главных причин деформации системы социальной стратификации  была связана с подменой социально-профессиональных критериев политико-идеологическими суррогатами, следует отметить явление так называемой аскрипции. Существование предписываемого аскриптивного статуса - характерная черта доиндустриальных обществ, тогда как в современном западном обществе преобладает ориентация на «статус достигаемый»: успешная карьера человека, его социальный престиж определяются главным образом его профессиональными результатами и достижениями. В нашей стране феномен» предписываемого статуса получил весьма широкое распространение, особенно в последние два десятилетия: социальное положение человека в обществе определялось не только объемом его социально-политической активности, но и множеством других критериев, выступавших в качестве признаков социальной дифференциации.

К их числу можно отнести  такие факторы, как место проживания человека (столица, областной центр, деревня), отрасль промышленности, в  которой человек трудился (производственная сфера), принадлежность к какой-либо особо выделяемой социальной группе.

Социологические опросы, проведенные в 1996 году ВЦИОМ, указывают на то, что материальное положение примерно 2/3 респондентов все время ухудшается, 25-30% удерживают приблизительно тот же уровень, что и до начала реформ, лишь у 7-8 % материальное положение улучшилось, их доходы растут быстрее, чем цены. Происходит сильное имущественное расслоение в обществе, в результате которого выигрывают 7-8 %, прежде всего связанных с коммерческой деятельностью.

Минимальная заработная плата составляет сегодня менее  четверти от прожиточного минимума; около 20 млн. работников имеют заработок ниже прожиточного минимума, а около 40 млн. не могут обеспечить себя и одного ребенка; сложилась чудовищная поляризация жизненного уровня, когда 40 процентов семейств не имеют сбережений вообще, а 2 процента концентрируют более половины общего фонда накопления населения.

Средняя зарплата 10 процентов  наименее оплачиваемых работников в 30 раз меньше зарплаты 10 процентов  наиболее оплачиваемых. К примеру, в  Японии уже в конце 20 века этот показатель был равен 10, а в Швеции 5.

 

4.3 Теория социальной мобильности

 

Теория социальной мобильности  рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма  этого движения. По мнению П.А. Сорокина, мобильность - это только перемещение  или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.

Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая. Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.

 

4.4 Марксистско-ленинская  теория классов (детерминистский  подход)

 

Основная суть этого  подхода: - существование классов  связано с определенными этапами в развитии производства;

классы возникают на определенной стадии развития общественного  производства, причины их появления: разделение труда и частная собственность;

классы продолжают существовать до такой ступени развития общества, на которой развитие материального производства и связанные с ним изменения общественной жизни сделают деление общества на классы неприемлемым;

классы имеют свои специфические признаки, которые  отражают их место в системе общественного  производства: отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда, способы и размеры . доли общественного богатства.

Абсолютизация детерминистского подхода к описанию социальной структуры (да еще по упрощенной, догматической  схеме), игнорирование функционального подхода не могли не сказаться на состоянии наших знаний и понимании процессов, характерных для социальных процессов нашего общества.

Можно подвести некоторые  итоги нашего незнания:

абсолютная непригодность  модели стратификация советского общества «2+1»: (рабочие, колхозники плюс интеллигенция);

глубокие противоречия между основными элементами социальной структуры: классами и этносоциальными  группами;

описание социальной структуры, фактически сведенное к  сближению классов и социальных групп, движению общества к социальной однородности и т.д.

формальная, догматическая  трактовка отношений собственности, фактически блокировавшая исследования по реальному распоряжению собственностью, объему власти и т.д.

отрицание стратифицированности советского общества: наличия в нем элиты, верхов, низов.

 

4.5 Понятие маргинальности

 

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, промежуточности по отношению к  какой-либо социальной общности: классовой, национальной или культурной.

Предметом анализа это явление стало на Западе. Маргинальностью стали обозначать социально-психологические последствия, возникающие при невозможности адаптации (приспособлении к новым условиям жизни, прежде всего условиям и требованиям городского образа жизни -урбанизации) мигрантов или иммигрантов: национальных меньшинств, безработных.

Человек уже не может  жить в соответствии с сельскими, усвоенными в ходе первой социализации нормами поведения. Но он не готов  жить и, в полной мере и по правилам городской культуры, видит лишь верхи городской культуры, либо ее негативные стороны. Так возникает маргинальная ситуация. Старые ценности, нормы как бы отвергаются, но нет соответствующего приобщения к новым условиям, к новой субкультуре.

Таким образом, потеря субъективной принадлежности к группе, социальной общности без последующего вхождения в другую группу ведет к потере субъективной самоидентификации - самоотождествления, появлению особого типа личности - маргинальной.

Маргинал, маргинальная личность это индивид:

А) утративший свой прежний социальный статус;

Б) лишенный возможности  заниматься привычным видом деятельности;

В) и кроме того, оказавшийся  неспособным адаптироваться к новой  социокультурной среде той страны, в рамках которой он формально  существует;

Г) поведение его отличается крайностями

  • он либо пассивен очень,
  • либо очень агрессивен,
  • способен на непредсказуемые поступки.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ  ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

1. Объясните смысл понятия "социальная структура общества".

  1. Выскажите Ваше мнение относительно теории элит.
  2. Что такое социальная стратификация общества?
  3. Раскройте содержание понятий: «социальный статус», «социальная роль», «социальный институт».
  4. Укажите основные признаки, по которым выделяются социальные слои.

6. Какие основные страты (слои) Вы выделили бы в нашем  современном обществе?

7. Определите основное содержание теории социальной мобильности.

  1. В чем заключается сущность марксистского учения о классах как об основном элементе социальной структуры общества?
  2. Раскройте суть понятия «маргинальная личность».

 

 

5. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Слово «культура» происходит от латинского cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В позднеримскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств. Если человек отличается утонченностью, воспитанностью и начитанностью, его считают культурным.

Если исходить из этимологии слова  «культура», можно сказать, что культура - это своеобразный социальный гумус (слой почвы), от которого зависят результаты общественного развития.

 

5.1 Общество  как социокультурная система

 

При социологическом анализе социального  взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2)поведение людей в группах,  которое регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные два аспекта  общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие  моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В  свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах  отечественных социологов. Но затем  складывающаяся плодотворная тенденция  обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:

1)социум и культура  являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни;

2)особенность социальной  системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами.

Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"