Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций

Описание работы

Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Файлы: 1 файл

Курс Лекций.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Каждая культура проходит стадии возникновения, расцвета, надлома  и заката. «Возникновение и рост»  происходят за счет энергии «жизненного порыва», а надлом, упадок, разложение связаны с «истощением жизненных сил».

Но не всем цивилизациям суждено пройти свой исторический путь от начала до конца, некоторые из них, не успев расцвести, погибают, иные останавливаются в своем развитии.

К историческим факторам культурного процесса А.Дж. Тойнби относил  «закон вызова и ответа». Само возникновение  цивилизации, а также ее дальнейший прогресс определяются способностью людей  дать адекватный ответ на вызов исторической ситуации. Если нужный ответ не найден, в социальном организме возникают аномалии, которые накапливаясь приводят к «надлому», а затем и к упадку.

Выработка адекватной реакции  на вызов исторической ситуации принадлежит  «творческому меньшинству», элите, которая  выдвигает новые идеи и самоотверженно проводит их в жизнь, увлекая за собой остальных.

А.Дж. Тойнби - противник  интерпретации истории как процесса движения в его классическом варианте. Не случайно он отвергает непрерывность  истории, построенную по аналогии с  представлениями классической физики.

Для него не столь убедительна  и другая аналогия - непрерывность  истории как непрерывность жизни, хотя она и представлялась ему  более органичной.

Непрерывность истории, как и непрерывность пространства, времени, есть, по его мнению «перетекание» дискретности существования человечества. Каждый момент движения представляет собой порождающее начало следующего и в то же время некую самоопределяемую, внутренне завершенную целостность.

История существует там, где есть время. Собственно человеческая история началась не с момента сотворения человека, ибо райское его существование протекало вне сущностных изменений, т.е. вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени, стал смертным.

В то же время Л.Дж. Тойнби поддержал идею, столь характерную для мышления XX века, отражающую осознание отношения времени к биологической, а затем и социальной эволюции, идею, одной из модификаций которой является гипотеза о смене биосферы ноосферой, представленная у В.И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена.

Локальные цивилизации - вехи времени, а не острова замкнутой  в самой себя истории. Разомкнутая  история - аналог разомкнутой вселенной. Она раскрыта постоянно расширяющемуся и углубляющемуся постижению.

Первый акт свободного выбора человека (грехопадение) открывает путь истории и ставит человека в ситуацию диалога с богом. Этот диалог первоначально запечатлен в Ветхом Завете, где содержатся и пророчества относительно его будущего.

Воплощение божественного  ЛОГОСА в лице Иисуса Христа есть свершение раннего обетования. С этого момента история разворачивается как процесс спасения человечества, который есть в то же время и полное выявление человеческой сущности.

В основе истории лежит  взаимодействие мирового закона -божественного ЛОГОСА и человечества, которое каждый раз дает ответ на божественное вопрошение, выраженное в форме природного или иного вызова.

История, на поверхности  явлений обещающая многообразие вариантов развития, на уровне своего истинного содержания оказывается однонаправленной, ориентированной на постижение бога через самораскрытие человека.

Таким образом, история  приобретает нравственную интерпретацию. И если разум компенсировал человеку зависимость от природы, то нравственный закон дал надежду на гармонизацию взаимоотношений истории и личности. История имеет глубокий смысл, но он не доступен человеческому пониманию.

 

5.6 Основные формы культуры

 

В большинстве современных обществ  культура существует в следующих основных формах:

  1. высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;
  2. народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;
  3. массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой.

От А. Шопенгауэра и  Ф. Ницше до X. Ортеги-и-Гассета господствовало убеждение, что подлинная культура всегда элитарна. Можно вспомнить и высказывание Л.Н. Толстого, что о степени культурности страны следует судить не по степени распространенности грамотности и образования среди массы, а по степени образованности высшего слоя населения.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой.

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт  самой массы. Владельцы средств  массовой информации лишь изучают потребности  масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.

Иногда используется термин «медиумическая культура», она  занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ  ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

  1. Какие основные аналитические измерения включает в себя понятие «культура»?
  2. Каковы, на Ваш взгляд, различия между обществом и культурой?
  3. Что понимается под социологическим подходом к культуре?
  4. Охарактеризуйте основные концепции культуры в современной социологии.

5.Назовите и проанализируйте  функции культуры в жизни общества.

6. Известно, что культура  может рассматриваться как негативное или как позитивное явление в жизни людей. На чем основано каждое из этих противоположных суждений?

7. В чем суть теорий  культурно-исторических типов?

8.Назовите и дайте  характеристику существующим формам  культуры.

9.Какое значение имеет язык для человеческой культуры?

 

6. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми.

В социологии понятие  личность означает устойчивую систему' социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности, оно показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению.

Социологические подходы  заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека.

Социологические концепции  личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

 

6.1 Психологические  теории личности в современной  социологии

 

В основу этих теорий положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например:

1)транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности, теорию игр и сценариев: Э. Берн, К. Стейнер;

2)психосинтез (сочетание классической философии и психологических знаний, включая положения экзистенцианализма, фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства). Основа психосинтеза - представления о мудрости, возможности реализации человеческого потенциала и гармонии. Основатель - Р. Ассанджиоли, ученик 3. Фрейда, современные теоретики - М. Браун, Т. Йоманс.

3)рационально-эмотивная  терапия (А. Эллис) строится  по классической формуле: человек  расстроен не столько данным  событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями. Эта концепция служит основой теории необихевиоризма.

 

6.2 Марксистская  теория личности

 

Данная теория исходит  из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности.

Основным вкладом в  гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция  отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида.

Преодоление отчуждения человека происходит через становление  гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий.

 

6.3 Ролевые  теории личности

 

Я.Л. Морено, Т. Парсонс  определяют личность как функцию  от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в  обществе.

Концепция распределения  ролей у Т. Парсонса - деление их на аскриптивные, т.е. предписанные по естеству (определенные рождением, полом, возрастом, социальной принадлежностью и т.д.) и достижительные, т.е. зависящие от личных усилий индивида. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность является производной от условий, принятых в группах, в которые включен индивид. В процессе социализации он усваивает способы исполнения ролей и тем самым становится личностью. Общим для концепции ролевой теории является то, что личность есть результат овладения правилами жизни и поведения в обществе.

 

6.4 Теория референтных  групп Т. Хаймена и С. Стауффера

 

Данная теория рассматривает  включенность личности в различные  социальные общности (от семьи до класса). Референтной становится группа, к  которой человек принадлежит в данное время, принадлежал в прошлом или хотел бы принадлежать в будущем, с учетом следующих характеристик данной группы:

образа жизни;

престижа;

дохода;

статуса.

Выделяются два типа групп: а) компаративная - стандарт собственной оценки и б) нормативная, выполняющая регулятивную роль по отношению к поведению индивида, обусловливая разнообразие личности.

 

6.5 Социологическая  концепция личности Ч.Х. Кули (1864-1929)

 

В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.

Особое значение при  формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и  представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.

Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием  у индивида формируется чувство  собственного "я", называемое «зеркальным  я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.

 

6.6 Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978)

 

Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе.

Отличительная особенность  социализированного индивида - способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.

Критерием формирования зрелого "я" служит способность  индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.

Семья и другие первичные  коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы. На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.

 

6.7 Социальная  типология личности

 

К числу важнейших  характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом  жизни. К ним относятся:

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"