Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций

Описание работы

Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Файлы: 1 файл

Курс Лекций.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)
  1. свойства социально-исторических типов личности, обусловленные природой данной формации;
  2. черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и образующие социально-классовую типологию;
  3. социально-типологические особенности национального характера как продукт историко-географического развития данного народа;
  4. профессиональная типология личности.

В социальной типологии  принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный.

К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.

Нормативный тип личности выделяется на уровне социально-исторического  и культурологического анализа, являясь наиболее распространенным в обществе.

Сюда входит, по М.Веберу, система ценностных ориентации, определяемая через понятия собственности, престижа, власти и реализуемая в двух обществах: традиционном, где главный принцип жизненного поведения реализуется в постулате «Делай так, как делали до тебя», и модернистском, где главный принцип - разумность и эффективность социального поведения.

В современной западной социологии рассматривается также  «постмодернистское» направление, в котором принципы поведения обусловлены интересами человека и определяемы следующими ценностями: счастливая семья, умение принять верное решение, забота о других, высокий заработок, образованность , культурный уровень, интересная творческая работа.

 

 

6.8 Социализация личности

 

Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет  в общество три основных задачи:

  1. интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
  2. способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей;
  3. сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

  1. игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
  2. групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к  ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами  социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Группа выступает в  качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Основными определяющими  факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные  потребности, ценностные ориентации.

Рассмотрим различные  подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных  способах социализации, указанных в  левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

мазохистский - рецептивный,

садистский - эксплуатируемый,

деструктивный - накопительский,

конформистский - рыночный,

продуктивный - духовный.

Э. Фромм считал, что  доминирующий тип социального характера  совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ  ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

1. Что изучает социология личности?

  1. Как определяется понятие «личность» и какое значение имеет это определение для теории и практики?
  2. В чем заключается суть психологических теорий личности?
  3. Попытайтесь выделить основные моменты в ролевых теориях личности.
  4. Что общего и в чем различия между ролевой и статусной концепциями личности?
  5. Раскройте содержание концепций личности Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мида.
  6. В чем заключается практическая значимость социальной типологии личности?
  7. Какую роль занимает процесс социализации в становлении и развитии личности?.
  8. Что понимается под менталитетом россиянина и как он может повлиять на формирование личности человека?

 

7. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ  ОБЩНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

 

Древнегреческое слово  «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.

В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность  социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

Существуют два противоположных  подхода к пониманию сущности этноса: естественно-биологический, социокультурный.

Истоки первого восходят к середине <span class="dash041e_0431_044


Информация о работе Курс лекций по "Социологии"