Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций

Описание работы

Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Файлы: 1 файл

Курс Лекций.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2.7 Неофрейдизм

Одним из основателей  неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного  ему общества. Формой связи между  обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом  фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры.

Функции социального  характера Э. Фромм видел в  следующем: нужно так формировать  и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального  характера происходит, с одной  стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой -природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

Социальное выступало  у него негативным элементом, подавляющим  созидательные потенции человека. Как  освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все  существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.

 

2.3 Социологическая  концепция Э. Дюркгейма (1858-1917)

 

Современная социология в значительной степени опирается  на классическое наследие Э. Дюркгейма, который значительное внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».

К «социальным фактам»  он относил, прежде всего, «коллективные  представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.

Философской основой методологии  Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида.

Признание общества в качестве субстанции особого рода он обосновал ссылкой  на специфику группового сознания и  группового поведения: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем делали бы его члены, если бы они были разъединены» (Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. М., 1991).

Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной  солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1. «механистическую солидарность» и 2. «органическую солидарность». Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.

В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид  существует в значительной степени  независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.

Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода - аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия, полагал Э. Дюркгейм.

Он разработал социологию самоубийств. Решающую причину самоубийств Э. Дюркгейм видел в характере социальной среды, т.е. степени и интенсивности  коллективных связей и механизмов социальной интеграции. Чем выше уровень интеграции в обществе, тем ниже уровень самоубийств: у католиков он ниже, чем у протестантов, в городах выше, чем в сельской местности.

Э. Дюргейм считал, что источником веры является само общество, которое  не может существовать без религии  или ее современных разновидностей - идеологий, так как именно религия выражает абсолютные ценности общества, является объектом поклонения людей.

 

2.4 Социологическая  концепция М. Вебера (1864-1920)

 

Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.

По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.

Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а  ее главная задача заключается в  том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества.

Признавая специфику  социального познания, М. Вебер стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятий, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно М. Веберу, идеальный тип есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значимых, с точки зрения ученого, аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отражением действительности, скорее он противостоит ей как утопическая конструкция. Он давал возможность понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: историческую, используемую для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т.д.) и социологическую, куда он включал разработанные им типы социального действия.

Придерживаясь номиналистической  точки зрения на общественную жизнь, он полагал, что все социальные явления  в конечном счете складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования.

М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:

  1. целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;
  2. ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;
  3. аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;
  4. традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

М. Вебер утверждал, что  в процессе развития мировой цивилизации  имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.

Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

 

2.5 Социологическая  концепция В. Парето (1848-1923)

 

В. Парето был ученым-экономистом, свою социологическую концепцию  он изложил в многотомной работе «Трактат по общей социологии».

Согласно В. Парето, социология представляет собой синтез различных  дисциплин: права, политической экономии, общей истории и истории религии. Будучи приверженцем использовании  в социологии естественной методологии, он назвал свой метод «логико-эмпирическим», подчеркнув, тем самым решающую роль наблюдения и эксперимента, результаты которых представлены в математической форме.

Представление об обществе как социальной системе выгодно  отличалось от примитивных механистических  аналогий мыслителей XIX века. Он полагал, что на современном этапе знаний об обществе невозможно дать строгое системное описание всех входящих в него элементов в количественной, математической взаимосвязи. Поэтому он считал возможным ограничиться анализом пяти наиболее важных факторов: 1)»резидуй», 2)»дериватов», 3) экономических факторов, 4) гетерогенности человеческих существ и социальных групп, 5) социальной мобильности и циркуляции элит.

Основу социальных действий людей образуют бессознательные  психо-биологические импульсы, называемые им «резедуй» (остатки), имеющие врожденный характер. Люди не осознают присущих им «резедуй» и стремятся их замаскировать различными моральными учениями, общественными теориями, религиями и т.д. Так возникают «дериваты», которые он обозначает как производные от резедуй «псевдологические теории и аргументы», составляющие суть различных идеологических доктрин.

Большое внимание уделялось  им анализу социальной гетерогенности (неравенства и связанных с  ней процессов социальной мобильности и циркуляции элит. В социальной структуре общества он выделяет две основные группы: элитарный слой, состоящий из наиболее талантливых и грамотных людей и низший слой, управляемую массу, живущую чувствами и предрассудками.

Внутри правящей элиты  он выделяет две основные группы, которые попеременно приходят к власти: это «лисы», действующие посредством хитрости и обмана, и «львы», отличающиеся решительностью и силой.

Жизнеспособность политических элит зависит от открытости общества, которое должно предоставить возможность перехода в правящую элиту наиболее талантливым и энергичным представителям низшего слоя. Благодаря вертикальной мобильности правящий класс постоянно обновляется, предохраняя себя от деградации и вместе с тем препятствует осуществлению революции.

 

2.6 Социологическая концепция Ф. Тенниса (1855-1936)

 

Ф. Теннис является родоначальником  формально-аналитической школы в  социологии. Ее представители (Г. Зиммель, Л. фон Визе) видели главную задачу в конструировании абстрактно-теоретических  схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего.

Основу теоретической  социологии образуют два ключевых понятия  «община» и «общество», которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием.

В основу дихотомии двух типологических общественных устройств он положил характер господствующих в них общественных (межличностных отношений).

Отношениям типа «община» присущи такие черты как интимность и доверительность между людьми, привязанность, взаимная симпатия и  т.д.

Межличностные отношения  типа «общество» характеризуется противоположными свойствами - формально-рациональными  отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.

Источником двух противоположных  типов социальных связей выступает воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная.

Такого рода понятийные конструкции в последствии были названы идеальными типами и их эвристические  возможности были убедительно раскрыты Э. Дюркгеймом, М. Вебером, Р. Редфилдом, Г. Беккером, Т. Парсонсом.

 

2.7 Социологическая концепция Г. Зиммеля (1868-1918)

 

В истории социологии Г. Зиммель известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитивший многие существенные положения современной теоретической социологии. Так, он изучал «чистые» формы социальности, т.е. относительно стабильные образования, структуры социального взаимодействия, придающие социальному процессу целостность и устойчивость.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"