Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций

Описание работы

Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Файлы: 1 файл

Курс Лекций.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, теория понимания  подчеркивает субъективные элементы познания; включаете социальное познание интересы и ценности субъекта познания; считает  необходимым для понимания смысла социально-исторического явления  выяснение связи данного явления с интересами исследователя или его социальной группы.

 

3.2 Феноменологическая социология

 

Философской основой  феноменологической социологии стали  идеи работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти.

Основателем этого направления  в социологии можно считать австрийского социолога А.Щюна. Его идеи легли в основу множества концепций феноменологической социологии.

Согласно Э.Гуссерлю феноменология  должна описывать феномены, к которым  он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения и т.д. Феномены, или «жизненный мир» (мир практической деятельности), т.е. первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии.

Э. Гуссерль считал, что  цель феноменологии - выяснить смысл  этого мира, который каждый из его обитателей воспринимает по-своему.

Как решить эту задачу? С помощью науки нельзя. Наука, по Э. Гуссерлю, подменяет человеческий мир миром объективизированных  абстракций. Поэтому только возврат  к донаучной картине мира, повседневной жизни раскрывает процесс возникновения из этого мира различных систем знания.

Понять жизненный мир  можно с помощью интерсубъекивности, т.е. внутренней, присущей сознанию социальности. Она означает, что объективный  мир другими переживается так  же, как и мной. Он общий для всех, другие в него входят как элементы моей биографической ситуации. Порядок и согласие в обществе можно поддерживать благодаря интерсубъективности (внутренней ситуации).

Феноменологическая социология претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоление раскола между жизненным миром и миром науки.

 

 

3.3 Символический интеракционизм

 

Основоположником этой концепции является Ч. X. Кули. Он сформулировал феноменологическую точку зрения: наше отношение к людям определяется не тем, чем они являются на самом деле, а тем, чем они являются в нашем представлении о них. Идеи Ч. X. Кули о специфике социального познания получили названия в работах Дж. Г. Мида.

Центральное понятие  концепции Дж. Г. Мида - межиндивидуальное  взаимодействие. Согласно представлениям Дж. Мида совокупность процессов взаимодействия порождает общество. Для того, чтобы понять социальную жизнь, надо понять смысл социальных взаимодействий в их символическом значении, что и является основной задачей данного направления социологии.

Люди не реагируют  на воздействия извне автоматически. Они разгадывают значение символов: жестов, поступков и т.д., прежде чем  ответить на них. Взаимодействие между  людьми возможно благодаря сходному пониманию символов. Разгадывать  намерения других люди могут потому, что в детстве их учат придавать значение предметам, действиям, событиям, т.е. символам. Собственный прошлый опыт, знание жестов и способность поставить себя на место другого, принять роль другого помогают людям понять намерения других. «Принятие роли другого», а в случае сложного взаимодействия «обобщенного другого» - основа взаимодействия.

Социальное взаимодействие рассматривается по двум направлениям:

1) анализ процесса взаимодействия на микроуровне;

2)изучение стабильных символических структур, т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.

Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов  взаимодействия на микроуровне.

 

3.4 Этнометодология

 

Основатель этого направления - Г. Гарфинкель. Предмет изучения -принятые на веру правила, регулирующие столкновения между людьми.

От объективного научного исследования социальной реальности Этнометодология  отказывается во имя понимания, вживания в нее. В теоретико-методологическом плане для этнометодологии свойственно  отрицание объективного существования социальных структур. Социальная реальность возникает в процессе речевой коммуникации, в ходе рационального объяснения практических действий. Объяснение может быть частью обстоятельства.

В этнометодологии взаимодействие отождествляется с представлениями взаимодействующих субъектов. Научное понимание мира заменяется содержательностью, рациональностью.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ  ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

  1. Почему О. Конт и Г. Спенсер считаются основателями социологии?
  2. Как можно оценить их деятельность с точки зрения современных социологов?
  3. Назовите и охарактеризуйте основные школы в натуралистическом направлении становления социологии?
  4. В чем заключаются суть взглядов Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса, Г. Зиммеля?
  5. Что понимается под эмпирической социологией?
  6. Какие основные положения включает в себя теория структурного функционализма Т. Парсонса?
  7. Что такое «понимающая» социология, назовите и проанализируйте ее основные разновидности?
  8. Какие действия человека М. Вебер считал социальными и почему?
  9. Дайте характеристику основным положениям феноменологической социологии, концепциям символического интеракционизма и этнометодологии.

 

4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  СТРУКТУРЫ

 

Социальная структура - это совокупность относительно устойчивых общностей людей, определенный порядок  их взаимосвязи и взаимодействия. Для наглядности социальную структуру можно представить в виде своеобразной пирамиды, где есть элита, средние слои, низы.

Существуют различные  подходы к описанию или изучению социальной структуры общества:

  1. структурно-функциональный анализ, при котором социальная структура рассматривается как система ролей, статусов и социальных институтов.
  2. марксистский, детерминистский подход, при котором социальная структура - это классовая структура.

Сама попытка описать  социальную структуру общества стара как мир. Еще Платон в своем учении о душе утверждал, что в соответствии с делением души на разумную, волевую, чувственную части делится и общество. Он представлял общество как своеобразную социальную пирамиду, состоящую из следующих групп:

философов-правителей - их деятельность соответствует разумной части души;

воинов-стражей, надзирателей за народом - их деятельность соответствует  волевой части души;

ремесленников и крестьян - их деятельность соответствует чувственной  части души.

 

4.1 Теория элит

 

Эта теория достаточно полно рассматривается в рамках политологии, но она имеет и непосредственное отношение к социологии. Представители этой теории В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс утверждали, что необходимыми составными частями любого общества являются элита (к которой относятся слои или слой, осуществляющие функции управления и развития культуры) и масса (остальная часть людей, хотя само понятие достаточно неопределенно).

В концепции В. Парето элита - это люди, получившие по результатам  своей деятельности наивысший индекс, например, 10 по десяти- балльной шкале.

Критериями выделения  элиты он считал 1. авторитет, 2. умение, 3. богатство, 4.образование.

Оригинально подошел  к трактовке элит испанский философ X. Ортеги-и-Гасет в своей работе «Восстание масс», где рассматриваются проблемы соотношения элиты и массы.

 

4.2 Теория социальной стратификации и мобильности

 

Социальная стратификация - это выявления социальных групп, слоев на основе определенных критериев, таких как 1. характер собственности, 2. размер дохода, 3. объем власти, 4. престиж.

Социальная стратификация  общества - это система неравенства, социальной дифференциации, основанная на различиях в занимаемом положении  и выполняемых функциях.

Эта теория описывает  существующую систему неравенства  в таких понятиях, как статус, роль, престиж, ранг, т.е. дает функциональное описание социальной структуры.

По мнению Т. Парсонса, заложившего теоретические основы анализа социальной стратификации, многообразие существующих в обществе социально-дифференцирующих признаков может быть классифицировано по трем группам:

первую образуют «качественные характеристики», которыми люди обладают от рождения: этническая принадлежность, половозрастные особенности, родственные связи, различные интеллектуальные и физические особенности личности;

вторую образуют социально-дифференцирующие признаки, связанные с исполнением роли, к которым относятся различные виды профессионально-трудовой деятельности;

третью образуют так называемые обладания: собственность, материальные и духовные ценности, привилегии, товары и т. д.

В рамках теоретического подхода к изучению социальной стратификации  обобщенная оценка предполагает наличие  «совокупного социального статуса», под которым подразумевается  место индивида в иерархии социальных оценок, базирующееся на некотором типе кумулятивной оценки всех занимаемых статусов и всех наград, которые он способен получить.

Однако далеко не всегда оценка (награда) адекватна социальной позиции, занимаемой индивидом. Нередко  получается так, что занимаемая человеком  позиция является довольно высокой, а ее оценка обществом -низкой.

Типичный случай несоответствия статуса и оценки - человек с  высоким образованием, получающий низкую заработную плату. Этот феномен получил  название «статусной инкосистенции» (несовместимости). Он относится не только к двум указанным позициям: статусу и зарплате, но к любым другим. Многолетнее его изучение выявило ряд интересных закономерностей; рассмотрим две из них.

Первая касается индивидуальной реакции человека на статусную несовместимость. Как правило, она характеризуется наличием стрессовой реакции у индивида, который переживает несправедливую оценку занимаемого им статуса

Второй момент относится к сфере политической социологии. Изучение поведения избирателей в период выборов показало, что люди, находящиеся в состоянии статусной несовместимости, чаще всего имеют довольно радикальные политические взгляды.

Итак, определим основные понятия. Социальный статус - это положение, занимаемое человеком в обществе в соответствии с происхождением, национальностью, образованием, должностью, доходом, полом, возрастом и семейным положением.

В социальном статусе  выделяют прирожденный (происхождение) и приобретенный (образование, должность, доход) статусы.

Личный статус - положение, занимаемое индивидом в первичной группе (малой социальной группе).

Маргинальный статус - противоречие между личным и социальным статусом.

Занимая определенное положение (статус), индивид вместе с ним  и получает соответствующий престиж.

Роль - это определенное поведение, вытекающее из данного статуса. По Линтону, социальная роль – это ожидаемое поведение типичное для человека данного статуса в данном обществе.

При функциональном подходе, используемом в данной теории, применяется  и такое понятие как социальный институт.

Социальный институт определяется как система ролей и статусов, рассчитанных на удовлетворение определенной социальной потребности.

Остановимся на этом понятии  подробнее. Социологи нередко называют это понятие «узлами», или «  конфигурациями» в ценностно-нормативной  структуре общества, подчеркивая тем самым их особую роль в нормативном функционировании общества и организации общественной жизни в целом.

Успешная деятельность института возможно лишь при определенной совокупности условий:

1) наличии специфических  норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;

2)интеграции института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;

3)наличие материальных  средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний институтами и осуществление социального контроля.

В обществе существуют различные  вида социальных институтов, например, экономические институты, их назначение - производство товаров и услуг; система  образования - передача знаний, культуры от одного поколения к другому.

Американский  вариант социальной стратификации

Группа высшего статуса - «высший класс»: главные управляющие  общенациональных корпораций, совладельцы  престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светилы, крупные архитекторы.

Группа второго статуса - «высший класс»: главный управляющий  средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель  колледжа.

Группа третьего статуса - «высший средний класс»: банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа.

Группа четвертого статуса -«средний средний класс»: банковский служащий, дантист, учитель начальной  школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсамом.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"