Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:41, курс лекций
Американська модель характеризується переважно підходом, що передбачає розподіл частини прибутку компанії для інвестування її суспільно-корисних ініціатив. Модель зорієнтована, перш за все, на «публічних»акціонерів, тому навіть власник 2-5% акцій може вважатися великимакціонером. Їй притаманна однорівнева структура органів управління, за якої рада директорів включає виконавчих та незалежних директорів.
Об'єктом державного економічного регулювання є реальні потреби та інтереси кожного підприємства. Через вищезазначені суб'єкти регулювання держави здійснює вплив на розвиток підприємництва.
4.2. Законодавство, що регулює екологічні аспекти діяльності підприємств
Екологія
Первым по времени создания и наиболее общим и важным по значению рамочным законом, в соответствии с которым строится все экологическое законодательство Украины, является Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», принятый 25 июня 1991 г. В этот закон четырежды вносились поправки.
Земля
Основным правовым документом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс Украины (1990 г., изм. 1992 г.). Его цель - создание условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и воспроизводства плодородия земель, улучшения природной среды, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на землю.
Кодекс регулирует вопросы собственности на землю, ее использования и аренды, определяет компетенцию органов государственного управления в области регулирования земельных отношений.
В нем содержатся нормы относительно изъятия (выкупа) земель, платы за землю, прав и обязанностей владельцев земли и природопользователей.
Более детально вопросы платы за землю рассмотрены в отдельном законе (1992 г., дополн. 1996 г.), определившем ее размеры и порядок оплаты, а также направления использования полученных средств.
С экологическим
Имплементация земельного законодательства обеспечивается большим массивом подзаконных актов (около 40). Среди них в 1993 г. Кабинетом Министров Украины утверждены положения о земельном кадастре и мониторинге земель.
Вода
Водные отношения в Украине регулируются Водным кодексом (1995 г.) и другими актами законодательства. Их цель - обеспечить сохранение, научно обоснованное, рациональное использование вод, воспроизводство водных ресурсов, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидацию их последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охрану прав водопользователей.
Кодекс устанавливает, что воды (водные объекты) являются исключительной собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование.
В Водном кодексе определена компетенция
законодательных и
Леса
Лесные отношения в Украине регулируются Лесным Кодексом (1994 г.) и другими актами законодательства. Их цель - обеспечить повышение продуктивности, охраны и воспроизводства лесов, усиление их полезных свойств, удовлетворение нужд общества в лесных ресурсах на основе их научно обоснованного рационального использования.
Кодекс устанавливает, что все
леса являются собственностью государства.
Земельные участки лесного
Кодекс регламентирует вопросы организации лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и пользования земельными участками лесного фонда, воспроизводства лесов и повышения их продуктивности, охраны лесов и их защиты от вредителей и болезней. В нем предусмотрено взимание сбора за использование лесных ресурсов и пользование земельными участками лесного фонда, а также определены меры экономического стимулирования охраны, рационального использования и воспроизводства лесов. Специальный раздел кодекса посвящен лесоупорядочению, государственному лесному кадастру. В кодексе регламентированы порядок рассмотрения споров и вопросы ответственности за нарушение лесного законодательства.
К числу основных подзаконных актов, обеспечивающих имплементацию Лесного кодекса, можно отнести: санитарные правила в лесах Украины, правила рубок в лесах, их восстановления и лесоразведения, порядок ведения государственного учета лесов и лесного кадастра, порядок регулирования использования лесов (таксы на древесину, таксы для исчисления размера ущерба, порядок выдачи разрешений на специальное использование лесных ресурсов).
Недра
Горные отношения в Украине регулируются Кодексом Украины в недрах (1994 г.), Горным законом Украины (1999 г.) и другими актами законодательства. Их цель -- обеспечение рационального, комплексного использования недр для удовлетворения нужд в минеральном сырье и других нужд общественного производства, охраны недр, гарантирования безопасности людей, имущества и окружающей природной среды при пользовании недрами, а также охраны прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Кодекс устанавливает, что недра являются исключительно собственностью народа Украины и предоставляются только в пользование. Он определяет компетенцию законодательных и исполнительных органов власти в области регулирования горных отношений и предусматривает участие граждан и их объединений в осуществлении мер по рациональному использованию и охране недр. Кодекс регулирует вопросы предоставления недр в использование (в т. ч. лицензирование), определяет права и обязанности пользователей недрами, устанавливает порядок платы за пользование недрами. В нем имеются разделы, посвященные геологическому изучению недр, их государственному учету, проектированию, строительству и эксплуатации горнодобывающих и других объектов, а также вопросам охраны недр, государственного контроля и надзора за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной. В кодексе регламентирован порядок рассмотрения споров и определены виды нарушений законодательства о недрах.
К числу основных подзаконных актов, обеспечивающих имплементацию горного законодательства, можно отнести такие документы, утвержденные Кабинетом Министров Украины:
· Перечень полезных ископаемых (1994 г.)
· О платежах за пользование недрами (1996 г.)
· Об утверждении базовых нормативов платы и порядка ее внесения (1997 г.)
· Положение о порядке
· Порядок государственного учета месторождений, запасов и проявлений полезных ископаемых (1995 г.)
· Положение о порядке
· Порядок предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами (1995 г., изм. и доп. 1999 г.)
· Положение о государственном геологическом контроле (1994 г.)
· О платежах за пользование недрами (1996 г.)
· Об утверждении Классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых государственного фонда недр (1997 г.)
Фауна
Отношения в области охраны, использования и воспроизводства животного мира на территории Украины (исключая домашних животных) регулируются Законом Украины «О животном мире» (1993 г., изм. и доп. 1996 г.) и другими актами законодательства. Их цель - сохранение и улучшение среды пребывания диких животных, обеспечения условий постоянного существования всего видового и популяционного разнообразия животных в состоянии естественной свободы, неволи или в полусвободных условиях.
Закон дает определение объектов животного мира, относящихся к природным ресурсам общегосударственного значения. Субъектом права общегосударственной собственности на животный мир является государство в лице Верховной Рады Украины. Закон устанавливает право коллективной и частной собственности на отдельные объекты животного мира. В нем сформулированы основные требования и принципы охраны, рационального использования и воспроизводства животного мира, права и обязанности граждан в этой области.
В законе закреплены формы и виды использования объектов животного мира, обязанности пользователей.
Специальные разделы закона посвящены вопросам обеспечения охраны животного мира, его мониторингу, государственному учету, кадастру и контролю.
В законе перечислены виды нарушений законодательства, которые влекут за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
С целью обеспечения
Кабинет Министров Украины утвердил:
· Положение о порядке ведения государственного кадастра животного мира (1994 г.)
· Положение об охотничьем хозяйстве и порядок ведения охоты (1996 г., изм. и доп. 1997г.)
· Временный порядок ведения рыбного хозяйства и рыбной ловли (1996 г.)
· Порядок внесения платы и нормативы платы за специальное использование диких животных, рыбных и других водных живых ресурсов (1996 г.)
· Другие нормативные документы, в
том числе относящиеся к
Разработаны соответствующие инструкции для органов управления и природопользователей.
Атмосферный воздух
Правовые и организационные основы и экологические требования в области охраны атмосферного воздуха определяет Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» (1992г., изм. 2001 г.).
Закон направлен на сохранение и
восстановление природного состояния
атмосферного воздуха, создание благоприятных
условий для жизнедеятельности,
обеспечение экологической
Закон регламентирует вопросы стандартизации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха, меры по его охране (регулирование выбросов, организационно-экономические меры, требования к проектированию, строительству и реконструкции предприятий и др.). В нем рассмотрены вопросы контроля, учета и мониторинга, а также перечислены виды правонарушений, влекущие за собой ответственность в соответствии с законом.
С целью имплементации этого закона принят ряд подзаконных актов.
Кабинет Министров Украины утвердил:
· Положение о порядке
· Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (1995 г.)
· Положение о порядке
· Порядок организации и
Сразу же были разработаны соответствующие инструкции для органов управления и природопользователей, в том числе о лимитах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о нормативах предельно допустимых выбросов, об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии. Однако уже в 2001 г. было признано необходимым внести изменения и дополнения как в Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха», так и в подзаконные акты.
В соответствии с Законом Украины от 21.06.2001 г. о внесении изменений к Закону Украины «Об охране атмосферного воздуха» в настоящее время Минэкоресурсов разрабатывает пакет новых подзаконных нормативных документов, в том числе порядок и методику нормирования выбросов от стационарных источников загрязнения. В основу методики будет положено установление норм выбросов веществ на единицу продукции, аналогично тому, как это делают в США.
Действие старых нормативно-технических документов в связи с этим приостанавливается.
Ожидается, что проект новых нормативных документов будет разработан в феврале 2002 г.
Территории и объекты особой охраны
Законодательство Украины о
природных территориях и
Эти акты определяют правовые основы природоохранной деятельности на территориях (акваториях), подлежащих особой охране. В них регламентированы вопросы классификации, форм собственности, видов использования, управления, природоохранных требований, ответственности за нарушение законодательства.
Экологическая безопасность
В этом разделе условно объединены та акты законодательства, которые не вошли в приведенные выше разделы, и прежде всего, относящиеся к химической и ядерной безопасности, а также к отходам. Основными правовыми актами являются Законы Украины: «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (1991 г.), «О пестицидах и агрохимикатах» (1995 г.), «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (1995 г.), « Об обращении с радиоактивными отходами» (1995 г.), «О гражданской обороне» (1993 г.), «О чрезвычайном состоянии» (1992 г.), «О защите человека от воздействия ионизирующих излучений» (1998г.), «Об отходах» (1998 г.).
С целью имплементации этих законов принят большой пакет подзаконных актов, в том числе постановления Кабинета Министров Украины: № 733 (15.09.93), № 117 (22.02.94), № 420 (13.06.95), № 440 (20.06.95), № 501 (07.07.95), № 554 (27.07.95), № 237 (21.02.96).
4.3. Законодавство, що
регулює соціальні аспекти
Соціальна діяльність
Міжнародна практика стосовно нормативно-правової бази СВБ представлена так званим „м’яким правом”, котре включає міжнародні конвенції, декларації, принципи та рекомендації, які можуть слугувати зразком та базою для подальшого напрацювання законодавчих актів в усьому світі. Вони є також корисні для вироблення всесвітньо прийнятих мінімальних стандартів. Правове поле СВБ може бути сприйняте як зобов’язання, закріплені в деяких сферах, такі як стимули бізнесу, пов’язані з добровільним регулюванням .
Зобов’язання спираються на стандарти, норми, регулятори. Основними міжнародними документами є такі:
Міжнародна Організація Праці (МОП)
• Декларація фундаментальних обов’язків та прав на роботі. Вона провадить рамки міжнародних прав працівників через прийняті міжнародною спільнотою „ключові стандарти трудових відносин”, котрі покривають свободи асоціації та права на переговорах між підприємцями та урядом про оплату праці; усунення примусової та дитячої праці; та усунення дискримінації в трудових відносинах.