Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция
Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.
Социальное партнерство
способно разрешить многие противоречия,
возникающие в социально-
Основное предназначение
социального партнерства
Достижение целей социального
партнерства происходит
Формы социального партнерства
1.Коллективные переговоры при заключении коллективных договоров и соглашений.
2.Взаимные консультации (переговоры)
— в установленных
3.Участие работников и
их представителей в
4.Участие представителей
работников и работодателей в
досудебном разрешении
Законодатель признает производственную демократию формой социального партнерства.
Коллективные договоры
Коллективный договор
— «правовой акт, регулирующий социально-трудовые
отношения в организации или
у индивидуального
Любой коллективный договор в конечном счете фиксирует договоренность сторон по следующим вопросам:
— размер заработной
платы и других денежных
— механизм регулирования
заработной платы исходя из
роста цен (индексация
— система денежных
компенсаций за работу в
— занятость и
— продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
— длительность оплачиваемого отпуска;
— условия труда и охрана труда;
— основные обязанности сторон (администрации и работников);
— контроль за выполнением коллективного договора.
Понятие и виды социально-партнерских соглашений
Социально-партнерское соглашение
– это правовой акт социального
партнерства, устанавливающий общие
принципы регулирования труда, заключенный
между представителями
Соглашение занимает по отношению к трудовому законодательству подчиненное положение, должно ему соответствовать и не противоречить.
• В зависимости от количества участников соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними, многосторонними.
• По сфере регулирования отношений и уровню их заключения различают соглашения: федеральные, отраслевые, региональные и территориальные.
• Соглашения, заключаемые в различных сферах могут быть: генеральные (федеральный уровень), региональные (субъектов Федерации), тарифные межотраслевые и отраслевые, территориальные.
Закон «О коллективных договорах и соглашениях»:
• впервые в истории трудового права России урегулировал порядок ведения коллективных переговоров и социально-партнерские отношения на более высоких, чем производство, пяти уровнях;
• установил правовые основы
и принципы разработки, заключения и действия
коллективных договоров и соглашений;
расширил коллективно-договорное и социально-партнерско-
• дал легальные понятия коллективного договора и социально-партнерского соглашения, установил виды и содержание таких соглашений и их социальные гарантии;
• установил соотношение трудового законодательства, социально-партнерских соглашений, коллективных и трудовых договоров;
• по-новому закрепил, где и как заключаются коллективные договоры, расширив их сферу и предоставив право трудовому коллективу самому решать - заключать или нет Коллективный договор;
• предусмотрел порядок разрешения разногласий, возможных в ходе коллективных переговоров;
• установил ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах и за невыполнение коллективных договоров и соглашений.
45. Средний класс в современном обществе.
Средний класс – часть общества занимающая по статусным позициям среднее.
Чаще всего в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения – то есть его самоидентификация.
Внутри его можно выделить
две основные категории. Первая –
«старый средний» класс – включает
в себя мелких предпринимателей. Данная
категория характеризуется
Сейчас большинство среднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
Если представить схематически социальную структуру развитых стран, то получится «яйцо»: небольшие по численности низший и высший классы, многочисленный средний класс. К среднему классу на данный момент относят примерно 60–70% населения развитых стран мира.
В странах «третьего мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру общества – «пирамида»: небольшая группа людей высшего класса, несколько бóльшая по численности группа представителей среднего класса, многочисленный низший класс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он не может полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах. Это является одной из причин и, в то же время, следствием социально-экономического отставания развивающихся стран.
Срединное положение этой
группы населения приводит к ряду
противоречий. Так, по мнению некоторых
леворадикальных обществоведов, средний
класс выступает одновременно и
в качестве эксплуатируемого, и в
качестве эксплуатирующего: с одной
стороны, его эксплуатируют
46. Социально-политические
и экономические условия
Экономические факторы
1) заработная плата
2) владение собственностью
3) начало собственного малого и среднего бизнеса
Основополагающим критерием отнесения к среднему классу является, как правило, уровень доходов, обеспечивающий семье соответствующий образ жизни. Чрезвычайно большую роль в этой связи играет собственность. Сформировать мощный средний класс - как минимум, значит, возможно большее число людей сделать собственниками. В частности, наемный работник (или лицо свободной профессии), который по основным параметрам может быть отнесен к среднему классу, при наличии собственности (ценных бумаг, недвижимости) перестает быть зависимым от единственного источника дохода - продажи своего труда. Стимулирование приобретения собственности представляет собой одну из форм содействия укреплению среднего класса. Политика справедливой заработной платы сочетается в развитых странах с политикой формирования собственников из среды наемных работников. Помимо этого, по статистике, в современной России наибольшее число представителей среднего класса – владельцы малого и среднего бизнеса.
Социальные факторы
Вместе с тем принадлежность
к среднему классу не должна рассматриваться
исключительно через призму различий
в доходах. Необходимы дополнительные
критерии, характеризующие субъекта
среднего класса. К их числу можно
отнести социальный статус, уровень
образования, характер социально-экономических
притязаний, ориентацию на легальные
формы осуществления своей
Политические факторы
Средний класс – главная опора политической власти.
47. Структура среднего класса и его основные функции.
Впервые понятие «средние
слои» применительно к обществу
начал употреблять еще
В начале 20 в. к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей. Но по мере развития «общества массового благосостояния» в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которые существенно пополнили ряды представителей среднего класса. Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтера, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки, представители многих других массовых профессий.
Среди ученых постоянно идут
дебаты по поводу критериев выделения
среднего класса. Чаще всего в качестве
основных объективных критериев
называют уровень образования и
доходов, стандарты потребления, владение
материальной или интеллектуальной
собственностью, а также способность
к высококвалифицированному труду.
Кроме этих объективных критериев
большую роль играет субъективное восприятие
человеком своего положения –
то есть его самоидентификация как
представителя «социальной
Существует два подхода к характеристике структуры среднего слоя.
Одни ученые (первый подход) рассматривают средний класс как некое довольно однородное образование. При этом подчеркивается, что представитель среднего класса имеет более высокий доход и более выгодные условия труда, чем люди из низшего класса, но у него менее выгодные позиции по этим же параметрам, чем у людей, относящихся к высшему классу.
Более распространен второй подход, сторонники которого подчеркивают неоднородность среднего класса. Например, согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри его можно выделить две основные категории.
Первая – «старый средний» класс – включает в себя мелких предпринимателей. Данная категория характеризуется непостоянством численности, хотя ее удельный вес в составе населения остается довольно высоким. Это является результатом того, что постоянно происходит процесс выбывания разорившихся предпринимателей, который уравновешивается притоком новых людей, желающих попробовать свои силы в собственном бизнесе.
Вторая категория – «новый средний» класс – состоит из высокооплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и специалистов, работающих в сфере крупного бизнеса. Эти люди, как правило, имеют высшее образование и являются высококлассными специалистами. К низшему слою относятся учителя, врачи, конторские служащие и т.д. Это очень разнородная группа людей, по многим параметрам схожая с рабочим классом.
Четко выраженных границ между этими категориями не существует. Более того, между ними наблюдается интенсивная диффузия. Так, численность «старого среднего» класса (класса собственников) неуклонно сокращается, и, наоборот, увеличивается количество «новых средних» слоев. Сейчас большинство среднего класса – это люди, источником дохода которых служит их личный труд, профессиональные навыки, а не владение частной собственностью, как было раньше.
Средний класс в развитых странах. Если представить схематически социальную структуру развитых стран, то получится «яйцо» (рис. 1): небольшие по численности низший (бедные слои) и высший (богатые слои) классы, многочисленный средний класс. К среднему классу на данный момент относят примерно 60–70% населения развитых стран мира.
В странах «третьего мира» фигура, адекватно отражающая социальную структуру общества – «пирамида»: небольшая группа людей высшего класса, несколько бóльшая по численности группа представителей среднего класса, многочисленный низший класс. Относительная малочисленность среднего класса приводит к тому, что он не может полноценно выполнять те же функции, что в развитых странах. Это является одной из причин и, в то же время, следствием социально-экономического отставания развивающихся стран.
Информация о работе Методы и функции экономической социологии