Методы и функции экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция

Описание работы

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.

Файлы: 1 файл

otvety_na_sotsiologiyu.docx

— 164.51 Кб (Скачать файл)

  Благополучие человека  в обществе, его социальные связи  с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его интересы и установки  во многом связаны с тем  местом, которое он занимает в  социальном пространстве. Социальное  пространство многомерно. Это означает, что в одних общностях индивид  может занимать высокий социальный  статус, а в других он может  быть значительно ниже. Следовательно,  каждая личность в обществе  живет в нескольких социальных  пространствах, связанных между  собой таким образом, что изменение  одного статуса меняет другие  статусы или позиции, находящиеся  в других социальных изменениях.

  Многочисленные исследования  и наблюдения за поведением  индивидов в социальных группах  показывают, что люди, обладающие  одинаковыми или близкими статусами,  имеют более тесные контакты  и более тесные отношения друг  с другом. Личности, находясь в  окружении близких им по статусу  людей, чувствуют себя более  комфортно, у них не возникает  по отношению друг к другу  ощущения неполноценности или, наоборот, превосходства. Люди начинают неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе подобных и создавать на этой основе социальные группы. Другими словами, они “осваивают” собственное социальное пространство. Выделяя людей “своего круга” и идентифицируя себя с ними, каждая личность начинает придерживаться культурных образцов и ценностей, сходных с теми, которые принимаются и функционально освоены в среде людей с близкими или одинаковыми статусами. Люди, обладающие близкими или одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими структуры мышления.

  В связи с этим, достаточно  важными для научного анализа  обстоятельствами важно отделить  социальные позиции и социальные  статусы, так как они представляют  собой совершенно разные системы  социальных отношений и несут  в себе совершенно разное содержание.

  Группа – совокупность  взаимодействующих людей, ощущающих  свою взаимосвязь и воспринимаемая  другими как некое сообщество.

  Классы – большие  социальные группы, различающиеся  по их роли во всех сферах  жизнедеятельности общества, которые  формируются и функционируют  на основе коренных социальных  интересов. Классы имеют общие  социально-экономические и психологические  характеристики, ценностные ориентации, свой “кодекс” поведения.

  Социальные слои –  это промежуточные или переходные  общественные группы, не имеющие  ярко выраженного специфического  отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие  всеми признаками класса.

  Страта – социальная  группа, отличающаяся (ограниченная) по  своему статусу в социальной  иерархии общества по какому-либо  параметру – тип профессии,  уровень дохода и т.п. Понятие  “класс” при этом используется  как собирательный термин, отражающий  совпадение статусов людей, ведущее  к однородности и одинаковой  социальной позиции.

  Признаки общества:

• целостность;

• устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

• динамизм (смена поколений, преемственность, замедление, ускорение);

• открытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену информацией с природой и другими обществами);

• саморазвитие (его источник находится внутри общества – производство, распределение, потребление);

• пространство, время и способы социального бытия (цели, потребности, нормы жизни, которые постоянно меняются).

  Структура общества  рассматривается в различных  ракурсах: при детерминистском (причинно-следственном) подходе общество обычно рассматривается  как целостная система, включающая  четыре основные сферы – экономическую,  социальную, политическую и духовную (идеологическую).

28. Средний класс  и условия его формирования

Средний класс (middle class) – часть общества, которая занимает по статусным позициям среднее положение между высшим и низшим классом. Определения среднего класса как части общества, его наличие и масштабы в стране в сильнейшей степени зависят от выбора стратификационных критериев. Причем их применение дает очень разные результаты.

1)Можно утверждать, что  в социально-профессиональный средний  класс входят те, кто имеют  дипломы о высшем образовании,  регулярную занятость на рынке  труда, заняты нефизическим трудом  и при этом не относятся  к числу руководителей.

2)Показатели уровня текущих  доходов (с учетом или без  учета накопленных сбережений) являются  исходным экономическим критерием  выделения среднего класса, доля  которого в данном случае зависит  от кривой распределения этих  доходов.

3)С точки зрения распоряжения  экономическим капиталом к средним  классам принято относить владельцев  некрупной собственности на средства  производства.

4) Далее следуют критерии  идентификации и самоидентификации.  В состав средних слоев включаются  группы, относимые к средним слоям  самим населением. Другим вариантом  получения статусных оценок является  самоидентификация, когда люди  ранжируют свои собственные позиции  на заданных стратификационных шкалах.

5)Возможны и более сложные  функциональные критерии выделения  средних классов. К ним относится,  например, выделение "обслуживающего  класса" (service class).

Являясь основной социальной группой, средний класс развитых стран выполняет ряд очень  важных социальных функций.

Базовой среди них выступает  функция социального стабилизатора: добившись определенного места  в социальной структуре общества, представители среднего класса склонны  поддерживать существующее государственное  устройство, которое позволило им достигнуть их положения. Следует учитывать, что средний класс играет ведущую роль в процессах социальной мобильности, и это также укрепляет существующий социальный строй, предохраняя его от социальных катаклизмов: недовольство низшего класса своим положением уравновешивается представленными им вполне реальными возможностями для повышения статуса в обществе.

Условия формирования:

Предположив ранее, что социальное качество срединности не наследуется, а достигается в ходе реализации биографического проекта, несложно предположить, что важнейшим фактором среднеклассовости становится образование. Не только образовательный ценз для среднего класса выступает важнейшим стратификационным ситом,  фундаментальной предпосылкой восходящей мобильности, средний класс является чуть ли не единственным полигоном для развития образования общественного института. Исторически средний класс выкристаллизовался на обломках старорежимной сословной иерархии благодаря революции в системе образования и педагогической философии современного общества.

Образование, с одной стороны, исторически сконструировало идею среднего класса, с другой  создало  благоприятную для него же социокультурную  среду обитания. Современная система  образования источник формирования и главный гарант сохранения и  воспроизводства пространства социальной срединности. Поэтому ценности и нормы среднего класса являются отраженным состоянием преобладающих культурных тенденций и репрезентативного типа культуры в системе образования.

Решение столь масштабной задачи в условиях современной России представляется возможным только на пути создания такой общественной среды, которая была бы основана на преимущественном использовании инновационных подходов во всей жизнедеятельности человека и общества при одновременном  увеличении требований со стороны общества к качеству своей жизни. И это  определяет постановку многокритериальной задачи обеспечения сбалансированного  расширенного воспроизводства всего  общества и отдельных территорий, решение которой в каждый конкретный момент времени призван реализовать  сам человек в лице его сообщества.

29. Социальные последствия  изменения форм собственности.

Изменение форм собственности. Экономическое развитие общества в  ряде случаев делает необходимым  переход (трансформацию) одной формы  собственности в другую. В условиях рыночной экономики трансформация  видов и форм собственности возможна в результате осуществления национализации и приватизации. Переход от одной  формы собственности к другой может происходить эволюционным или революционным (насильственным) путем. Приватизация — это передача объектов государственной собственности  другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям). Приватизация предполагает смену формы собственности, переход от государственной к  иным формам собственности (частной, смешанной).  Национализация. Процесс превращения  частной собственности в государственную  собственность называется национализацией. Национализация может осуществляться различными путями: через безвозмездную  экспроприацию; полный или частичный  выкуп.

 Социальные последствия  трансформации (приватизации) собственности  в нашей стране являются ключевым  внешним и прямым фактором, влияющим  на управленческую ситуацию в  промышленном производстве. Приватизация  есть установление института  частной собственности, а в  масштабах национальной экономики  это не только замена собственности,  но и изменение форм, содержания, ценностей и норм управленческих  трудовых отношений. Проведенные  в 90-х гг. XX в. в России приватизационные  мероприятия явились началом  преобразований социально-экономической  структуры общества, а для предприятий  - началом крупных структурных  изменений, затрагивающих все  сферы хозяйственной деятельности.

К положительным результатам  трансформации собственности, по мнению различных авторов, относятся: ликвидация тоталитарного строя (режима), рыночная ориентация экономики, развитие экономической  свободы, формирование рынка ценных бумаг, появление самостоятельных, эффективных собственников, рост приватизированных, частных предприятий, пополнение бюджетов всех уровней, успешная приватизация капитала (квартир, садово-огородных земельных  участков).  В качестве негативных последствий могут быть также выделены следующие: деление российского общества на "имущих" и "неимущих"; сокращение рабочих мест из-за банкротства предприятий неэффективных собственников; стратификация: трансформация собственности привела к расслоению, появлению новых социальных общностей и групп и разделению по уровню жизни; увеличение социальной напряженности из-за сокращения объемов производства; снижение роли и значения труда как основного способа самореализации личности, ослабление стимулирующей роли заработной платы, её зависимости от производительности труда; снижение требований к уровню квалификации; утрата надежных социальных ориентиров и привычных идеалов.

Приватизация меняет характер социальных отношений, как трудовых (на производстве), так и в обществе в целом. Появились новые социальные группы (коммерсант, предприниматель, частный торговец, менеджер, представитель государственных органов), упразднились или видоизменились старые (продавец, банкир, охранник), изменился их социальный смысл. Похожая ситуация произошла и на предприятиях

Главным социальным последствием национализации средств производства, индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства была ликвидация промышленно-финансовой торговой и сельской буржуазии, создание городского и сельского пролетариата, лишенного частной собственности. Считалось, что были созданы социалистические по своему характеру классы и ликвидирована эксплуатация человека человеком. Хотя на самом деле вместо одних господствующих классов сформировался новый - партноменклатура, в коллективной собственности и владении которой фактически находились все средства производства. Однако объективный анализ этого «национализированного» общества (говориться об анализе советского общества) показывает, что в нем наряду с бесспорно социалистическими чертами (социальные гарантии, планирование экономики, общественный характер производства) существовали феодальные элементы (деспотия, крепостное право, принудительный труд, номенклатурные привилегии).

30. Сущность социальных  институтов

Социальные институты  – это относительно устойчивые типы и формы организации и регулирования  социальной практики, посредством которых  образуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений  в рамках социальной организации  общества.

Спенсоровский подход

(делается акцент на  функциональность социального института)

Веблоновский подход

(делается акцент на  нормативность социального института)

Герберт Спенсер ввел понятие "социальный институт", однако использовал  термин "социальное учреждение".

Сравнивая общество с биологическим  организмом, он выделил в социальной системе отдельные функциональные элементы, которые он сравнивал с  органами биоорганизма.

Социальные учреждения, по Спенсеру, рассматриваются как устойчивый организованный тип деятельности и поведения людей, сохраняющий свою стабильность в течение длительного периода времени, и являющийся условием устойчивого функционирования общества.

Спенсер выделил основные социальные институты — государство, религию, науку, образование, промышленность, торговлю, искусство и т.п.

Сам термин "социальный институт" ввел Торстейн Веблен, у которого был свой, отличный от спенсоровского взгляд на сущность социального института.

По Веблену,"Социальный институт — это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, области мысли, передаваемых из поколения в поколение и меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним".

Таким образом, сущность социального  института заключается не в системе  социальных норм, определяющих деятельность людей в отдельных сферах общественной жизни, а в самой деятельности, направленной на удовлетворение жизненных  потребностей общества.

Информация о работе Методы и функции экономической социологии