Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция
Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.
Для древнего мира (первобытнообщинной формации) был характерен мифилогический тип мышления. Мифологическому мышлению свойственно стремление отождествиться с образцом, пережить его присутствие в собственном бытии, что сообщает этому бытию полноту смысла и устойчивости. Особенностью мифологического экономического мышления является то, что человек мыслит и переживает себя в первую очередь (или даже исключительно) как часть некоторого четко очерченного группового социума.
В период развития капитализма
можно выделить следующие типы: первоначального
накопления капитала, характеризуемый
отделением непосредственного
На современном этапе развития следующие новые направления: либеральное - предполагает наиболее высокую степень индивидуализма (реализация собственных интересов), хозяйственную инициативу, самостоятельность в принятии решений и выборе экономической стратегии; консервативное - характерна тенденция к сохранению старых образцов, устоявшихся и оправдавших себя способов экономического поведения и деятельности; социально-ориентированный тип экономического мышления связан с идеей государства материального благоденствия. Этот тип мышления характерен для эры «высокого массового потребления», в которой основными проблемами общества становятся проблемы производства и рационального распределения материальных благ.
23. Экономическая культура, её сущность и функции.
Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной рассматривают экономическую культуру как «совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов на те, или иные формы экономической активности».
Каковы же особенности экономической культуры как процесса, регулирующего в конечном итоге экономическое поведение?
Во-первых, экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отрицательное) влияние. Это и те социальные нормы, которые, возникая в обществе, обретают в экономической сфере свое специфическое значение. Это и те социальные нормы, которые возникают из внутренних потребностей экономики.
Во-вторых, особенность экономической
культуры определяется теми каналами,
через которые она регулирует
взаимосвязь (взаимодействие) экономического
сознания и экономического мышления.
Это, вероятно, и пластичность социальных
стереотипов, и минимум шаблонов,
затрудняющих эту связь и делающих
ее консервативной, и многое другое.
Чем содержательнее и активнее экономическое
сознание, тем рациональнее и последовательнее
и избирательнее экономическое
мышление, тем свободнее и
В-третьих, особенность экономической культуры видится в том, что в качестве регулятора связи экономического сознания и экономического мышления она в значительно большей степени, чем любая другая, ориентирована на управление экономическим поведением людей.
Рассмотрение экономической
культуры как способа взаимодействия
между экономическим сознанием
и экономическим мышлением
Экономическая культура, как и культура в целом, выполняет роль социальной памяти, но не всей социальной памяти общества, а лишь того его сегмента, который связан с историей экономических отношений.
Функции:
Трансляционная функция.
Это передача из прошлого в настоящее,
из настоящего в будущее социально-
Селекционная функция
культуры, связанная с отбором
из унаследованных ценностей и норм
тех, которые необходимы (полезны) для
решения задач последующих
Инновационная функция экономической
культуры, проявляется в обновлении
социальных ценностей и норм путем
выработки новых и
Административное управление экономикой (при деформированном действии основных социально-экономических законов, в частности закона конкуренции), несформированность косного неразвитого экономического сознания как способности использовать законы в целях общественного развития, противоречивость и эмоциональность экономического мышления, подчинения практике тотального управления - все это затрудняло полноценную реализацию основных функций экономической культуры – трансляционной (где преобладали зависимость от идеологии и политики, декларативность, директивность), селекционной (где господствовало культурное однообразие), инновационной (которая практически была сведена на нет). Разрешение выявленных противоречий во многом зависит от того, насколько полно будет задействован механизм функционирования экономической культуры.
24. Экономическая
культура как социальный
Экономическая культура как
часть общей культуры общества представляет
собой совокупность экономических
знаний, профессиональных навыков, хозяйственных
ролей, норм, символов, традиций, необходимых
для осуществления
Экономическая культура – это способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления, регулирующий участие индивидов и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения.
Экономическая культура тесно связана с правом, нравственностью, религией. Ее важнейшей чертой является историческая устойчивость, повторяемость, своего рода инерционность. Культура не может возникнуть (или измениться) сразу, одномоментно. Точно также она не может быстро исчезнуть.
Экономическая культура – это проекция культуры (в ее широком понимании) на сферу социально-экономических отношений. Именно проекция, а не часть общей культуры, поскольку в сфере экономики работает вся культура, все ее элементы так или иначе проявляются и функционируют здесь. Например, честность, справедливость – это общекультурные нормы. Но они же являются очень важными феноменами экономического поведения: мы говорим о справедливой зарплате, о честном, добросовестном труде и т.п.
Таким образом, экономическая
культура – это совокупность социальных
ценностей и норм, являющихся регуляторами
экономического поведения и выполняющих
роль социальной памяти экономического
развития: способствующих (или мешающих)
трансляции, отбору и обновлению ценностей,
норм и потребностей, функционирующих
в сфере экономики и
Особенности экономической культуры как механизма, регулирующего индивидуальное экономическое поведение:
1) взаимодействие ценностей
и норм общественного масштаба
и социальных норм, возникающих
из внутренних потребностей
2)экономические интересы,
социальные стереотипы и
3) ориентация экономической
культуры на управление
В качестве социального механизма
экономическая культура регулирует
экономическое поведение
Трансляционная функция экономической культуры - передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее ценностей, норм, мотивов поведения.
Селекционная функция экономической культуры - это сбор из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы для решения задач развития общества.
Инновационная функция экономической культуры - обновление социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствованных прогрессивных ценностей из других культур.
Чем более развиты и более полно осуществляются названные функции в процессе регулирования экономического поведения социального субъекта, тем успешнее проявляет себя экономическая культура как социальный механизм данного процесса.
Основное социальное противоречие,
затрудняющие выполнение инновационной
функции экономической культуры
в советском и постсоветском
обществах, — между приверженностью
индивидов и групп к
26. Экономическая культура и деятельность
Экономическая деятельность
- совокупность действий на разных уровнях
хозяйствования, в результате которых
люди удовлетворяют свои потребности
посредством производства и обмена
материальными благами и
РЕСУРСЫ — ПРОИЗВОДСТВО — РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ПОТРЕБЛЕНИЕ
Собственно экономическая деятельность включает производство и распределение. Эти две составляющие неразрывно связаны, так как произведённые блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя.
Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, экономических процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты. В большинстве стран основными экономическими показателями являются ВНП и ВВП.
Экономическая культура общества
— это система ценностей и
мотивов хозяйственной
Экономическая культура (КЭ)-
способ (структура механизмов) взаимодействия
экономического сознания (как отражения
экономических отношений и
Чем совершеннее способ данного взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, тем, следовательно, - выше уровень К.Э. Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления (как формы его проявления) выступает естественным регулятором экономического поведения.
Функции К.Э.:
1. трансляционная функция,
связана с транслированием из
прошлого в современность норм
и ценностей, составляющие
2. селекционная функция
связанна с отбором из
3. инновационная функция
проявляется в обновлении
27. Базовые элементы
и признаки социальной
Социальная структура
– это устойчивая связь
Основными элементами
социальной структуры общества
являются индивиды, занимающие определенные
позиции (статусы) и
Информация о работе Методы и функции экономической социологии