Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция
Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.
Среди важнейших теоретических проблем социологии распределения можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока еще нет реальной модели общественного устройства, в которой бы можно было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим способностям - это не их вина или заслуга. Талант, одаренность - в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право на большее материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться одни, с их талантами, предприимчивостью, инициативой, и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически конкретно. К. Маркс писал: "Интуитивно сознание людей в определении социальной справедливости исходит из реальных возможностей общества. Особенно болезненно оно обостряется, когда неэффективно используются возможности или какая-то группа присваивает больше, чем ей полагается". Вспомните болезненную реакцию на всякого рода привилегии, которые стали системой в жизни российского общества и прошлого, и настоящего.
Таким образом, социология распределительных отношений затрагивает основные стороны общественной жизни.
43. Содержание основных
теорий производственного
Производство представляет собой процесс создания благ, необходимых для существования и развития общества: материальных благ, средств жизнеобеспечения с различными потребительскими свойствами, услуг различного назначения и характера, научных идей и их прикладных аналогов, информации, организационных методов и управленческих технологий, профессиональных способностей и т.д.
В отечественной традиции доказательство важности производства нематериальных благ достаточно долгое время представляло собой научную проблему. Это было связано с традиционным, идущим от А. Смита и наиболее радикально воплощенным у К. Маркса, представлением о примате производительного труда над непроизводительным, и доминировании собственно материального производства как ведущей сферы хозяйственной жизни общества.
Это привело к
Ф. Хайек убедительно доказал ошибочность точки зрения о том, что источником «полного продукта труда» являются прежде всего затраты физической энергии. Обилием продуктов мы обязаны методам распределения, т.е. способам рыночного ценообразования. Считать, что, как только вещи появляются, мы вольны поступать с ними как нам заблагорассудится, просто неверно, потому что они не будут произведены до тех пор, пока притязания индивидов на ту или иную долю в совокупном продукте не породят ценовой информации. Именно обмен, торговля дает толчок материальному производству и управляет им, поставляя информацию об относительной редкости разных предметов в разных местах.
Н.Д. Кондратьев критикует
определение понятия «
По Ф. Махлупу теория фирмы в ее классическом варианте является умозрительной теоретической конструкцией, которая не предназначена для объяснения и предсказания поведения реальных фирм. Она должна объяснять и предсказывать лишь изменения в ценах, возникающие в результате изменений определенных условий (ставок заработной платы, нормы процента, пошлин, налогов и т.п.), т.е. объяснять каузальные связи. Другими словами, модели фирмы являются некими гипотетическими, «принимающими решения единицами», позволяющими сформулировать максимизационную функцию при ограниченном наборе переменных. Поэтому, по Махлупу, смешивать фирму как теоретическую конструкцию и фирму как эмпирическую реальность — значит впадать в заблуждение.
В рамках неоклассического подхода
фирма рассматривается как «
Для такого анализа применяются
подходы, которые лишь с некоторой
натяжкой можно назвать экономическими.
Прежде всего, следует выделить поведенческий
подход в экономической теории, который
в большей степени можно
Кроме поведенческого подхода, основой которого является концепция ограниченной рациональности Г. Саймона, можно выделить институциональный, менеджеристский, трансакционный и ряд других подходов, которые также весьма «социологичны». В них фирма предстает не «принимающей решения единицей», а сложным, многомерным образованием (институциональным субъектом, контрактной системой и т.п.), в котором максимизационные решения принимаются с учетом множества факторов и влияний, которые игнорируются маржиналистами.
44. Социальное партнерство. Сущность, формы реализации.
Существует несколько подходов к определению социального партнерства:
1. Социальное партнерство — это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе.
Сторонники первого подхода исходят из того, что современный капитализм не является больше капитализмом в чистом виде. Сегодня это - новое общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения разногласий. В таком понимании социальное партнерство рассматривается как наиболее привлекательная форма регулирования социально-трудовых отношений, как способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где классовый конфликт превращается в конфликт между организациями — профсоюзами и объединениями работодателей. Главным условием формирования партнерских отношений при этом является совпадение целей наемных работников и капиталистов.
2. Социальное партнерство - это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников.
Сторонники второй позиции, напротив, считают, что современный капитализм по своей сути не отличается от капитализма прошлого столетия. Наличие частной собственности на основные средства производства сохраняется, а потому сохраняется антагонизм интересов наемных работников и капиталистов. Несовпадение интересов наемных работников и работодателей проявляется ежеминутно, ежечасно, не говоря уж о более отдаленной перспективе. Преодолеть конфликт интересов в рамках рыночно-капиталистического типа хозяйства невозможно эволюционным путем, через реформы и переговоры. В таком понимании социальное партнерство — это лишь одна из форм согласования непримиримых, по сути, и противоположных по содержанию интересов наемных работников и работодателей.
(В ответе на билет,
стоит написать следующее
Социальное партнерство
— система отношений между
представителями работников, работодателей
и органов государственной
Система социального
партнерства может эффективно функционировать
только при определенных условиях:
когда экономика на подъеме; когда
государство открыто - не поддерживает
какую-либо социальную группу или
класс, а проводит активную социальную
политику в интересах большинства
населения; когда развиты парламентские
формы демократии и институты
гражданского общества, обеспечивающие
представительство интересов
Формальным моментом возникновения
социального партнерства в
В качестве основы
социального партнерства
законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12
основных принципов, которые
1) Равноправие сторон.
2) Уважение и учет интересов сторон.
3) Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.
4) Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
5) Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.
6) Полномочность представителей сторон.
7) Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.
8) Добровольность принятия сторонами на себя обязательств.
9) Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств.
10) Обязательность выполнения коллективных договоров.
11) Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.
12) Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Закон различает участников
и стороны социального
Уровни социального
Система социального партнерства в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:
1.федеральный уровень,
на котором устанавливаются
2.региональный уровень,
на котором субъекты Федерации
определяют порядок
3.отраслевой уровень, на
котором осуществляется
4.территориальный уровень,
который распространяет свое
действие на территории
5.локальный уровень, на
котором происходит
Представители работников (гл. 4 ТК): профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29).
Представители работодателей
(ст. 33 ТК): руководитель организации
или уполномоченные им лица в соответствии
с трудовым законодательством, учредительными
документами организации и
Представителями работодателей – государства и муниципального образования – являются их исполнительные органы.
Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях систем партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя комиссия, правовой статус которой определен законодательно. Аналогичные комиссии могут образовываться в субъектах Федерации и на территориальном местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Функции и принципы социального партнерства
Функции социального партнерства
определяются интересами трех социальных
партнеров: представительство и
защита общегосударственных интересов
в сфере труда, интересов бизнеса
и интересов наемных
Информация о работе Методы и функции экономической социологии