Методы и функции экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 21:33, лекция

Описание работы

Метод экономической социологии в изучении экономических отношений характеризуется двумя особенностями: междисциплинарностью и рассмотрением изучаемых явлений с позиций социального механизма развития экономики.
В экономической социологии применяются различные методы: экономические, математико-статистические и социологические. Следует также отметить некоторые смежные методы, широко распространенные и часто используемые в экономической социологии.
Экономико-математические методы - современные приемы нахождения оптимальных решений экономических задач на основе достижений научных дисциплин на стыке экономики с математикой и кибернетикой.
Математико-статистический метод отражает математическую систематизацию и использование статистических данных экономики для научных и практических выводов.

Файлы: 1 файл

otvety_na_sotsiologiyu.docx

— 164.51 Кб (Скачать файл)

Среди важнейших теоретических  проблем социологии распределения  можно выделить и проблему социальной справедливости, социального равенства. Пока еще нет реальной модели общественного  устройства, в которой бы можно  было реализовать полное равенство. Люди от рождения не равны по своим  способностям - это не их вина или  заслуга. Талант, одаренность - в значительной мере не личное, а общественное достояние, но вместе с тем он имеет право  на большее материальное вознаграждение. Весь вопрос в том, как должны вознаграждаться  одни, с их талантами, предприимчивостью, инициативой, и другие, кого природа, общество и, может быть, судьба обделили такими качествами. Понятие социальной справедливости всегда исторически  конкретно. К. Маркс писал: "Интуитивно сознание людей в определении  социальной справедливости исходит  из реальных возможностей общества. Особенно болезненно оно обостряется, когда  неэффективно используются возможности  или какая-то группа присваивает  больше, чем ей полагается". Вспомните  болезненную реакцию на всякого  рода привилегии, которые стали системой в жизни российского общества и прошлого, и настоящего.

Таким образом, социология распределительных  отношений затрагивает основные стороны общественной жизни.

43. Содержание основных  теорий производственного поведения.

Производство представляет собой процесс создания благ, необходимых  для существования и развития общества: материальных благ, средств  жизнеобеспечения с различными потребительскими свойствами, услуг различного назначения и характера, научных идей и их прикладных аналогов, информации, организационных  методов и управленческих технологий, профессиональных способностей и т.д.

В отечественной традиции доказательство важности производства нематериальных благ достаточно долгое время представляло собой научную  проблему. Это было связано с традиционным, идущим от А. Смита и наиболее радикально воплощенным у К. Маркса, представлением о примате производительного труда над непроизводительным, и доминировании собственно материального производства как ведущей сферы хозяйственной жизни общества.

Это привело к узкоматериалистическому пониманию продуктов общественного производства. К последним, следуя К. Марксу, трудно отнести «неосязаемые активы», продукты непосредственно не связанные с материально-вещным субстратом, такие как идеи, информацию, многие виды услуг и экономических действий, например правовых, инвестиционных, финансовых, коммерческих. Подобные взгляды сегодня подвергнуты многочисленной и обоснованной критике.

Ф. Хайек убедительно доказал ошибочность точки зрения о том, что источником «полного продукта труда» являются прежде всего затраты физической энергии. Обилием продуктов мы обязаны методам распределения, т.е. способам рыночного ценообразования. Считать, что, как только вещи появляются, мы вольны поступать с ними как нам заблагорассудится, просто неверно, потому что они не будут произведены до тех пор, пока притязания индивидов на ту или иную долю в совокупном продукте не породят ценовой информации. Именно обмен, торговля дает толчок материальному производству и управляет им, поставляя информацию об относительной редкости разных предметов в разных местах.

Н.Д. Кондратьев критикует  определение понятия «экономическое»  через понятия «производство» и  «труд». Приводя в качестве примера  отношения рабочего и рантье, он показывает, что они складываются не столько на почве трудовой деятельности, сколько на основе прав собственности. Операции с последними являются не менее важными, и даже более фундаментальными, чем осязаемая трудовая деятельность, связанная с физическими затратами.

По Ф. Махлупу теория фирмы в ее классическом варианте является умозрительной теоретической конструкцией, которая не предназначена для объяснения и предсказания поведения реальных фирм. Она должна объяснять и предсказывать лишь изменения в ценах, возникающие в результате изменений определенных условий (ставок заработной платы, нормы процента, пошлин, налогов и т.п.), т.е. объяснять каузальные связи. Другими словами, модели фирмы являются некими гипотетическими, «принимающими решения единицами», позволяющими сформулировать максимизационную функцию при ограниченном наборе переменных. Поэтому, по Махлупу, смешивать фирму как теоретическую конструкцию и фирму как эмпирическую реальность — значит впадать в заблуждение.

В рамках неоклассического подхода  фирма рассматривается как «атом  рынка», подчиняющийся законам оптимального распределения ресурсов, а для  анализа производства используется удобная в обращении исходная модель человека-максимизатора. Однако при этом приходится игнорировать институциональную специфику фирмы как организации, а также все элементы ее стратегии и поведения, которые часто не продиктованы логикой рынка. Если же нам необходим более конкретный и содержательный анализ, то приходится отказываться от максимизационной модели и рассматривать фирму как сложную систему поведения людей (организацию) с различными интересами, информированностью, степенью рациональности, в которой принимаемые решения, естественно, не во всем и не всегда подчиняются максимизационной логике.

Для такого анализа применяются  подходы, которые лишь с некоторой  натяжкой можно назвать экономическими. Прежде всего, следует выделить поведенческий  подход в экономической теории, который  в большей степени можно отнести  к компетенции социологии (точнее — социологии организаций). Тем более  что многие адепты поведенческого подхода (Г. Саймон, Р. Сайерт, Дж. Марч и др.) являются признанными специалистами в этой области.

Кроме поведенческого подхода, основой которого является концепция  ограниченной рациональности Г. Саймона, можно выделить институциональный, менеджеристский, трансакционный и ряд других подходов, которые также весьма «социологичны». В них фирма предстает не «принимающей решения единицей», а сложным, многомерным образованием (институциональным субъектом, контрактной системой и т.п.), в котором максимизационные решения принимаются с учетом множества факторов и влияний, которые игнорируются маржиналистами.

44. Социальное партнерство.  Сущность, формы реализации.

Существует несколько  подходов к определению социального  партнерства:

1. Социальное   партнерство  — это система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, которая приходит на смену классовой борьбе.

Сторонники первого подхода  исходят из того, что современный  капитализм не является больше капитализмом в чистом виде. Сегодня это - новое  общество, где больше нет капиталистов и наемных рабочих, а есть равноправные партнеры, которые могут договориться между собой в случае возникновения  разногласий. В таком понимании  социальное   партнерство  рассматривается  как наиболее привлекательная  форма  регулирования  социально-трудовых  отношений, как способ, обеспечивающий мирную эволюцию капиталистического общества в такое его состояние, где  классовый конфликт превращается в  конфликт между организациями —  профсоюзами и объединениями  работодателей. Главным условием формирования партнерских отношений при этом является совпадение целей наемных  работников и капиталистов.

2. Социальное   партнерство  - это способ согласования противоположных интересов, метод решения  социально-экономических  проблем и регулирования конфликтов между классом наемных работников и классом собственников.

Сторонники второй позиции, напротив, считают, что современный  капитализм по своей сути не отличается от капитализма прошлого столетия. Наличие частной собственности  на основные средства производства сохраняется, а потому сохраняется антагонизм интересов наемных работников и  капиталистов. Несовпадение интересов  наемных работников и работодателей  проявляется ежеминутно, ежечасно, не говоря уж о более отдаленной перспективе. Преодолеть конфликт интересов  в рамках рыночно-капиталистического типа хозяйства невозможно эволюционным путем, через реформы и переговоры. В таком понимании  социальное   партнерство  — это лишь одна из  форм  согласования непримиримых, по сути, и противоположных по содержанию интересов наемных работников и  работодателей.

(В ответе на билет,  стоит написать следующее определение)

Социальное партнерство  — система отношений между  представителями работников, работодателей  и органов государственной власти, направленная на согласование интересов  сторон трудового договора по вопросам регулирования трудовых отношений, а также по вопросам установления более высокого уровня социальных гарантий для трудящихся.

Система  социального   партнерства  может эффективно функционировать  только при определенных условиях: когда экономика на подъеме; когда  государство открыто - не поддерживает какую-либо  социальную  группу или  класс, а проводит активную социальную политику в интересах большинства  населения; когда развиты парламентские  формы  демократии и институты  гражданского общества, обеспечивающие представительство интересов различных  социальных  групп; когда организации  рабочего класса (партии, профсоюзы) обладают достаточной силой и пользуются большим авторитетом в обществе, когда с их мнением не могут не считаться ни работодатели, ни государство.

Формальным моментом возникновения  социального партнерства в новейшей истории можно считать создание Международной организации труда (МОТ), основывающей свою работу на принципах  трипартизма. В нашей стране формальным моментом становления социального партнерства можно считать Указ Президента РФ № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15.11.91.

   В качестве основы  социального   партнерства   законодатель (ст.24 ТК РФ) закрепил 12 основных принципов, которые по  своему характеру являются внутриотраслевыми,  так как относятся только к  институту  социального   партнерства:

1) Равноправие сторон.

2) Уважение и учет интересов сторон.

3) Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

4) Содействие государства в укреплении и развитии  социального   партнерства  на демократической основе.

5) Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов.

6) Полномочность представителей сторон.

7) Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

8) Добровольность принятия сторонами на себя обязательств.

9) Реальность обеспечения принимаемых на себя обязательств.

10) Обязательность выполнения коллективных договоров.

11) Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

12) Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Закон различает участников и стороны социального партнерства. Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей.

Уровни социального партнерства 

Система социального партнерства  в соответствии с трудовым законодательством (ст.26 ТК РФ) включает пять уровней:

1.федеральный уровень,  на котором устанавливаются основы  регулирования отношений в сфере  труда;

2.региональный уровень,  на котором субъекты Федерации  определяют порядок регулирования  в соответствии со своими полномочиями;

3.отраслевой уровень, на  котором осуществляется отраслевое  регулирование;

4.территориальный уровень,  который распространяет свое  действие на территории муниципального  образования (город, район и  т.п.);

5.локальный уровень, на  котором происходит регулирование  взаимоотношений между работниками  и работодателями в рамках  конкретной организации.

Представители работников (гл. 4 ТК): профсоюзы, их организации, объединения, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст.29).

Представители работодателей (ст. 33 ТК): руководитель организации  или уполномоченные им лица в соответствии с трудовым законодательством, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. В числе представителей работодателя называются объединения  – добровольные некоммерческие организации, основанные на добровольном членстве работодателей.

Представителями работодателей  – государства и муниципального образования – являются их исполнительные органы.

Органами социального  партнерства являются комиссии, создаваемые  социальными партнерами, по урегулированию социально-трудовых отношений на всех пяти уровнях систем партнерства. На федеральном уровне образуется трехсторонняя  комиссия, правовой статус которой  определен законодательно. Аналогичные  комиссии могут образовываться в  субъектах Федерации и на территориальном  местном уровне. Отраслевые комиссии могут быть созданы как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  Федерации.

Функции и принципы социального  партнерства

Функции социального партнерства  определяются интересами трех социальных партнеров: представительство и  защита общегосударственных интересов  в сфере труда, интересов бизнеса  и интересов наемных работников. Различают прямые функции социального  партнерства, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе, и косвенные функции (воздействие социального партнерства  на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально- экономической безопасности и социальной справедливости).

Информация о работе Методы и функции экономической социологии