Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:25, курсовая работа
Появление в начале последнего десятилетия XX в. Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. При этом не стала исключением и молодежная политика. В государствах – участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Молодежная полтика Республики Беларусь
1.1 Об общих началах молодежной политике РБ…………………………......18
1.2.Особенности правового статуса молодежи в РБ. …………………………21
1.3.Правовое положение молодежных объединений в РБ…………………….29
1.4. Гарантии по осуществлению законов РБ по молодежной политике.…..30
1.5. Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь……………………………………………….…33
1.6. Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...39
1.7. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота………..45
1.8. Вывод………………………………………………………………………...54
Глава 2. Государственная молодежная политика Украины
2.1 Молодежная политика Украины……………………………………………56
2.2. Проблемы молодежной политики Украины………………………………72
2.3. Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине…………………………………………………………………………………………75
2.4. Проблемы трудоустройства молодежи в Украине………………………79
2.5. Государственное регулирование занятости молодежи………………….82
2.6.Вывод…………………………………………………………………………83
Глава 3. Государственная молодежная политика Казахстана
3.1.Общие положения……………………………………………………………84
3.2 Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан…………………………………………………………...…………..…88
3.3. Образование для молодежи……………………………………………….104
3.4. Политические молодёжные организации Казахстана…………………...115
3.5. Вывод……………………………………………………………………….121
Глава 4 Государственная молодежная политика в Молдове
4.1 Государственная молодежная политика в Преднестровской Молдавской республике………………………………………………………………………...…...122
4.1. Объекты и субъекты государственной молодежной политики…………123
4.2Основная цель, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике……………………………123
4.3 Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной молодежной политике в Приднестровской Молдавской Республике….125
4.4.Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике…………………..127
4.5. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной молодежной политики Приднестровской Молдавской Республики……………………………………………………………………………………….128
4.6. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи…………………………………………………………………………………….129
4.7. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни…………………………………………………………………………..130
4.8. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования…132
4.9.Государственная поддержка молодой семьи……………………………..134
4.10. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд……………………………………………………….…….136
4.11. Проблемы молодежи в Молдове………………………...………………137
4.12 Молодежная организация Молдовы……………..………………………138
4.13. Вывод……………………………………………...………………………144
Глава 5.Государственная молодежная политика Азербайджана
5.1Молодежная политика Азербайджана…………………………………….145
5.2.Вывод………………………………………………………………………..156
Глава 6. Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана………………………………….…..157
6.2.На сегодняшний день………………………………………………………157
6.3.Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане……………………………...158
6.4.Программа "Кыргызстан жаштары"………………………………………162
6.5.Пути совершенствования молодежной политики концептуальные подходы………………………………………………………………………………………164
6.6.Вывод………………………………………………………………………..171
Глава 7.Государственная молодежная политика Узбекистана
7.1 Молодежная политика Узбекистана………………………………………172
7.2.Закон Республики Узбекистан “об основах молодежной политики”…175
7.3.Молодежные организации Узбекистана…………………………………199
7.4.Вывод……………………………………………………………………….200
Глава 8. Государственная молодежная политика Армении
8.1.Концепция государственной молодежной политики……………………201
8.2.Международная молодежная политика Армении (Международный обзор совета Европы)…………………………………………..………………...206
8.3.Молодежные организации………………………………………………....210
8.4.Вывод………………………………………………………………………..212
Заключение……………………………………………………………………..213
Список литературы………………………………………………………….…215
В Украинском обществе молодежь является активной частью населения и ее численность – не просто одна из характеристик возрастного состава населения государства. Во-первых, молодежь определяет уровень рождаемости, то есть демографические перспективы государства. Во-вторых, молодежь принимает активное участие в общественно-политической жизни страны.
Развитие молодежных организаций в Украине является приоритетным и специфическим направлением деятельности государства, которая осуществляется в интересах молодых людей, общества и государства в целом, исходя из возможностей Украины, ее экономического, социального, исторического и культурного развития, а также мирового опыта государственной поддержки молодежи.
Основные задачи, принципы и направления молодежной политики в Украине изложены в Декларации «Об общих основах государственной молодежной политики в Украине», принятой Законом Украины от 15 декабря 1992 года, № 2859-XII, а также в таких нормативно-правовых актах как: Законы Украины “О молодежных и детских общественных организациях”, “О социальной работе с детьми и молодежью”, “Об объединениях граждан”, „Об общегосударственной программе поддержки молодежи на 2004–2008 годы”.
Всего за годы независимости Украины принято свыше 700 законов Украины и около 800 подзаконных нормативно-правовых актов, которые в той или иной мере направлены на решение молодежных проблем.
Основными направлениями реализации молодежной политики в Украине являются:
Следует отметить, что государственная молодежная политика распространяется на граждан Украины возрастом от 14 до 35 лет независимо от происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и осуществляется через органы государственной исполнительной власти, учреждения, социальные институты иобъединения молодых граждан.
В Украине, в целом, сформирован механизм координации молодежной политики, сегодня центральным органом исполнительной власти в сфере молодежной политики является Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта.
Тем не менее, вопросом реализации молодежной политики занимаются не только государственные органы. Молодежь также не стоит в стороне от тех процессов, которые ныне происходят в политической, общественной жизни общества. Она старается повысить эффективность своего собственного влияния на общественную жизнь, стремится к самоорганизации в виде общественных объединений.
Необходимо отметить, что определяющей чертой общественного молодежного движения Украины является демократический характер его создания и деятельности: подавляющее большинство молодежных и детских объединений создано самой молодежью.
Сегодня в Украине насчитывается 200 всеукраинских молодежных организаций . Все они имеют свои ячейки в регионах Украины. Эти организации ежегодно реализовывают свои программы и получают финансовую поддержку от Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта. Общая сумма таких средств составляет более 12 млн. грн
На сегодняшний день самой популярной и многочисленной молодежной организацией в Украине является «Союз молодежи регионов Украины», в которой состоит более 100 тыс. человек по всей Украине, и число ее членов постоянно растет . Данная молодежная организация является добровольным и независимым молодежным крылом украинской политической партии «Партии регионов». Основная цель – защита законных прав и интересов молодых людей.19
«Союз молодежи регионов Украины» сосредоточил свое внимание на помощи в решении самых острых проблем молодежи: доступности качественного образования, трудоустройстве, поддержке молодежного бизнеса, обеспечении здорового образа жизни, защите и представлении интересов молодежи в различных инстанциях. Организация осуществляет просветительскую деятельность, проводит развлекательные мероприятия, пропагандирует свои идеи и убеждения, сотрудничает с государственными органами и общественными учреждениями.
Также к ведущим украинским молодежным организациям относятся «Форум молодых лидеров Украины», «ВМГО "Молодежь Украины за будущее"», «Всеукраинская молодежная туристическая ассоциация», «Союз молодежи Украины» и другие.
Таким образом, на протяжении всего периода развития независимой Украины, несмотря на сложную политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране, общественные структуры молодежного движения активно развиваются, возрождая свои исторические традиции, корни, и ныне занимают заметное место в политической системе общества.
Несомненно, молодежное движение Украины на данный момент переживает подъем. Но молодым активистам необходима помощь, как при создании организации, так и для ее развития. Именно поэтому государственная власть не должна забывать о молодежной политике, и о своей роли в ней, так как молодежь – это будущее, не только страны, но и всего мира в целом.
2.3 Проблемы трудоустройства молодежи в Украине
В условиях рыночной экономики проблема занятости молодежи становится особенно острой. Почти половина безработных в мире - молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Молодежь составляет лишь 4-ю часть от общего количества населения трудоспособного возраста, вероятность безработицы для молодых людей втрое выше, чем для взрослых.Данная проблема актуальна и для Украины. Следует заметить, что общая численность безработных в стране в возрасте от 15 до 70 лет по методологии МОТ выросла с 1417,6 тыс. чел. в 2007 г. до 1785,6 чел. в 2010 г., т.е. с 6,4 до 8,1% от экономически активного населения. В то же время потребность в рабочей силе на конец года сократилась с 169,7 тыс. чел. в 2007 г. до 63,9 тыс. чел. в 2010 г. Несмотря на такую негативную тенденцию, уровень занятости среди людей в возрасте 25 - 49 лет в 2010 г. достиг 75% от общей численности населения соответствующей возрастной группы, однако среди молодых людей от 15 до 24 лет он составил всего 34,5%.
Молодежь - специфическая социально-экономическая группа населения, которая требует дополнительных мер поддержки рынка труда, это подтверждается также анализом причин молодежной безработицы.
Основными факторами, которые влияют на работу и включенность молодежи в трудовую деятельность является личный потенциал и самооценка, мотивы и ценностные ориентации, степень профессионального самоопределения, уровень и качество образования, место жительства, степень осведомленности, наличие трудовой биографии, социальная защищенность и деятельность Государственной службы занятости и т.д. Как свидетельствуют результаты опросов, почти 70% выпускников школ ориентированы на обучение в вузах, что является следствием отсутствия системного подхода к формированию осознанного выбора профессий необходимых на рынке труда Профессиональная подготовка многих молодых специалистов, окончивших высшие учебные заведения практически не соответствует требованиям современных работодателей. Система профобразования полностью ориентируется не на потребности работодателей, а на платежеспособный спрос. Большинство учебных заведений стремятся готовить специалистов по бухгалтерскому учету, юристов, экономистов. Насыщенность рынка труда данными специальностям привела к тому, что молодые люди с дипломом, но без опыта работы не могут найти работу по специальности. Об этом свидетельствует то, что в 2009 г. в стране доля не трудоустроенных после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений I-I уровней аккредитации составила 260,8 тыс. чел., или 18,3% от всего безработного населения. Кроме этого более 60% выпускников школ главным условием своего трудоустройства считают высокую заработную плату. Такая переориентация привела к тому, что в Украине на одного выпускника - будущего работника, который учился в системе профессионально технического образования приходится до четырех специалистов с высшим образование.20
Молодежь за все время независимого развития государства была одной из наиболее уязвимых слоев населения на рынке труда. Молодежи труднее, чем представителям взрослой рабочей силы устроиться на работу, а в случаях реорганизации и экономических сложностей на производстве она первой попадает под сокращение. С наступлением последнего экономического кризиса эта проблема достигла значительных масштабов. В 2010 году уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет рассчитанный по методологии МОТ достиг 12,3%, в то время как общий уровень безработицы состовляет 8,1%. Наиболее угрожающей является ситуация, сложившаяся в младшей возрастной группе, которая охватывает молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. Уровень безработицы среди экономически активного населения этой возрастной группы составляет 17,4%, в то время как в старших возрастных группах молодежи - от 25 до 29 лет и от 30 до 39 лет, этот показатель составляет лишь 9,9% и 7,8% соответственно.
Социально-экономические последствия молодежной безработицы являются более сложными и глубокими, чем безработица взрослого населения. Обычно, рассматривая последствия безработицы в первую очередь обращается внимание на экономическую сторону этой проблемы. Действительно, следствием безработицы является не выпущена продукция, а, соответственно, уменьшение среднедушевого реального ВВП и снижение уровня жизни населения. Кроме экономических, безработица имеет существенные негативные социальные последствия. Длительная безработица приводит к потере самоуважения, квалификации, расстройств в семье, увеличению преступности в стране.
По данным одного из исследований, проведенного американскими учеными, увеличение безработицы на 1%, при условии сохранения его в течение шести лет, приводит в США к росту общей смертности на 2%, количеству самоубийств на 4,1%, числа убийств на 5,7% , увеличение числа заключенных на 4%, увеличение количества психически больных на 4% Понятно, что аналогичные последствия будут наблюдаться и в других странах мира, в том числе и в Украине. Но молодежная безработица сопровождается более весомыми негативными последствиями.
По мнению работников Луганского центра профориентации граждан, после шести месяцев поиска работы начинается опасная фаза безработицы. Для данной фазы характерные признаки деструктивных изменений личности, а в дальнейшем - беспомощности и примирение с ситуацией. Человек начинает привыкать к бездействию, теряет профессионализм и полученные навыки.
Молодежная безработица сегодня не только проблема Украины, данная проблема достигла уровня общемировой, и требует немедленного решения как в стране, так и в других странах, поэтому для преодоления проблемы нужно изучать как удачный так и отрицательный опыт других стран, необходимо внедрять совместные усилия со стороны правительств всех стран и международных организаций.
2. 4 Государственное регулирование занятости молодежи
Государственное нормативное регулирование молодежного сегмента рынка труда является слишком сложным, не всегда соответствует современной жизни, требует внесения определенных корректив и изменений. Масштабный нормативно-правовой массив молодежной сферы не до конца систематизирован, он требует определенного совершенствования и более внимательного отношения к его формированию.
Примером комплексного подхода неправительственных организаций к решению вопросов реализации прав и интересов молодежи на рынке труда служит проект Молодежной доктрины Украины
Законодательно закреплены обязательства государства по предоставлению трудоспособной молодежи первого рабочего места на срок не менее двух лет, данное положение закреплено в ст. 197 Кодекса законов о труде и ст. 7 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" Действие этих норм распространяется прежде всего на молодежь, которая закончила или прекратила обучение в общеобразовательных, профессиональных, учебно-воспитательных и высших учебных заведениях, завершила профессиональную подготовку и переподготовку, а также освободилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы.
Но действие этой статьи распространяется только на лиц, подготовка которых осуществляется по государственному заказу. Кроме этого, законодательством не предусмотрена ответственность за возможность отсутствия рабочих мест на предприятии, на которое отправляется молодой специалист. Таким образом, его право - оспорить такое решение в случае отказа в приеме на работу в связи с отсутствием рабочих мест на предприятии, куда его направляют.
Итак, государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия достаточного практического опыта, социально-правовых и профессиональных знаний, а порой моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда, реализовать свое право на труд молодым гражданам достаточно сложно.
Следовательно, можно утверждать, что законодательством
недостаточно определена ответственность
работодателей за отказ в трудоустройстве
молодых граждан, отсутствуют нормативные
документы об экономическом стимулировании
работодателей, создающих рабочие места
для соответствующих категорий молодежи
сверх установленной квоты. Нужен совершенный
механизм регулирования занятости различных
категорий молодежи, который учитывал
бы финансово-социально-
2.5 Вывод