Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:25, курсовая работа
Появление в начале последнего десятилетия XX в. Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. При этом не стала исключением и молодежная политика. В государствах – участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Молодежная полтика Республики Беларусь
1.1 Об общих началах молодежной политике РБ…………………………......18
1.2.Особенности правового статуса молодежи в РБ. …………………………21
1.3.Правовое положение молодежных объединений в РБ…………………….29
1.4. Гарантии по осуществлению законов РБ по молодежной политике.…..30
1.5. Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь……………………………………………….…33
1.6. Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...39
1.7. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота………..45
1.8. Вывод………………………………………………………………………...54
Глава 2. Государственная молодежная политика Украины
2.1 Молодежная политика Украины……………………………………………56
2.2. Проблемы молодежной политики Украины………………………………72
2.3. Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине…………………………………………………………………………………………75
2.4. Проблемы трудоустройства молодежи в Украине………………………79
2.5. Государственное регулирование занятости молодежи………………….82
2.6.Вывод…………………………………………………………………………83
Глава 3. Государственная молодежная политика Казахстана
3.1.Общие положения……………………………………………………………84
3.2 Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан…………………………………………………………...…………..…88
3.3. Образование для молодежи……………………………………………….104
3.4. Политические молодёжные организации Казахстана…………………...115
3.5. Вывод……………………………………………………………………….121
Глава 4 Государственная молодежная политика в Молдове
4.1 Государственная молодежная политика в Преднестровской Молдавской республике………………………………………………………………………...…...122
4.1. Объекты и субъекты государственной молодежной политики…………123
4.2Основная цель, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике……………………………123
4.3 Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной молодежной политике в Приднестровской Молдавской Республике….125
4.4.Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике…………………..127
4.5. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной молодежной политики Приднестровской Молдавской Республики……………………………………………………………………………………….128
4.6. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи…………………………………………………………………………………….129
4.7. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни…………………………………………………………………………..130
4.8. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования…132
4.9.Государственная поддержка молодой семьи……………………………..134
4.10. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд……………………………………………………….…….136
4.11. Проблемы молодежи в Молдове………………………...………………137
4.12 Молодежная организация Молдовы……………..………………………138
4.13. Вывод……………………………………………...………………………144
Глава 5.Государственная молодежная политика Азербайджана
5.1Молодежная политика Азербайджана…………………………………….145
5.2.Вывод………………………………………………………………………..156
Глава 6. Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана………………………………….…..157
6.2.На сегодняшний день………………………………………………………157
6.3.Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане……………………………...158
6.4.Программа "Кыргызстан жаштары"………………………………………162
6.5.Пути совершенствования молодежной политики концептуальные подходы………………………………………………………………………………………164
6.6.Вывод………………………………………………………………………..171
Глава 7.Государственная молодежная политика Узбекистана
7.1 Молодежная политика Узбекистана………………………………………172
7.2.Закон Республики Узбекистан “об основах молодежной политики”…175
7.3.Молодежные организации Узбекистана…………………………………199
7.4.Вывод……………………………………………………………………….200
Глава 8. Государственная молодежная политика Армении
8.1.Концепция государственной молодежной политики……………………201
8.2.Международная молодежная политика Армении (Международный обзор совета Европы)…………………………………………..………………...206
8.3.Молодежные организации………………………………………………....210
8.4.Вывод………………………………………………………………………..212
Заключение……………………………………………………………………..213
Список литературы………………………………………………………….…215
Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни является одним из стратегически важных направлений государственной политики Республики Казахстан. Охрана здоровья молодежи проводится в рамках действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы здравоохранения.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об охране здоровья граждан» государственная политика в области охраны здоровья граждан проводится на основе принципов доступности и качества оказания медицинской помощи и солидарной ответственности государства, работодателей и граждан за сохранение и укрепление индивидуального и общественного здоровья.
Ответственность за организацию проведения обязательных и периодических медицинских осмотров учащейся молодежи несут учреждения образования, работающей — работодатели. Вследствие недостаточной эффективности мер, предпринимаемых работодателями по организации профилактических осмотров, и низкой культуры здоровья граждан только определенные категории наемных работников, в т.ч. до 29 лет, проходят систематические осмотры.
В системе образования 98% учащихся охвачено обязательными медицинскими осмотрами. Обеспеченность медицинскими кабинетами в системе среднего образования составляет 77%, в техническом и профессиональном - 94%, в высшем - 75%. Обеспеченность врачами в организациях среднего образования составляет 65,5%, медицинскими сестрами – 87,7%, школьными психологами – 67%; укомплектованность медицинским оборудованием – 62%.
Молодежь в Казахстане имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в рамках установленного гарантированного объема бесплатного медицинской помощи. Согласно экспресс-опросам удовлетворенность молодежи качеством услуг государственных медицинских учреждений составляет 40,8 %.
Основными проблемами в сфере сохранения здоровья подростков и молодежи являются высокий процент травматизма, нерациональное питание, недостаточная физическая активность, употребление психоактивных веществ, сохранение репродуктивного, а также психического здоровья. Не ведется мониторинг основных показателей здоровья в возрастной структуре подростков и молодежи с 14 до 29 лет.
Смертность от травм и несчастных случаев занимает второе место среди причин смертности населения Республики Казахстан. Показатель детского и подросткового травматизма в Казахстане за последние 5 лет вырос более чем на 5% с 1990,8 в 2003 году до 2246,9 на 100 тыс. населения в 2007 году. В структуре травм 49% составляют бытовые, 27% – уличный травматизм, 4% – травмы, полученные от дорожно-транспортных происшествий, школьный травматизм – 6,2%, спортивные травмы – 5,2% и прочие – 9%.
Сегодня лишь 15% населения республики систематически занимается физкультурой. По результатам социологического опроса 24,4% молодежи в свободное время желает заниматься спортом. Сеть детско-юношеских спортивных школ в настоящее время не обеспечивает данную потребность молодежи. Слабо поставлена работа по местожительству населения, недостаточно развита сеть подростковых клубов, малое количество спортивных площадок и сооружений в местах массового отдыха. Обеспеченность спортивными залами и сооружениями в системе среднего образования составляет 71%, в техническом и профессиональном - 95%, в высшем - 75%. В ряде школ спортивные оборудования не обновлялись более 30 лет; 12,4% спортивных залов школ являются приспособленными.
Доступ в частные спортивные учреждения для молодежи осложняется высокой стоимостью услуг.
Особо остро стоит проблема развития спорта на селе. В сельской местности шести областей страны нет плавательных бассейнов, в 13 районах республики нет детско-юношеских спортивных школ, в связи с чем количество занимающихся спортом на селе в два раза ниже общереспубликанского показателя.
Употребление молодежью психоактивных веществ также представляет собой серьезную проблему, которая косвенно или прямо затрагивает каждого пятого жителя страны. Распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Потребление табака (22,8%) и алкоголя (18,1%) подростками и молодыми людьми продолжает оставаться на достаточно высоком уровне, при этом показатели распространенности курения особенно возрастают среди девушек.
Точный учет наркотизации молодежи ведется в диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно больные наркоманией. В этом случае под учет подпадают только те, кто обратился в государственное учреждение. По данным Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по состоянию на 1 октября 2008 года на учете состояло 54 751 лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и токсическими веществами, в том числе 4 790 женщин. Учитывая международный опыт, организация ранней помощи и профилактики наркозависимости наиболее актуальна среди молодых людей до 19 лет.
Постоянно растут показатели заболеваемости и смертности в связи с проблемами психического здоровья. По имеющимся оценкам, до 20% подростков страдают психическими или поведенческими проблемами. Не уменьшается количество случаев суицида среди молодежи. По данным ВОЗ критическим порогом считается число суицидов, составляющее свыше 20 на 100 тысяч населения. После стран Восточной Европы и России, Казахстан входит в группу стран с высокими проявлениями суицидального поведения. За последнее десятилетие число самоубийств составляет 27-29 на 100 тысяч населения.
Подростки и молодежь являются целевой группой мероприятий по пропаганде и формированию здорового образа жизни, проводимых в рамках реализации программы «Здоровый образ жизни». Действует Национальный Центр проблем формирования здорового образа жизни, который формирует региональную службу ФЗОЖ. Сегодня функционируют 14 областных, 9 городских, 10 районных Центров формирования здорового образа жизни и 252 Центра укрепления здоровья. Разработана и апробируется интегрированная образовательная программа «Здоровье и жизненные навыки», внедряются услуги, дружественные к молодежи.
Сегодня молодежные центры здоровья функционируют в городах Алматы, Астана, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Тараз и Шымкент. Услуги, дружественные к молодежи, являются комплексными и включают в себя, помимо медицинской помощи, целый блок социальной, психологической, юридической помощи на принципах доступности, доброжелательности, доверия и добровольности.
Недостаточно осуществляется информирование молодежи о влиянии образа жизни на здоровье, вреде потребления психически активных веществ, алкогольной и никотиновой зависимости.
Анализ основных индикаторов рынка труда в Республике Казахстан за 2005 – 2007 годы свидетельствует об увеличении численности занятой молодежи на 2,8% и снижении уровня молодежной безработицы. Уровень безработицы граждан в возрасте от 16 до 24 лет в 2008 году составляет 9,3%, что на 2,4% выше уровня безработицы среди взрослого населения.
В структуре занятости городской молодежи превалирует наемный труд - 52,3%. Уровень молодежной безработицы выше в городах - в 2007 году он составил 12,5%, у сельского населения - 7,2%.
Государство в соответствии с Законом Республики Казахстан «О занятости населения» обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения, в том числе молодежи в возрасте до 21 года, воспитанникам детских домов, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.
Согласно стратегическому плану Министерства труда и социальной защиты населения молодежь и женщины выделены в отдельные категории. Реализуются отдельные меры по содействию эффективной занятости молодежи, профессиональному обучению безработных в соответствии с потребностями рынка труда, организации общественных работ и трудоустройству молодежи на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики», проводятся ярмарки вакансий.
В общественных работах приняли участие 5,9 тысяч молодых граждан в возрасте до 21 года, в том числе 33 воспитанника детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет и 199 учащихся, студентов.
При содействии органов занятости завершили профессиональное обучение и переподготовку 4,0 тыс. молодых граждан в возрасте от 16 до 24 лет (в т.ч. 2,0 тыс.- жителей сельской местности), из них 1,0 тысяча – выпускники организаций образования. Из общего числа молодежи, завершившей обучение, трудоустроены 3,3 тыс. человек, открыли собственное дело – 113.
В целях решения проблем трудоустройства выпускников органами занятости реализуется проект «Молодежная практика»: за шесть месяцев 2008 года в ней приняли участие 918 выпускников организаций образования, в том числе из них 376 человек (41%) трудоустроены на постоянную работу. Результаты экспертных опросов свидетельствуют о том, что данный проект востребован молодежью, но ограничен для большой доли молодежи по возрасту и стажу.
В первом полугодии 2008 года на социальные рабочие места трудоустроен 781 человек из числа молодежи. Однако создаваемые социальные рабочие места мало востребованы среди молодежи, поскольку их средний уровень заработной платы составляет 8 700 тенге.
Из обратившихся в органы занятости 38,9% составляет молодежь, проживающая в сельской местности, 11,9 % выпускников организаций образования. Из общего количества обратившихся доля трудоустроенных молодых людей до 23 лет составила 80,5%, в том числе, проживающих в сельской местности – 78,6%, выпускников организаций образования - 39,5%.
Доля обратившихся в органы занятости, от общего количества безработной молодежи в возрасте до 24 лет, составляет 78,6%.
Данные показатели свидетельствуют о низкой эффективности мер, направленных на трудоустройство молодежи, имеющую базовую профессию. Сегодня потребность рынка труда на 3/4 представлена рабочими профессиями. По имеющимся результатам исследований особый дефицит квалифицированных рабочих представлен в строительстве – 9,9 тыс. человек, в сельском хозяйстве – 9,6 тыс. человек, в технологии машин и оборудования – 7,6 тыс. человек, в сфере обслуживания – 6,8 тыс. человек.
Единая информационная база о состоянии спроса и предложения на рынке труда отсутствует.26
Значительную часть незанятой молодежи республики составляют молодые люди в возрасте 16-19 лет, которые окончили школу, но не обучаются в учебных заведениях и не имеют достаточного практического опыта работы.
В структуре безработных молодых граждан превалирует женская безработица. Обеспеченность детскими садами сегодня составляет 35,6 %, что препятствует трудоустройству обоих супругов в молодой семье.
При участии гражданского сектора ежегодно реализуется ряд проектов, направленных на повышение уровня трудоустройства молодежи и адаптацию молодежи в рынок труда. В их числе - программа «Зеленая страна», инициативы по развитию студенческих строительных и трудовых отрядов, проекты «Кадровый резерв», «С дипломом в село», «Молодежная биржа труда».
Молодежь не в полной мере владеет информацией о мерах, предпринимаемых государством, по решению вопросов трудоустройства и занятости в рамках региональных программ и социально значимых проектов. Отмечается недостаточная пропаганда рабочих специальностей и слабое информирование молодежи о востребованных специальностях на рынке труда.
В структуре занятости молодежи произошли изменения в соотношении численности наемных работников и самостоятельно занятых с превалированием наемной занятости в негосударственных организациях. Среди категорий самозанятой молодежи растет доля работодателей. Доля молодежи, занятая наемным трудом, увеличилась на 3,7 % и составила 52,3%. На 13,7% возросла численность наемных молодых работников негосударственных организаций. В структуре занятости сельской молодежи продолжается преобладание доли самозанятых.
Важной составляющей развития молодежи является выявление и реализация инновационного потенциала. Доля молодых, занимающихся научной и исследовательской деятельностью, в общем количестве исследователей составляет 21,4%. Только 20% молодых людей постоянно совершенствуют свои профессиональные навыки и намерены продолжать обучение на протяжении всей жизни.
Решение жилищных проблем молодежи осуществляется в рамках реализации государственных программ жилищного строительства в Республике Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях», другими нормативными правовыми актами. В законодательстве Республики Казахстан жилищные права молодежи отдельно не выделены.
Доступ к жилью из государственного жилищного фонда имеет только та часть молодежи, которая относится к социально защищаемым слоям населения, например, дети-сироты, не достигшие двадцати лет, потерявшие родителей до совершеннолетия, и соответствующие критериям «нуждающиеся в жилье» согласно п. 69 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Согласно п. 9 статьи 118 указанного Закона первоочередное и внеочередное предоставление жилища из государственного жилищного фонда осуществляется семьям молодоженов, вступивших в первый брак до 30 лет и родивших ребенка в первые три года после вступления в брак.
В соответствии с Государственной программой жилищного строительства в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы в приоритетные категории населения, претендующие на жилье, входят молодые семьи, имеющие детей.
Согласно Закону «О государственной молодежной политике» молодой семьей является семья, в которой оба супруга не достигли возраста двадцати девяти лет, либо неполная семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, не достигший возраста двадцати девяти лет, в том числе разведенный, вдовый. На период обучения в высших учебных заведениях и организациях среднего профессионального образования молодым семьям предоставляются жилые помещения комнатного типа в общежитиях организаций образования.