Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:25, курсовая работа
Появление в начале последнего десятилетия XX в. Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. При этом не стала исключением и молодежная политика. В государствах – участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Молодежная полтика Республики Беларусь
1.1 Об общих началах молодежной политике РБ…………………………......18
1.2.Особенности правового статуса молодежи в РБ. …………………………21
1.3.Правовое положение молодежных объединений в РБ…………………….29
1.4. Гарантии по осуществлению законов РБ по молодежной политике.…..30
1.5. Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь……………………………………………….…33
1.6. Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...39
1.7. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота………..45
1.8. Вывод………………………………………………………………………...54
Глава 2. Государственная молодежная политика Украины
2.1 Молодежная политика Украины……………………………………………56
2.2. Проблемы молодежной политики Украины………………………………72
2.3. Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине…………………………………………………………………………………………75
2.4. Проблемы трудоустройства молодежи в Украине………………………79
2.5. Государственное регулирование занятости молодежи………………….82
2.6.Вывод…………………………………………………………………………83
Глава 3. Государственная молодежная политика Казахстана
3.1.Общие положения……………………………………………………………84
3.2 Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан…………………………………………………………...…………..…88
3.3. Образование для молодежи……………………………………………….104
3.4. Политические молодёжные организации Казахстана…………………...115
3.5. Вывод……………………………………………………………………….121
Глава 4 Государственная молодежная политика в Молдове
4.1 Государственная молодежная политика в Преднестровской Молдавской республике………………………………………………………………………...…...122
4.1. Объекты и субъекты государственной молодежной политики…………123
4.2Основная цель, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике……………………………123
4.3 Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной молодежной политике в Приднестровской Молдавской Республике….125
4.4.Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике…………………..127
4.5. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной молодежной политики Приднестровской Молдавской Республики……………………………………………………………………………………….128
4.6. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи…………………………………………………………………………………….129
4.7. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни…………………………………………………………………………..130
4.8. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования…132
4.9.Государственная поддержка молодой семьи……………………………..134
4.10. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд……………………………………………………….…….136
4.11. Проблемы молодежи в Молдове………………………...………………137
4.12 Молодежная организация Молдовы……………..………………………138
4.13. Вывод……………………………………………...………………………144
Глава 5.Государственная молодежная политика Азербайджана
5.1Молодежная политика Азербайджана…………………………………….145
5.2.Вывод………………………………………………………………………..156
Глава 6. Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана………………………………….…..157
6.2.На сегодняшний день………………………………………………………157
6.3.Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане……………………………...158
6.4.Программа "Кыргызстан жаштары"………………………………………162
6.5.Пути совершенствования молодежной политики концептуальные подходы………………………………………………………………………………………164
6.6.Вывод………………………………………………………………………..171
Глава 7.Государственная молодежная политика Узбекистана
7.1 Молодежная политика Узбекистана………………………………………172
7.2.Закон Республики Узбекистан “об основах молодежной политики”…175
7.3.Молодежные организации Узбекистана…………………………………199
7.4.Вывод……………………………………………………………………….200
Глава 8. Государственная молодежная политика Армении
8.1.Концепция государственной молодежной политики……………………201
8.2.Международная молодежная политика Армении (Международный обзор совета Европы)…………………………………………..………………...206
8.3.Молодежные организации………………………………………………....210
8.4.Вывод………………………………………………………………………..212
Заключение……………………………………………………………………..213
Список литературы………………………………………………………….…215
Ежегодно в Верховной Раде Украины проводятся слушания о положении молодежи и готовится доклад по этому вопросу Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины. В течение 1995–2006 гг. в Украине проведено 7 парламентских слушаний и подготовлено 9 докладов о положении молодежи. Продолжается подготовка десятого Доклада о положении молодежи в Украине, которая в этом году посвящена положению молодежи на рынке труда.15
В Украине, в целом, сформирован механизм координации молодежной политики, который на уровне центральных органов государственной власти включает Национальный совет по вопросам молодежной политики при Президенте Украины, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта, Государственную социальную службу для семьи, детей и молодёжи, Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству при Кабинете Министров Украины и Государственный институт развития семьи и молодёжи. На сегодня центральным органом исполнительной власти в сфере молодежной политики является:
Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта.
Тем не менее, вопросом реализации молодежной политики занимаются не только государственные органы. Молодежь также не стоит в стороне от тех процессов, которые ныне происходят в политической, общественной жизни общества. Она старается повысить эффективность своего собственного влияния на общественную жизнь, стремится к самоорганизации в виде общественных объединений.
На протяжении всего периода развития независимой Украины, несмотря на сложную политическую, экономическую, социальную ситуацию в стране, общественные структуры молодежного движения активно развиваются, возрождая свои исторические традиции, корни, и ныне занимают заметное место в политической системе общества.
Определяющей чертой общественного молодежного движения Украины является демократический характер его создания и деятельности: подавляющее большинство молодежных и детских объединений создано самой молодежью.
Демократичность молодежного движения обеспечивается тем, что действующее законодательство практически снимает все ограничения, которые существовали раньше,на создание общественных объединений, за исключением тех, которые являются деструктивными, криминальными для общества.
Через свою общественную активность, в первую очередь через свои общественные объединения, молодежь не только создает условия для развития и самореализации, но и активно включается во все общественные процессы. Сегодня в Украине насчитывается 132 всеукраинских молодежных и 12 детских общественных организаций. Все они имеют свои ячейки в регионах Украины. Эти организации ежегодно реализовывают свои программы и получают финансовую поддержку от Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта. Общая сумма таких средств составляет более 12 млн. грн. Ежегодно проводится конкурс программ молодежных и детских общественных организаций, и именно программы-победители получают финансовую поддержку от Министерства.
Как показывают результаты исследования «Молодежь Украины – июнь 2007», 2% опрошенной молодежи являются членами общественных организаций, 4% – членами политических партий. Увеличивается количество молодежи, которая знает о существовании молодежных общественных организаций. Так, по данным исследования «Молодежь Украины – июнь 2007», пропорция таких молодых людей составляет 38% против 32% в 2006 году.
Тем не менее, следует отметить, что количественный показатель вовлечения молодых людей в деятельность общественных молодежных организаций значительно отстает от аналогичного показателя участия населения страны в общественных объединениях в целом. По результатам общенационального опроса, проведенного Фондом „Демократические инициативы” в январе 2006 года, 6,7% населения страны сообщило,что лично принимает участие в деятельности общественных организаций.
Сложное социально-экономическое положение страны привело к тому, что, по мнению самой молодежи, деятельность большинства молодежных общественных организаций должна направляться, прежде всего, на решение социальных проблем детей и молодёжи. В 2006 году 42% опрошенной молодежи отдали предпочтение именно таким организациям. В 2007 году этот процент возрос до 48%, хотя молодые граждане считают наиболее важной (выдвинув в этом году этот вопрос на первое место) деятельность организаций, которые занимаются досугом молодежи – 49%.
Общественные организации, которые, охватывая своей деятельностью разные сферы и уровни общественной жизни, лучше понимают сущность и специфику соответствующих социальных проблем и пути их преодоления, являются универсальным посредником между гражданами и государством.
Участие общественных организаций в жизни общества является одним из показателей демократичности самого государства.
В последнее время процесс формирования и государственной регистрации общественных организаций в Украине значительно активизировался. Так, по данным Госкомстата Украины, если в конце 1996 года было легализовано 1047 международных и всеукраинских объединений граждан, из них – 47 политических партий и 1000 общественных организаций, в конце 2000 года – 1376 объединений, из них – 109 партий и 1267 общественных организаций, то в начале 2006 года – 2384 объединения (это в 2,3 раза больше, чем в 1996 году и в 1,7 раза больше, чем в 2000 году), из них – 125 партий и 2259 общественных организаций. Общее же количество объединений граждан, включая местные ячейки всех уровней, ныне составляет свыше 150 тыс.
Среди общей численности общественных организаций, которые созданы и действуют в Украине, молодежные организации составляют 5%. При этом необходимо подчеркнуть, что темп создания общественных молодежных и детских объединений с каждым годом возрастает.
Наибольшее количество из них (по результатам исследования Государственного института развития семьи и молодёжи в 2006 году) составляют организации социальной направленности – 430. Если проанализировать все регионы страны, то можно сказать, что по направлениям деятельности наиболее популярными и действенными являются политические организации (304), спортивно-оздоровительные (206), поддержки творческого и интеллектуального развития (147), воспитательные (91), благотворительные (82), правовые (78), патриотические (72), экологические (66) и другие. Это означает, что в сегодняшних условиях становления нашего государства молодым гражданам небезразлично будущее страны, в которой они живут. И молодежь проявляет себя через участие в деятельности общественных организаций. Молодёжь принимает активное участие в спортивно-оздоровительных (физкультурных) организациях. Такие организации охватывают почти все виды спорта и являются популярными как среди молодёжи, так и среди детей. Аналогичным образом обстоят дела и с организациями, целью которых является поддержка творческого и интеллектуально развития молодежи и детей. Они тоже популярны среди молодых граждан, юношества и детей. Спектр деятельности этих организаций самый разнообразный: творческие коллективы, художественная самодеятельность, творческие фестивали и конкурсы, кружки и др.
Также развиваются студенческие организации, целью которых является поддержка инициатив и защита прав студентов.
Получают развитие специализированные организации, например: аграрные, волонтерские, профессиональной поддержки, развития международных связей. Создание аграрных организаций и организаций поддержки сельской молодежи наблюдается лишь в западных и центральных областях страны, которые и являются преимущественно аграрными.
В последнее время в Украине появились организации гендерной направленности.
В 2006 году таких организаций насчитывалось 16. Наряду с поддержкой женского движения эти организации также занимаются вопросами благотворительности, творческого развития молодежи, проведением художественных мероприятий и т.п.
Необходимо также отметить наличие общественных объединений молодёжи, которые работают с молодыми людьми по отраслевому принципу. Хотя иногда они не регистрируются в органах юстиции, как этого требует действующее законодательство, а их статус утверждается решением профсоюзных органов, это не мешает им проявлять довольно высокую активность в решении социально-экономических проблем молодежи, которая работает в определенной отрасли.
Создается все больше молодежных союзов, которые стремятся объединить всеукраинские и местные молодежные и детские организации, стать координатором молодежного движения. Как правило, такие союзы представляют общественное молодежное движение Украины на международной арене. В ноябре 2005 года практически все действующие в Украине молодежные объединения слились и образовали Украинский Молодежный Форум. Это молодежное объединение в сотрудничестве с государственными органами власти осуществляет свои задачи в контексте развития организованного молодежного движения в Украине, а также его интеграции в молодежное движение Европы через Европейский молодежный форум.
За время своей деятельности Форум подтвердил свое предназначение как союз молодежных общественных организаций, оправдал надежды его создателей и организаций-членов, а также доверие государства, которое наделило УМФ правом представлять молодежную общественность страны на международном уровне.
Вместе с тем, вопрос консолидации молодежного движения страны, интеграции его в международные структуры остается актуальным.
Рост численности общественных молодежных объединений в значительной мере обусловлен тем, что как население в целом, так и молодежь, в частности, оказывают им (молодёжным организациям) довольно высокое доверие. Так, по данным социологических исследований, которые проводились Государственным институтом развития семьи и молодёжи совместно с общественними организациями количество граждан, доверяющих молодежным организациям, превышает количество тех, кто доверяет, например, Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, политическим партиям. Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества характеризуется не только возрастными признаками, но и местом, которое она занимает в социальной структуре общества, особенностями социального становления, своим общественным назначением. Именно молодые люди выступают проводником демографического, социально-экономического, политического и духовного прогресса, определяющим фактором преобразований, отвечающих потребностям сегодняшнего дня.
Сегодня Украина осуществляет реальные шаги по адаптации критериев национального развития к стандартам Европейского Союза.
За полтора десятилетия независимости Украины появилось новое поколение молодежи, выросшее в условиях формирования рыночных отношений, в целом становления нового украинского государства. На сегодня молодые люди в стране составляют значительное число (по данным Госкомитета Украины на 2004 год, лиц 14-28-летнего возраста насчитывалось 10,5 млн. человек). Вместе с тем, " Украина относится к странам с самым старым населением и занимает 11-е место в мире по величине доли населения в возрасте 60 лет и старше "
Государственная молодежная политика была обозначена еще в 1992 году: 15 декабря Верховная Рада приняла Декларацию " Об общих началах государственной молодежной политики в Украине ", чем было положено начало последовательной работы органов верховной власти, а также структур на местах в направлении осуществления молодежной политики. Этому способствовал также принятый закон от 5 февраля 1993 года " О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине ". Впоследствии в соответствии с законом Украины № 655 - XI от 13 мая 1999 года были вынесены дополнения, изменения в указанные государственные документы. Всего же, по подсчетам авторов книги "Власть и общество", с 1991 по 2003 годы законов и других подзаконных актов властных структур было принято около 500 (опубликованы в различных источниках: Официальный вестник Украины, Ведомости Верховной Рады Украины, а также на страницах периодической печати, в частности, в газетах "Голос Украины", " Правительственный курьер " и др.).
Государственная молодежная политика требует серьезной координации, все ветви и структуры власти должны принимать в этом процессе активное участие. Но в немалой степени инициатива должна исходить и от общественных организаций, политических партий, объединений, движений. Особо следует подчеркнуть роль самой молодежи, ее лидеров. К таковым можно отнести и депутатский корпус, и прежде всего лиц молодого возраста: им ближе и понятнее молодежные проблемы.
Политика государства, определяющая его действие с молодым поколением, основывается, в том числе, на инициативе "снизу", на предложениях депутатов всех уровней в том числе. Уже выступая в качестве кандидата в депутаты, особенно в депутаты законодательного органа - Верховной Рады, в своих предвыборных программах достаточно ясно просматривается позиция относительно молодежных проблем. Подчеркнем, что множество вопросов общественной жизни, рассматриваемых в предвыборных программах кандидатов, касается всего населения страны, являются общими проблемами. Но все же существует определенная специфика, касающаяся конкретных социальных групп: пенсионеров, военнослужащих, женщин и т.д. В том числе молодежь.
Проведенный анализ предвыборных программ кандидатов в депутаты Верховной Рады I созыва (2002 год), избранных по мажоритарным округам, а также предвыборных программ политических партий, преодолевших 4% барьер и ставших победителями на выборах, показал следующее. О молодежном поколении непосредственно речь идет, как правило, в общих чертах, решение конкретных проблем лишь обозначается, а механизма исполнения нет.
Автор изучил предвыборные программы кандидатов (ставших депутатами Верховной Рады), чей возраст на момент выдвижения (1971 год) был 30 и менее лет. Таковых по мажоритарным округам оказалось из 250 человек - 11, далеко не из всех областей страны: Волынская - 1, Донецкая - 1, Житомирская - 1, Закарпатская - 1, Полтавская - 3, Харьковская - 3, г. Киев - 1. По партийным системам прошло еще несколько молодых людей: от "Нашей Украины" - 3, от СДПУ(о) - 1. КПУ, "За единую Украину", блок БЮТ, СПУ не предоставили ни одного депутата молодежи 30 лет.
В результате на начало работы Верховной Рады I созыва депутатов до 30 лет оказалось 14 человек, остальные все были старше. Добавим, что на начало работы ВР I созыва молодых депутатов было 20 (к концу 5), II созыва - 12 (к концу 5), III созыва - 11 (к концу 5).
Еще одна деталь: в Комитет по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма Верховной Рады I созыва вошли десять депутатов, но только один из них имел возраст менее 30 лет (Ю. Павленко, 1975 г.р., нынешний министр ведомства по делам молодежи). Средний возраст членов Комитета на момент начала работы - 42 года. Таковы объективные данные.