Молодежная политика стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Появление в начале последнего десятилетия XX в. Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. При этом не стала исключением и молодежная политика. В государствах – участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Молодежная полтика Республики Беларусь
1.1 Об общих началах молодежной политике РБ…………………………......18
1.2.Особенности правового статуса молодежи в РБ. …………………………21
1.3.Правовое положение молодежных объединений в РБ…………………….29
1.4. Гарантии по осуществлению законов РБ по молодежной политике.…..30
1.5. Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь……………………………………………….…33
1.6. Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...39
1.7. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота………..45
1.8. Вывод………………………………………………………………………...54
Глава 2. Государственная молодежная политика Украины
2.1 Молодежная политика Украины……………………………………………56
2.2. Проблемы молодежной политики Украины………………………………72
2.3. Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине…………………………………………………………………………………………75
2.4. Проблемы трудоустройства молодежи в Украине………………………79
2.5. Государственное регулирование занятости молодежи………………….82
2.6.Вывод…………………………………………………………………………83
Глава 3. Государственная молодежная политика Казахстана
3.1.Общие положения……………………………………………………………84
3.2 Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан…………………………………………………………...…………..…88
3.3. Образование для молодежи……………………………………………….104
3.4. Политические молодёжные организации Казахстана…………………...115
3.5. Вывод……………………………………………………………………….121
Глава 4 Государственная молодежная политика в Молдове
4.1 Государственная молодежная политика в Преднестровской Молдавской республике………………………………………………………………………...…...122
4.1. Объекты и субъекты государственной молодежной политики…………123
4.2Основная цель, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике……………………………123
4.3 Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной молодежной политике в Приднестровской Молдавской Республике….125
4.4.Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике…………………..127
4.5. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной молодежной политики Приднестровской Молдавской Республики……………………………………………………………………………………….128
4.6. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи…………………………………………………………………………………….129
4.7. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни…………………………………………………………………………..130
4.8. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования…132
4.9.Государственная поддержка молодой семьи……………………………..134
4.10. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд……………………………………………………….…….136
4.11. Проблемы молодежи в Молдове………………………...………………137
4.12 Молодежная организация Молдовы……………..………………………138
4.13. Вывод……………………………………………...………………………144
Глава 5.Государственная молодежная политика Азербайджана
5.1Молодежная политика Азербайджана…………………………………….145
5.2.Вывод………………………………………………………………………..156
Глава 6. Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана………………………………….…..157
6.2.На сегодняшний день………………………………………………………157
6.3.Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане……………………………...158
6.4.Программа "Кыргызстан жаштары"………………………………………162
6.5.Пути совершенствования молодежной политики концептуальные подходы………………………………………………………………………………………164
6.6.Вывод………………………………………………………………………..171
Глава 7.Государственная молодежная политика Узбекистана
7.1 Молодежная политика Узбекистана………………………………………172
7.2.Закон Республики Узбекистан “об основах молодежной политики”…175
7.3.Молодежные организации Узбекистана…………………………………199
7.4.Вывод……………………………………………………………………….200
Глава 8. Государственная молодежная политика Армении
8.1.Концепция государственной молодежной политики……………………201
8.2.Международная молодежная политика Армении (Международный обзор совета Европы)…………………………………………..………………...206
8.3.Молодежные организации………………………………………………....210
8.4.Вывод………………………………………………………………………..212
Заключение……………………………………………………………………..213
Список литературы………………………………………………………….…215

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

 Рассмотрим предвыборные программы политических блоков и партий. "Блок Виктора Ющенко "Наша Украина", получивший на выборах 70 мандатов по многомандатному избирательному округу. В предвыборной программе нет специального раздела о молодежи. Лишь в одном месте под пунктом 10 такой текст: "Разработаем финансово обоснованные программы защиты молодого поколения от насилия и наркомании ". Более конкретных позиций, касающихся молодежной политики в программе нет.

 В предвыборной программе Коммунистическая партия Украины (партия поступило 59 мест по многомаштабному избирательному округу) также нет специального ресурса о молодежной политике. В одном из подпунктов говорится: после победы на выборах будут сосредоточены усилия на решение таких задач (далее текст из программы): "Заботу о молодежи сделать одним из главных приоритетов государства. Создать надлежащие условия для получения им бесплатного образования и жилья, трудоустройства, создания семьи и воспитания детей, занятий физкультурой и спортом" .

 Несколько объемнее и конкретнее говорится о молодежных проблемах в предвыборной программе Социалистической партии Укрины (от партии избрано 20 депутатов). Раздел 6 полностью посвящен молодежной тематике, где, в частности, говорится: "Детям и молодежи - государственную заботу! Ликвидируем детскую беспризорность. За счет введения 1,55 налога на импортные автомобили дороже 50 тыс. грн. и имения цене более 500 тыс. грн. обеспечим повышение зарплаты педагогам до 350 грн. Государственная помощь родителям составлять не менее 200 грн. на ребенка ежемесячно. Образование, в том числе высшее, за счет госбюджета будет доступна всем. Учить нужно тех, у кого есть ум, а не только деньги. Молодежь получит законодательные гарантии трудоустройства и жилищное кредитование. Обеспечим профес-лизацию армии, сокращение срочной службы до 12 месяцев".

 Напомним, еще одна политическая партия - СДПУ(о), вошедшая в состав Верховной Рады (19 депутатов), в своей предвыборной программе коснулась молодежной проблематики. В предвыборной программе партии говорится: "... обеспечения молодежи возможность получить современное образование, овладеть профессией, иметь собственное жилье; государственная опека семьи, материнства и детства, ликвидация нищеты и детской беспризорности " .Характерно, что в предвыборной программе СДПУ(о) 1998 года молодежная "тематика" слово в слово соответствует вышеприведенной. Очевидно, что прошедших четырех лет не хватило на реализацию предлагаемых дел, для их выполнения нужен новый четырехлетний срок.

 Анализ индивидуальных предвыборных программ лиц, ставших депутатами Верховной Рады I  созыва (до 30-летнего возраста), показал, что в этих программах есть много общего. Указанные 11 депутатов по-разному сформировали свои программы и сформулировали проблемы, касающиеся молодежи, в разных редакциях. После подсчета упоминаний проблем, которые собирались решить тогда еще кандидаты в депутаты, выяснилось следующее:

 О молодежном и патриотическом воспитании молодежи, воспитания молодежи на основе национальной гордости - в трех программах.

 Участие молодежи в системе власти разных уровней - в одной программе.

 Тезис: " Молодые должны иметь перспективы в своей стране, а не за ее пределами " - в одной программе. Между тем, по официальным данным число лиц, в том числе молодых (до 30 лет), граждан Украины зарубежом находится 7 млн.человек, почти треть трудоспособного населения страны.16

 Проблема трудоустройства молодежи, право первого рабочего места, в том числе для окончивших средние специальные и высшие учебные заведения ,- в девяти программах.  Демографические проблемы, забота о материнстве и детстве, о молодой семье - в восьми программах.  Инвестирование и поддержка программ строительства жилья для молодежи и молодых семей - в семи программах.

 Тезис: " Совершенствование государственных законов и общественных отношений о получении высшего, специального и профессионально-технического образования. Законодательное содействие социальной защите студенческой молодежи "  - в одной программе.

 Проблемы здоровья молодежи, здорового образа жизни, спортивного и физического воспитания, поддержка молодежного туризма - в трех программах. Тезис: " Поддержка конкурсными грантами и стипендиями обучение одаренной молодежи округа " - в одной программе. Отметим, что здесь речь идет об округе, где избирался кандидат в депутаты.

 Важное положение о поддержке молодых ученых, о государственных субсидиях в науку как основу новых технологий производства отмечены в одной программе кандидата в депутаты.

 Лишь в одной программе звучит тезис об обеспечении расширения возможностей молодежной инициативы, обеспечения поддержки молодежным организациям.

 Было бы неверно говорить, что государство не предпринимает действий по осуществлению молодежной политики. На наш взгляд, дело в том, что эта политика не работает в упреждающем режиме, во-первых, во-вторых, она требует системного подхода, а не эпизодических усилий, наконец, в-третьих, государственная молодежная политика требует немалых средств - финансовых, организационных, кадровых и иных. В 2005 году на решение проблемы детской беспризорности правительство Украины выделило 70 млн. грн., в разных областях страны создаются центры социально - психологической реабилитации, центры матери и ребенка, социальные общежития. Этим занимается министерство по делам семьи, молодежи и спорта Украины. Но это лишь частица в решении общей проблемы подрастающего поколения.

 Есть несколько стратегических направлений, требующих незамедлительного решения в масштабах всего государства. За последние 15 лет население Украины сократилось почти на 5 млн. человек, ежегодный "дефицит" народонаселения составляет около 300 тысяч человек. Статистические данные свидетельствуют: прирост населения в Украине на уровне (-7,6%) в 2002 г., (-7,5%) в 2003 г., (-7,0%) в 2004 г.; смертность выросла с 15,7% (2002 г.) до 16,0% (2004 г.) на 1000 человек; смертность детей до года на 1000 малышей составила в 2003 г. - 9,6%, в 2004 г. - 9,5%; заболеваемость (общая) населения на 1000 человек возросла с 2002 года на 13,2% по сравнению с 2004 годом.

 Наличие серьезных социальных проблем в среде молодежи, с одной стороны, подталкивает ее к активизации общественно- политической деятельности, к борьбе за свои права; а с другой - делает молодое поколение еще больше инфантильным, безразличным, не стремящимся к каким-либо действиям политического движения. Молодежь должна быть той силой, которая не просто принимает участие в строительстве новой Украины, она должна быть лидером в этом движении. К сожалению, такого пока нет. В среде молодежи процветает либо потребленчество (как правило, за счет родителей), либо отказ от любого проявления деятельного начала в общественной жизни. Существующие в среде молодежи разрушительные тенденции все больше сказываются в практике взаимоотношений нового поколения с обществом.

 Государственная молодежная политика - это одно из главных направлений воспитания молодого поколения. Одно из главных - потом, что второе главное направление - это собственная непосредственнная и конкретная деятельность самой молодежи. Скреплять также два мощных вектора должна семья, опираясь на которую, могут развиваться оба указанных главных направления. Недостатки в любой из трех составляющих дают серьезные сбои в общем процессе воспитания и формирования молодежи.

 Решение глобальных задач в воспитании молодежи безусловно определит характер социализации юношей и девушек, в том числе социализации политической.

Известно, что индивид включается в общество через понимание и восприятие опыта предшествующих поколений, закрепленного в традициях, правилах и нормах, в культуре в целом. Молодой человек становится субъектом общей политической системы. Чем эффективнее действует политическая система, тем лучше обучается индивид: ведь система играет роль механизма сохранения ценностей, в том числе политических, а это дает возможность сохранения преемственности поколений в политике. Политическая система формирует политическое сознание молодой личности, что позже проявляется в поведении молодого человека; и в результате - формирование его как гражданина, патриота.

 Факторы политической социализации, влияющие на процесс формирования молодого поколения различны. Часть из них политико-идеологического свойства, другие социального, этнополитического. Существуют факторы, далекие от политики: труд, экология, образование, семейные отношения и т.д., но все эти и иные факторы определяют отношение индивида (в целом молодежи) к политической системе, к государству. Можно выделить и специфические факторы, также влияющие на политическую социализацию: молодежные организации, особенно идеолого-политического свойства, церковь, трактующая некоторые политические каноны в чьих-то интересах, элементы субкультуры как антипод национальной культуры и др.

 

2.1 Проблемы молодежной политики Украины

 

Сейчас молодежная политика в Украине не является прогрессивной, рациональной и последовательной, ведь по сути интересы молодежи и власти не удовлетворяются.

 Последствия непрофессиональной молодежной политики проявляются прежде всего в массовых студенческих выступлениях (антитабачниковые кампании), в проявлениях нетолерантности (вспомним, феномен "девушки с букетом") и в постоянных попытках украинской молодежи дискредитировать нынешнюю власть. Мы рассмотрим три основные проблемы украинской молодежной политики, которые характеризуются отсутствием политического дискурса между молодежью и властью, недостаточным уровнем толерантности и кризисом демократических ценностей в украинском обществе.

 Отсутствие политического дискурса между властью и молодежью проявляется в том, что вовлеченность молодых прогрессивно настроенных представителей населения к участию в принятии решений является достаточно низкой. С одной стороны это является проявлением незаинтересованности власти в активном публичном обсуждении актуальных проблем молодежи. А с другой стороны - это проблема солидарности среди, собственно, самой молодежи, ведь украинские студенты пока не нашли действительно конструктивных идей, которые бы смогли их объединить. Сам политический дискурс предполагает, что у власти и молодежи должна быть общая цель и общее видение цели, а движение к этой цели должно осуществляться на основе добровольной и компромиссной коммуникации. То есть в любом случае предполагается наличие обратной связи между властью и молодежью. К сожалению, сейчас представители власти блокируют эту связь, а вся "конструктивная" критика молодежи вместе с присущим ей юношеским максимализмом раздается только на студенческих митингах и акциях протеста. Стоит отметить, что власть не поощряет участие молодежи в обсуждении политических решений и не создает действенных институтов для обеспечения качественного коммуникативного действия.

 Особенно яркой в ​​отрицательном смысле является проблема толерантности. Инцидент с букетом об этом четко продемонстрировал. Здесь вовсе не идет о оскорблении патриотического чувства или же не восприятия образовательной политики в государстве. Собственно, появление этого казуса является следствием отсутствия толерантности в украинском обществе и среди молодежи в частности. Но не стоит обвинять только представителей украинской молодежи в отсутствии толерантных соображений и наличия элементарной терпимости, ведь украинская власть не обеспечила надлежащих условий и институциональную базу для воспитания такой важной ценности демократии как толерантность. Да и сама украинская власть сейчас не является лучшим примером относительно применения принципов терпимости, взаимоуважения и взаимопонимания (для этого стоит вспомнить хотя бы регулярные схватки в парламенте).

 Незаинтересованность в политическом дискурсе и отсутствие элементарной терпимости является свидетельством того, что демократические ценности в украинском обществе не имеют активного применения. Особенно остро эта проблема стоит в формировании гражданского общества в Украине, прогрессивным элементом которого должна стать молодежь. Молодежная политика украинских властей пока не способствует развитию в Украине демократических ценностей. И главным «камнем преткновения» по проблемам молодежной политики является ограничение доступа к принятию решений для молодежи. Кроме этого, большим просчетом власти является отсутствие публичности в отношении уже принятых политических решений относительно решения актуальных проблем молодежи. В целом проблема состоит в том, что молодежь не может услышать власть, а представители власти не прислушиваются к советам и критике потенциально значащей прослойки населения. Таким образом представители молодежи начинают сомневаться в практическом применении таких принципов демократии как равенство, справедливость, верховенство права и плюрализм. 17

 Следовательно, проблемы молодежной политики в Украине нуждаются в неотложном решении для распространения ценностей демократии и развития гражданского общества. Решение этих проблем требует двусторонних усилий - как со стороны властей так и со стороны представителей молодежи. Украинская власть должна на институциональном уровне обеспечить воспитание толерантности и терпимости. Кроме этого, органы власти должны стать первыми удачными примерами для подражания принципов взаимоуважения, взаимопонимания и компромисса. Относительно проблемы выработки общих ценностей и идеалов, власть и молодежь имеют реперезентировать свою деятельность на основе конструктивного диалога, ведь именно наличие бесперебойной связи будет способствовать принятию выгодных обеим сторонам политических решений. По моему мнению, обе стороны должны проявлять активную заинтересованность в развитии украинской демократии, так как это обеспечит эффективное решение проблем молодежной политики с учетом интересов молодежи и разочарованного в демократических идеалах украинского общества.

 

 

2.2 Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине

 

Участие молодежи в общественно-политической жизни общества представляет интерес, как с точки зрения ее собственного развития, так и ее роли в воспроизводстве политической структуры всего общества.18 Реализуя свои общественно-политические интересы, цели и идеалы, молодое поколение интегрируется в общественно-политическую структуру общества и способствует ее воспроизводству. Воспроизводя существующие на момент своего становления общественно-политические структуры, обновляя их на основе нового социального опыта и передавая будущим поколениям, молодое поколение определяет характер общественно-политического развития общества на многие годы вперед.

Информация о работе Молодежная политика стран СНГ