Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:25, курсовая работа
Появление в начале последнего десятилетия XX в. Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. При этом не стала исключением и молодежная политика. В государствах – участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Молодежная полтика Республики Беларусь
1.1 Об общих началах молодежной политике РБ…………………………......18
1.2.Особенности правового статуса молодежи в РБ. …………………………21
1.3.Правовое положение молодежных объединений в РБ…………………….29
1.4. Гарантии по осуществлению законов РБ по молодежной политике.…..30
1.5. Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь……………………………………………….…33
1.6. Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...39
1.7. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота………..45
1.8. Вывод………………………………………………………………………...54
Глава 2. Государственная молодежная политика Украины
2.1 Молодежная политика Украины……………………………………………56
2.2. Проблемы молодежной политики Украины………………………………72
2.3. Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине…………………………………………………………………………………………75
2.4. Проблемы трудоустройства молодежи в Украине………………………79
2.5. Государственное регулирование занятости молодежи………………….82
2.6.Вывод…………………………………………………………………………83
Глава 3. Государственная молодежная политика Казахстана
3.1.Общие положения……………………………………………………………84
3.2 Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан…………………………………………………………...…………..…88
3.3. Образование для молодежи……………………………………………….104
3.4. Политические молодёжные организации Казахстана…………………...115
3.5. Вывод……………………………………………………………………….121
Глава 4 Государственная молодежная политика в Молдове
4.1 Государственная молодежная политика в Преднестровской Молдавской республике………………………………………………………………………...…...122
4.1. Объекты и субъекты государственной молодежной политики…………123
4.2Основная цель, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике……………………………123
4.3 Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной молодежной политике в Приднестровской Молдавской Республике….125
4.4.Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике…………………..127
4.5. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной молодежной политики Приднестровской Молдавской Республики……………………………………………………………………………………….128
4.6. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи…………………………………………………………………………………….129
4.7. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни…………………………………………………………………………..130
4.8. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования…132
4.9.Государственная поддержка молодой семьи……………………………..134
4.10. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд……………………………………………………….…….136
4.11. Проблемы молодежи в Молдове………………………...………………137
4.12 Молодежная организация Молдовы……………..………………………138
4.13. Вывод……………………………………………...………………………144
Глава 5.Государственная молодежная политика Азербайджана
5.1Молодежная политика Азербайджана…………………………………….145
5.2.Вывод………………………………………………………………………..156
Глава 6. Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана………………………………….…..157
6.2.На сегодняшний день………………………………………………………157
6.3.Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане……………………………...158
6.4.Программа "Кыргызстан жаштары"………………………………………162
6.5.Пути совершенствования молодежной политики концептуальные подходы………………………………………………………………………………………164
6.6.Вывод………………………………………………………………………..171
Глава 7.Государственная молодежная политика Узбекистана
7.1 Молодежная политика Узбекистана………………………………………172
7.2.Закон Республики Узбекистан “об основах молодежной политики”…175
7.3.Молодежные организации Узбекистана…………………………………199
7.4.Вывод……………………………………………………………………….200
Глава 8. Государственная молодежная политика Армении
8.1.Концепция государственной молодежной политики……………………201
8.2.Международная молодежная политика Армении (Международный обзор совета Европы)…………………………………………..………………...206
8.3.Молодежные организации………………………………………………....210
8.4.Вывод………………………………………………………………………..212
Заключение……………………………………………………………………..213
Список литературы………………………………………………………….…215
3. Финансирование деятельности социальных служб для молодежи осуществляется за счет средств государственного бюджета, предусмотренных для реализации государственной молодежной политики, а также иных, не запрещенных законодательством Республики Казахстан источников.
4. Социальные услуги, оказываемые социальными службами для молодежи, в рамках деятельности, финансируемой за счет средств государственного бюджета, предоставляются бесплатно.
Статья 16. Информационное обеспечение и научное обоснование государственной молодежной политики в Республике Казахстан
1. Государственные органы осуществляют деятельность по информационному обеспечению государственной молодежной политики в Республике Казахстан, информированию молодежи о возможностях реализации прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, поддержку молодых семей, о формах сотрудничества с молодежными организациями и реализации других прав в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодежи посредством создания информационных систем, центров информации для молодежи, осуществляется сотрудничество с представителями средств массовой информации.
Государственные органы обязаны информировать молодежь, молодежные организации через средства массовой информации о планируемых и осуществляемых мероприятиях по реализации государственной молодежной политики.
2. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией организуют научные исследования по проблемам государственной молодежной политики в Республике Казахстан. Указанные исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием, учитываемым при разработке государственных и региональных программ в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
3. На основании результатов исследований в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан уполномоченный орган ежегодно разрабатывает и представляет Правительству Республики Казахстан доклад о положении молодежи в Республике Казахстан и публикует его в средствах массовой информации.
Доклад о положении молодежи в Республике Казахстан рассматривается центральными и местными государственными органами в пределах их компетенции для принятия соответствующих решений.
Статья 17. Социальная инфраструктура для молодежи
1. Государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан обеспечивают создание и функционирование объектов социальной инфраструктуры для молодежи.
2. Порядок принятия государственными органами решений об изменении назначения, о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для молодежи предусматривает мероприятия по оценке специально созданной экспертной комиссией соответствующего государственного органа или органов последствий принятия таких решений для обеспечения жизнедеятельности, образования и воспитания, физического, духовного и нравственного развития молодежи.
3. Имущество, являющееся государственной собственностью (в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование), создание, приобретение или обособление которого связаны с обеспечением функционирования объектов социальной инфраструктуры для молодежи, может использоваться только в соответствии с указанными целями.
В случае, если в силу возникших обстоятельств указанное имущество не может использоваться в целях обеспечения функционирования объектов социальной инфраструктуры для молодежи, решение о его использовании в иных целях принимается соответствующим уполномоченным государственным органом с условием предварительного принятия мер, направленных на компенсацию потери объекта социальной инфраструктуры для молодежи.
4. Государственные органы в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан, вправе передавать молодежным организациям в безвозмездное пользование здания, сооружения и иное, необходимое для осуществления их уставных целей имущество.
5. Порядок функционирования объектов социальной инфраструктуры для молодежи, находящихся в государственной собственности, меры их материальной и финансовой поддержки определяются законодательством Республики Казахстан.
В настоящее время молодежь в Казахстане составляет 29% населения, доля сельской молодежи при этом составляет 48% от общей численности молодёжи.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти в рамках государственных, отраслевых и региональных программ при участии молодежных общественных организаций.
В рамках реализации отраслевой и регинальных программ молодежной политики созданы условия для активного вовлечения молодых граждан в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны, внедрены приниципиально новые формы работы с молодежью.
В каждом регионе действуют Штабы молодежных и студенческих трудовых отрядов, которые ежегодно обеспечивают сезонное трудоустройство более 30 тысяч учащейся молодежи, в том числе при организации озеленения и благоустройства территорий по программе «Зеленая страна».24
В 2 раза увеличилось количество молодежных организаций и составило более 720 в 2008 году. Доля молодежи, принимающей участие в их деятельности, составляет 22% от общей численности.
В общественно-политических процессах активно принимает участие более 70% студенческой молодежи. Организованная молодежь консолидирована под эгидой единых общественных организаций и движений, отстаивающих интересы молодежи.
Ежегодно проводятся республиканские и региональные мероприятия для молодежи: Конгрессы молодежи, Общереспубликанские форумы, сборы армейского актива, слеты лидеров студенческой молодежи, массовые патриотические акции, конференции, конкурсы, игры, круглые столы и др.
В реализацию данных программ в основном была вовлечена организованная часть молодежи, в их числе учащиеся, студенты, активисты и целевые группы молодежных неправительственных организаций.
Для своевременного выявления и оценки влияния современных вызовов, тенденций, предпосылок развития ситуации в молодежной среде необходима объективная информационно-аналитическая база, позволяющая осуществить социально-экономическую стратификацию молодежи.
Был проведен ряд тематических социологических и экспертных обследований и наблюдений. При этом государственными органами не была обеспечена их системная интеграция, в связи с чем не осуществлялось комплексное наблюдение динамики социально-демографических и экономических показателей жизнедеятельности отдельных социально защищаемых категорий молодежи, в том числе молодых людей, находящихся за чертой бедности, в трудных жизненных ситуациях, в местах лишения свободы и других страт.
В рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан на 2006-2008 годы на республиканском и региональном уровнях создана система патриотического воспитания. За период реализации программы проведено более 800 патриотических мероприятий.
Существующая система патриотического и гражданского воспитания требует своего дальнейшего развития и модернизации. В учреждениях дополнительного образования, молодежных организациях, патриотических и дворовых клубах имеется дефицит специалистов, способных эффективно организовать патриотическое воспитание детей и молодежи, недостаточно информационно-методических пособий по вопросам формирования гражданской ответственности и патриотизма, военно-патриотического воспитания.
Анализ процессов, происходящих в молодежной среде, показал, что наряду с заметными изменениями в уровне развития современной молодежи приходится констатировать общее снижение культурных запросов, образовательного уровня, наблюдается кризис идеалов и утрата духовных ориентиров. Недостаточно эффективная организация воспитательной работы в системах образования, обороны, внутренних дел, туризма и спорта способствует изменению ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитию обособленных поведенческих форм в социуме.
Вследствие чего по данным социологических опросов, отмечается недостаточное в сравнении с международными трендами развитие правовой и поведенческой культуры молодежи, функциональной грамотности и возможности применения приобретаемых навыков и умений.
Особую актуальность в свете противодействия внешним вызовам приобретает эффективная организация воспитательной работы среди молодых военнослужащих, работников силовых структур, студентов, обучающихся за рубежом.
Социальная, жилищная, языковая и межэтническая политика, реформы в системах образования, здравоохранения, трудоустройства молодежи реализуются в рамках соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, а также стратегических планов государственных органов.
В целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в июне 2004 года принят Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан». Анализ реализации Закона свидетельствует о его декларативности и наличии большой доли бланкетных норм, ввиду чего сегодня Закон не исполняет свои функции.
К числу программ, предусматривающих комплекс мер, направленных на молодежь относятся программы молодежной политики, патриотического воспитания граждан, развития образования, развития физической культуры и спорта, функционирования и развития языков, жилищного строительства, «Здоровый образ жизни» и другие.
3.3 Образование для молодежи
Образование для молодежи является основополагающим конкурентным преимуществом.
Сегодня образовательными программами охвачено 83% молодежи в возрасте от 14 до 21 года. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» молодежь имеет право на бесплатное начальное, основное среднее и общее среднее образование, а также на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, бесплатное техническое и профессиональное, послесреднее, высшее и послевузовское образование.
В Казахстане охват населения общим средним образованием в возрасте 7-17 лет составил 96%. В системе высшего образования продолжают обучение 56% молодых людей, в системе технического и профессионального образования - 12,5%.
В 2008 году по государственному образовательному заказу в системе технического и профессионального образования обучается 32,4% от общего количества обучающихся, в послесреднем образовании — 17,5% учащихся, в высшем образовании – 18,7%.
Согласно экспресс-опросу удовлетворенность качеством образовательных услуг учащимися и студентами составляет 51% и 65 % родителей обучаемых. Трудоустройство выпускников организаций высшего образования составляет менее 60 %, технического и профессионального менее 70%.
Профессиональное обучение недоступно сельской молодежи. В 27 районах республики отсутствуют профессиональные лицеи.
При проведении конкурсов на получение образовательных грантов предусматривается 1% квота приема для молодежи с ограниченными возможностями в развитии, 0,5% для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также 30% квота для сельской молодежи на специальности, определяющие социально-экономическое развитие села.
Для оказания помощи студентам, обучающимся на платной основе, Президентом Республики Казахстан были даны поручения Правительству страны на расширенном заседании Бюро Политсовета Народно-демократической партии «Нур Отан» 12 февраля 2009 года о выделении 11 тысяч дополнительных образовательных грантов и 40 тысяч долгосрочных льготных кредитов для студентов.
В 2008-2009 учебном году контингент студентов республики составляет 633 814 человек, из которых 330 970 обучаются по очной форме, в том числе 206 718 – на платной основе. Среди них 16 166 человек являются отличниками учебы, в том числе около 12 тысяч обучаются на 3-м и старше курсах.
Обучающимся по программам высшего, послевузовского и профессионально-технического образования государством обеспечивается социальная поддержка.
Выпускникам детских домов, а также обладателям образовательных грантов выплачивается ежемесячная государственная стипендия. Размер стипендии в 2009 году составляет студентам 9 375 тенге, магистрантам – 23 958 тенге, докторантам – 36 699 тенге, учащимся колледжей – 7 500 тенге, профессиональных лицеев – 3 250 тенге.
Выплата компенсации на междугородний проезд в каникулярный период обеспечивается за счет средств республиканского бюджета всем обучающимся по государственному заказу. Льготный проезд на общественном транспорте (кроме такси) для обучающихся очной формы обучения по решению местных исполнительных органов осуществляется только лишь в г. Алматы, Алматинской, Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской, Атырауской областях.
Общежитиями обеспечено только 36% иногородней молодежи, обучающейся в государственных вузах, 8% - в частных вузах и 2,5 % - в системе технического и профессионального и послесреднего обучения.25
Согласно прогнозным расчетам для полного обеспечения иногородних студентов жильем потребность в дополнительном строительстве общежитий сегодня составляет 500 тыс. м 2 .