Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:25, курсовая работа
Появление в начале последнего десятилетия XX в. Содружества Независимых Государств (СНГ) поставило вопрос о необходимости построения сотрудничества входящих в него стран в различных областях жизнедеятельности. При этом не стала исключением и молодежная политика. В государствах – участниках СНГ она выделилась в самостоятельную область государственной деятельности в 90-е годы прошлого века.
Введение………………………………………………………………………….5
Глава 1. Молодежная полтика Республики Беларусь
1.1 Об общих началах молодежной политике РБ…………………………......18
1.2.Особенности правового статуса молодежи в РБ. …………………………21
1.3.Правовое положение молодежных объединений в РБ…………………….29
1.4. Гарантии по осуществлению законов РБ по молодежной политике.…..30
1.5. Деятельность официально-зарегестрированных молодежных организаций на территории Республики Беларусь……………………………………………….…33
1.6. Деятельность незарегистрированных молодежных организаций в Республике Беларусь…………………………………………………………………………...39
1.7. Создание целостной системы воспитания гражданина-патриота………..45
1.8. Вывод………………………………………………………………………...54
Глава 2. Государственная молодежная политика Украины
2.1 Молодежная политика Украины……………………………………………56
2.2. Проблемы молодежной политики Украины………………………………72
2.3. Молодежные организации как элемент молодежной политики в Украине…………………………………………………………………………………………75
2.4. Проблемы трудоустройства молодежи в Украине………………………79
2.5. Государственное регулирование занятости молодежи………………….82
2.6.Вывод…………………………………………………………………………83
Глава 3. Государственная молодежная политика Казахстана
3.1.Общие положения……………………………………………………………84
3.2 Основные направления государственной молодежной политики в Республике Казахстан…………………………………………………………...…………..…88
3.3. Образование для молодежи……………………………………………….104
3.4. Политические молодёжные организации Казахстана…………………...115
3.5. Вывод……………………………………………………………………….121
Глава 4 Государственная молодежная политика в Молдове
4.1 Государственная молодежная политика в Преднестровской Молдавской республике………………………………………………………………………...…...122
4.1. Объекты и субъекты государственной молодежной политики…………123
4.2Основная цель, принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике……………………………123
4.3 Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о государственной молодежной политике в Приднестровской Молдавской Республике….125
4.4.Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Приднестровской Молдавской Республике…………………..127
4.5. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации государственной молодежной политики Приднестровской Молдавской Республики……………………………………………………………………………………….128
4.6. Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи…………………………………………………………………………………….129
4.7. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни…………………………………………………………………………..130
4.8. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования…132
4.9.Государственная поддержка молодой семьи……………………………..134
4.10. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд……………………………………………………….…….136
4.11. Проблемы молодежи в Молдове………………………...………………137
4.12 Молодежная организация Молдовы……………..………………………138
4.13. Вывод……………………………………………...………………………144
Глава 5.Государственная молодежная политика Азербайджана
5.1Молодежная политика Азербайджана…………………………………….145
5.2.Вывод………………………………………………………………………..156
Глава 6. Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана………………………………….…..157
6.2.На сегодняшний день………………………………………………………157
6.3.Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане……………………………...158
6.4.Программа "Кыргызстан жаштары"………………………………………162
6.5.Пути совершенствования молодежной политики концептуальные подходы………………………………………………………………………………………164
6.6.Вывод………………………………………………………………………..171
Глава 7.Государственная молодежная политика Узбекистана
7.1 Молодежная политика Узбекистана………………………………………172
7.2.Закон Республики Узбекистан “об основах молодежной политики”…175
7.3.Молодежные организации Узбекистана…………………………………199
7.4.Вывод……………………………………………………………………….200
Глава 8. Государственная молодежная политика Армении
8.1.Концепция государственной молодежной политики……………………201
8.2.Международная молодежная политика Армении (Международный обзор совета Европы)…………………………………………..………………...206
8.3.Молодежные организации………………………………………………....210
8.4.Вывод………………………………………………………………………..212
Заключение……………………………………………………………………..213
Список литературы………………………………………………………….…215
Указом Президента Азербайджанской Республики 2007-год был объявлен “Годом молодёжи”.39 В рамках Года было проведено более 40-а мероприятий республиканского значения, а также 8 с международным статусом. Была введена система социального ипотечного кредитования для молодых семей и военнослужащих. В 2007-году началась реализация “Государственной прграммы об образовании азербайджанской молодёжи за рубежом 2007 – 2015-гг”
5.2 Вывод
Основным средством развития молодого поколения является обеспечение участия молодёжи в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни государства и всего общества. Молодёжная полтика Азербайджана достойно подготовлена к реализации данной цели и всех существующих принципов, она нашла отражение в соответствующей юридической документации и проводится на уровне государственных структур. Работу по осуществлению государственной молодёжной политики Азербайджана поручено основным структурам, которые отвечают за данную сферу – это Министерство Молодёжи и Спорта.
Глава 6.Государственная молодежная политика Кыргызстана
6.1 Молодежная политика Кыргызстана
Молодежь во всем мире считается особой социальной категорией со специфическими интересами, проблемами и потребностями, от адресации которых зависит, каким будет будущее той или иной страны. Кыргызстан - это такая страна, для которой эффективная молодежная политика чрезвычайно важна, прежде всего, потому, что она находится на пути самостоятельного национально-государственного становления.
От подходов государства к молодежи, от преобладающего в обществе видения относительно ее места и роли, и от способности государства предложить некий связующий стержень гражданской идентичности для своих молодых граждан зависит дальнейшее развитие Кыргызстана как государства.
6.2 На сегодняшний день.
государственная молодежная политика (ГМП) в Кыргызстане остается неэффективной, символической и формальной, она не ведет к решению конкретных задач. Это связано с тем, что в концептуальных подходах к молодежной политике существует неопределенность; новая государственная целевая программа не определяет четких национальных приоритетов, нет адекватных институциональных механизмов и ресурсного обеспечения для реализации молодежных программ.
Необходимы серьезные усилия, чтобы переломить формализм прежних лет и создать предпосылки для выработки и реализации эффективной молодежной политики. В противном случае серьезные последствия не заставят себя долго ждать, особенно учитывая то, в каком сложном положении на протяжении многих лет оставалась тема молодежи во внутренней политике Кыргызстана Наиболее опасными последствиями отсутствия эффективной ГМП могут стать еще больший дефицит доверия к государству и государственным институтам, поиск альтернативных и более "справедливых" форм общественного устройства, вовлечение молодежи в асоциальные и деструктивные движения, экстремистские течения, увеличение миграции из страны и др.
6.3 Мировые тенденции и ГМП в Кыргызстане.
Всем известны ставшие своеобразным клише фраза "молодежь - наше будущее" и строка "молодым везде у нас дорога…" из знаменитой когда-то песни. Однако не так часто слышно о целенаправленной государственной молодежной политике. Справедливости ради надо сказать, что во многих странах нет отдельно выделяемой молодежной политики. Тем не менее, с конца 1990-х гг. интерес к молодежной проблематике и молодежной политике становится мировой тенденцией. Прошел ряд форумов и приняты документы ООН, посвященные молодежи. Связано это с растущей во всем мире озабоченностью политиков, общественности и ученых пассивностью, аполитичностью молодежи, слабостью гражданской идентичности, то есть тех феноменов, которые прямо или косвенно задевают интересы национальной безопасности государств. Возросла и актуальность других проблем, связанных со сферами жизнедеятельности молодежи и имеющих большое воздействие на развитие отдельных стран и в глобальном масштабе. Это проблемы распространения наркотиков, ВИЧ/СПИДА, терроризм и насильственные конфликты, миграция, молодежная безработица и проч. Международные форумы стали обращать внимание правительств и общественности на необходимость развивать и использовать потенциал молодежи, направлять энергию молодых поколений в созидательное русло, вовремя обращать внимание на демографические, социальные и другие проблемы.
Кыргызстан находится в русле этих мировых тенденций. страна подписалась под многими международными документами, участвовала в форумах, а 2000 год, как известно, был объявлен в Кыргызстане Годом молодежи. Политики соглашались с тем, что решать проблемы молодежи необходимо, произносили лозунги об идейном, нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения; проводились мероприятия, которые решали отдельные локальные задачи или проблемы конкретных групп, но не было системности и единого подхода. Молодежная политика испытывала постоянный недостаток внимания государственных лиц и оставалась не приоритетной среди других тем внутренней политики. Это было неоправданным упущением, поскольку для Кыргызстана эффективная молодежная политика чрезвычайно важна.
Для такого утверждения есть несколько взаимосвязанных причин. Во-первых, молодежь составляет существенную долю населения нашей страны - примерно 19 %, при этом существуют целые пласты проблем, относящихся к сфере жизнедеятельности молодежи и требующих неотложных действий со стороны государства и общества в целом. Это проблемы в сфере образования, здоровья молодых людей, доступа к социальным услугам, проблемы в сфере семейной политики, занятости и др.
Одна из наиболее острых проблем для страны – это молодежная безработица и связанная с ней внешняя миграция. Излишне говорить о масштабах миграции из республики молодых людей по причине безработицы, отсутствия экономических возможностей и условий для самореализации. Феномен молодежной безработицы в Кыргызстане не изучен в достаточной степени. Между тем, есть очень важные аспекты, на которые зачастую не обращается должного внимания. Например, мало кто задумывается о том, что вследствие массовой безработицы возрастает зависимость молодежи от старшего поколения, прежде всего родителей и других родственников. Нередки случаи, когда не только 25-летние, но и 30-летние пользуются существенной материальной поддержкой своих родителей, не создают своих семей и т.д. Тем самым продлевается время "взросления" и достижения полной самостоятельности.
Во-вторых, молодежь – это определенная социально-демографическая группа, часть кыргызстанского общества, которая имеет различные половозрастные, этнические, религиозные, географические и другие подгруппы. Это дает основание считать молодежную политику важной для Кыргызстана и с точки зрения концепции разнообразия общества и создания равных возможностей и прав для различных категорий населения. Молодежная политика в этом смысле – эта та часть политики, которая должна предусматривать возможности участия различных групп молодежи в формировании и реализации политики, имеющей к ней непосредственное отношение. Назрела необходимость в изменении подходов к молодежи от рассмотрения ее преимущественно как объекта действий со стороны властей к пониманию молодежи как субъекта молодежной политики.
В-третьих, для Кыргызстана как страны, находящейся на пути самостоятельного национально-государственного становления, адекватная адресация вопросов молодежи имеет стратегическое значение с точки зрения национальной безопасности. Многие страны, в том числе соседний Казахстан, недвусмысленно ставят задачу формирования гражданского патриотизма среди молодежи, потому что с этим связаны вопросы формирования сильной идентичности гражданина государства. Речь идет о том, ассоциируют ли молодые граждане свое будущее с будущим своей страны, готовы ли они работать ради ее развития и процветания, защищать ее национальные интересы и безопасность.40
К сожалению, среди молодежи Кыргызстана наблюдается серьезный дефицит доверия к государству, и если в связи с этим ничего не предпринимать, это чревато негативными последствиями. В одном из исследований, проведенных в южной части Кыргызстана, 64% мужчин и почти 50% женщин, участвовавших в опросе, назвали молодежную политику страны неэффективной, при этом уровень ожидания того, что ГМП изменится в лучшую сторону в ближайшем будущем, был крайне низким, в особенности среди молодых мужчин. Разочарование и отчуждение от государственной политики, в особенности среди молодежи опасно тем, что может привести к вовлечению молодежи в радикальные и экстремистские течения и созданию угроз безопасности страны.
В течение последнего года, уже после известных мартовских событий, было предпринято несколько шагов, призванных придать молодежной политике новое дыхание. Так, в декабре 2005 года созданная из представителей министерств, ведомств и молодежных НПО рабочая группа провела анализ национальной программы "Жаштык", принятой в 2000 году на десятилетний срок. Ссылаясь на недостатки программы, в частности, на нечеткость и декларативность целей, недостаточное финансирование, отсутствие институционального механизма, рабочая группа приняла решение о разработке "принципиально новой программы" на более краткосрочный период 2006-2007 гг. Программа была разработана в краткие сроки и без широкого участия заинтересованных сторон, прежде всего - различных групп самой молодежи, и утверждена указом президента от 14 апреля 2006 г.
Другим шагом со стороны правительства стало его постановление от 17 марта 2006 г., которым утверждено положение о совете по делам молодежи при правительстве КР, наделяемом совещательными и консультативными функциями в целях выработки рекомендаций по реализации молодежной политики и мониторинга ее выполнения. Возглавляет и утверждает его состав премьер-министр КР, состав же совета должен формироваться наполовину из представителей исполнительной власти, наполовину - из молодежных НПО и групп.
В апреле 2006 г. на республиканском молодежном форуме президент Бакиев по предложению участников поручил Министерству образования, науки и молодежной политики создать молодежное правительство-дублер для вовлечения его в обсуждение и принятие решений по вопросам молодежи. Эта инициатива важна с точки зрения создания механизмов и каналов общественной политики, но для того чтобы обеспечить действительное участие молодежи в принятии решений, необходима институционализация различных механизмов общественной политики и превращение их в устойчивую общественную практику. Такие шаги позволят улучшить способность молодежи анализировать свои интересы, формулировать их, взаимодействовать с органами власти, - другими словами, как выражаются некоторые российские эксперты, будут способствовать повышению "субъектности молодежного сообщества" .
Объявление о создании резерва госслужбы тоже можно считать одним из положительных шагов в области молодежной политики, хотя в этом направлении еще очень много нерешенных проблем.
Казалось бы, происходит ряд важных и обнадеживающих событий. Однако анализ новой концепции ГМП и вновь утвержденной национальной программы "Кыргызстан жаштары" вызывает больше вопросов, чем надежд.
6.4 Программа "Кыргызстан жаштары"
Программа "Кыргызстан жаштары", хотя и претендует на принципиальную новизну, не отличается кардинально от предыдущей, теперь уже аннулированной национальной программы "Жаштык".
Цели и задачи программы расплывчаты и практически ничем не отличаются от декларативных положений предыдущей программы. За исключением некоторых предложений и задач, большая часть программы отличается отсутствием конкретности и механизмов осуществления. Приоритетные направления почти полностью повторяют Всемирную программу действий, касающихся молодежи, до 2000 года и на последующий период, при этом не выделяются национальные приоритеты.
Новым в программе является введение положений о ресурсном обеспечении программы. Но твердым обязательством со стороны государства это трудно назвать, поскольку финансирование мероприятий предполагается "снизу", от органов местного самоуправления при поддержке республиканского бюджета и альтернативных источников. Есть ссылка и на то, что объемы капиталовложений будут варьировать по срокам и другим факторам в зависимости от развития экономики, что означает, что при неблагоприятном развитии экономики, скорее всего, сохранится "остаточный" механизм финансирования ГМП.
Программа не позволяет увидеть, на что конкретно будут использоваться средства. В программе есть 15 направлений реализации политики, при этом нет привязки ресурсов по направлениям. В аналогичной трехгодичной программе Казахстана наряду с указанием конкретных затрат имеется вполне конкретное распределение ресурсов по видам деятельности и ставятся конкретные и достижимые задачи с временным графиком и ответственными ведомствами. К примеру, ставится задача создания определенного количества социальных служб, штабов студенческих отрядов, разработка дополнений к конкретному закону, запланированы мероприятия патриотической направленности, участие в дельфийских играх, издание печатной продукции военно-патриотического воспитания, организация фестивалей, проведение конкурса социально-значимых проектов и их финансирование из госбюджета.
Безусловно, проблем у молодежи очень много, и все выделенные направления в программе "Кыргызстан жаштары" очень важны. Тем не менее, нужно исходить из объективной ограниченности ресурсов и определить те области, которые требуют первоочередного инвестирования имеющихся государственных и общественных ресурсов. В нынешнем виде программа вызывает множество вопросов. Например: как с точки зрения молодежной политики будет решаться задача охраны окружающей среды, прописанная в новой программе? Если подразумевается экологическое образование, то возникает вопрос, каким образом и на какие средства?41