Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 12:01, реферат
Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог: изучает и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния среды на школьников; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению особо одаренных школьников; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Направления деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога:
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
Направления деятельности |
Содержание |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов |
проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации; определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия; социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
Социально-педагогическая защита прав ребенка |
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов
учащихся (обращение особого внимания
на оказавшихся в трудной защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
Обеспечение социально-педагогической
поддержки семье в формировании
личности учащегося |
раннее выявление создание банка данных
по неполным семьям, семьям, имеющим
детей с особенностями пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; духовно-ценностное просвещение; содействие включению
родителей в учебно- организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. |
Социально-педагогическое консультирование |
организация и проведение
индивидуальных консультаций для учащихся,
оказавшихся в трудных консультирование и консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. |
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация |
раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), отдел по делам несовершеннолетних (далее -ОДН)); организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни; повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; организация реабилитации детей
испытывающих различные затруднения
в системе разнообразных |
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка |
сосредоточение внимания
администрации учебного учреждения
на проблемах и потребностях учащихся,
учителей, родителей при планировании
и организации учебно- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями |
Поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) |
забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты; благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми; другое, все, что способствует
личностному и |
Организационно-методическая деятельность |
анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам, накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследов |
Функции деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Реализуя аналитико-
Прогностическая
функция социального педагога заключается
в том, что он: на основе анализа социальной
и педагогической ситуации прогнозирует
процесс воспитания и развития личности
школьника, оказывает помощь в саморазвитии
и самовоспитании его личности, определяет
перспективы развития обучающегося в
процессе социализации; планирует собственную
социально-педагогическую деятельность
на основе анализа результатов предыдущей
работы.
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной
функции: способствует включению субъектов
воспитательной деятельности - общественности,
учреждений дополнительного образования
и др. в процесс социального воспитания
подрастающего поколения, в совместный
труд и отдых; позволяет ему участвовать
в формировании гуманистической системы
взаимоотношений в детской и подростковой
среде, а также оказывать влияние на отношения
детей, подростков и взрослых.
Коррекционная
функция социального педагога заключается
в том, что он: старается оградить обучающихся
(воспитанников) от негативных влияний
социальной среды; осуществляет коррекцию
самооценки школьников и помогает им избавиться
от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую
функцию, социальный педагог: организует
социально значимую деятельность детей
и подростков в открытой микросреде; включает
обучающихся в различные виды продуктивной
деятельности с учетом психолого-педагогических
требований к ней; организует коллективную
творческую деятельность детей с участием
взрослых; координирует деятельность
всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической
поддержки и помощи воспитанникам
побуждает социального педагога: оказывать
квалифицированную психолого-педагогическую
помощь обучающемуся (воспитаннику) в
саморазвитии, самопознании, самооценке,
самоутверждении, самоорганизации и самореализации;
устанавливать доверительные отношения
с клиентом.
Охранно-защитная
функция социального педагога заключается
в том, что он: использует весь комплекс
правовых норм, направленных на защиту
прав и интересов обучающихся (воспитанников)
и их объединений; содействует применению
мер государственного принуждения и реализации
юридической ответственности лиц, допускающих
прямые или опосредованные противоправные
воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной
защиты и помощи.
Реализуя психотерапевтическую
функцию, социальный педагог: заботится
об обеспечении положительного эмоционального
состояния школьников; оказывает им помощь
в разрешении межличностных конфликтов,
снятии депрессивного состояния; содействует
в создании ситуаций успеха школьников.
Выполнение социально-профилактической
функции предполагает, что социальный
педагог: организует систему профилактических
мер по предупреждению отклоняющегося
(девиантного) поведения и преступного
(делинквентного) поведения детей и подростков;
влияет на формирование их нравственно-правовой
устойчивости; организует систему мер
социального оздоровления детей из семей
группы социального «риска».
Реабилитационная
функция социального педагога заключается
в том, что он организует систему мер по
социально-педагогической реабилитации
и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних),
вернувшихся из мест лишения свободы,
спец.учреждений, по разнообразным причинам
(болезнь, инвалидность, стресс, употребление
наркотиков, сексуальная агрессия, лишение
свободы, и др.) испытывающих различные
затруднения, которые приводят к социальной
дезадаптации.
Информация о работе Направления деятельности социального педагога