Деятельность социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Файлы: 1 файл

Социализация как основа социально-педагогической деятельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………….………………………………..…..3

1Основы социализации в социально-педагогической  деятельности……..…….8

1.1Социализация как социально-педагогическое  явление……….……..……….8

1.2 Сущность процесса социализации  в ДОУ…….. ……………….…….…….11

1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21

2 Условия социализации  детей  старшего дошкольного возраста…….………31

2.1Особенности личностного развития  в старшем дошкольном возрасте…....31

2.2 Факторы успешной социализации  ребенка дошкольника……….…………42

2.3 Анализ условий социализации  старших дошкольников….….…………….49

Заключение ………………….…………………………..………………………..53

Глоссарий ………………..………………………………..………………………58

Список использованных источников……….……..…………………………….60

Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Приложения…………………………….………………………………………....66

 

 

Введение

Актуальность темы. Для нравственного  самосовершенствования личности каждого  отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском  образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей.

В настоящее время, когда научно-технический  прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают детское сотрудничество семьи и детского сада. Бесспорно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во благо полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника.

Детские дошкольные учреждения играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие. Как правило, пять дней в неделю 8-10 часов ребенок находится в дошкольном учреждении. Эти временные характеристики определяют условия его формирования в детском возрасте, которые предназначены для развития базисных свойств личности. Дошкольные образовательные учреждения способствуют началу процесса самореализации личности, ее творческой активности, самостоятельности, инициативности уже на самых ранних этапах ее становления и развития. Несформированность этих личностных качеств затрудняет адаптацию ребенка в

социуме, тормозит процесс социализации и саморазвития формирующейся личности.

Важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование.

На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное, расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн)1.

Следует отметить положения концепции  В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Подъякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной изложены вопросы  формирования определенных знаний о социальной действительности. Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить различные подходы к проблеме приобщения ребенка к социуму.

Так, предметами изучения становятся вопросы «социальной компетентности» ребенка (Е.НП. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя рода человеческого (С.А. Козлова, О.А.Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.И. Шипицына и др.)

Таким образом, философия, социология, педагогика и психология понимают под  социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей и функционирует как полноценный гражданин общества. Благодаря усилиям отечественных ученых (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Подъяков и др.) воспитание и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации ребенка.

Объект  – исследования процесс социализации старших дошкольников.

Предмет исследования – условия полноценной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности.

Цель  исследования:

- раскрыть и изучить социализацию  как основу педагогической деятельности;

- проанализировать виды и формы  педагогической, в том числе специальные  занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к социуму, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.;

- определить уровни  развития детей  на основе специальных показателей (интерес к сверстникам, семье и школе).

Гипотеза  заключается в ряде предположений:

- развитие ребенка-дошкольника в  образовательном процессе обеспечивается  полноценной социализацией в  процессе социально-педагогической  деятельности;

- структурнo-сoдержательная характеристика социализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе представлена совокупностью когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов социализации;

- полноценная социализация детей  в образовательном процессe возможна при наличии педагогической концепции, построенной в соответствии со структурно-содержательной характеристикой и спецификой социализации детей.

Задачи исследования:

- oпределить рoль дошкольного учреждения в социализации ребенка-дошкольника;

- выделить условия социализации  детей старшего дошкольного возраста;

- развивать социализацию через  игровую деятельность;

- охарактеризовать роль семьи  в процессе социализации ребенка-дошкольника;

- проверить эффективность условий  социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности;

- приобщать к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми  (в том числе моральным);

- формировать семейную принадлежность, эмоциональное отношение к окружающему миру.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- в нем отражены основные  теоретические подходы к проблеме  социально-педагогической деятельности;

- выявлены особенности работы  воспитателя  в условиях детского  сада.

Практическая значимость:

- проведена педагогическая диагностика,  тестирование, анкетирование дошкольников  и их родителей; 

- разработаны, апробированы конспекты  занятий,  проект по работе  с детьми и их родителями  в дошкольном образовательном  учреждении и отслежена динамика их результативности. Кроме того, материалы проведенного исследования и разработанные конспекты занятий, и проект  могут быть использованы для практического применения в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Методы исследования:

- наглядные методы – наблюдение  за объектами и явлениями социального  мира;

- практические – дидактические  игры, направленные на закрепление  представлений об объектах социального  мира;

- словесные – картинный материал, чтение художественных произведений, рассказы, беседы.

Эмпирической базой исследования выступает  Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад

 «Улыбка», п. Заиграево, Заиграевского  района республики Бурятия.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит  из введения,  двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, списка сокращений и приложений.

Основная часть

1Основы социализации в социально-педагогической деятельности

 

1.1Социализация как социально-педагогическое явление

 

Социализация – процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения  с социальным миром; результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. (Приложение А)

Социализация – это процесс, который необходим ребенку для  получения навыков, необходимых  для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. «Социализация предполагает многосторонние и часто разнонаправленные влияния жизни, в результате которых человек усваивает «правила игры», принятые в данном обществе, социально одобряемые нормы, ценности, модели поведения»2 Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе Социализация – это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности; индивидуализация – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности; интеграции – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т. д; саморазвития – концентрация  человека на самосовершенствовании и самореализации своих целей и желаний; и самореализации – предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности

или взаимоотношений. Социализация –  непрерывный процесс длящийся всю  жизнь.

Раньше проблемы образования и  способы их разрешения усматривались  в развитии разума человека, как  основы всех культур; теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменение социальной среды. Социальная педагогика выступает как разновидность социальной технологии в целенаправленной социальной работе по самоорганизации разумной, продуктивной и нравственной жизни личности.

Социальная педагогика изучает  социализацию человека, как социально-педагогическое явление. Социализация – процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.

Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизнив процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек проходя этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость) меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройденного этапа образ жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, ему приходится переучиваться. Этот процесс распадается на два этапа:

- десоциализацию (отучение от старых  ценностей, норм, ролей, правил  поведения);

- ресоциализацию (обучение новым  ценностям, нормам, ролям и правилам  поведения взамен старых).

Десоциализация и ресоциализация – это две стороны одного процесса социализации. Если социализация в д в детстве и юности протекала плавно, равномерно, представляя собой накопление новых знаний, ценностей, то в зрелом возрасте на первый план выходит десоциализация (отвержение старого) и ресоциализация (приобретение нового).

Важнейщую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление  личности играют люди. Их принято называть агентами. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так по отношению к детям и подросткам таковыми являются родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи , учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги и др. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении  и т.д.

Человек выполняет определенную социальную роль в различных видах деятельности: экономической, общественно-политической, культурной и т.п. При этом он формируется как творец материальных и духовных благ, является активным субъектом социального отношения. Если он не был включен ни в один вид деятельности  совместно с другими людьми, процесс социализации, формирование личности, будет  невозможным, т.к. социальность это форма общественного сознания и деятельности.

Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических  для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; приобщение человека к многочисленным видам отношений в его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Информация о работе Деятельность социального педагога