Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа
Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65
Введение……………………………………….………………
1Основы социализации в
1.1Социализация как социально-
1.2 Сущность процесса
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей
старшего дошкольного возраста…
2.1Особенности личностного
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации
старших дошкольников….….…………….
Заключение ………………….………………………….
Глоссарий ………………..………………………………..……………………
Список использованных источников……….……..…………………………….
Список сокращений……………………..………
Приложения…………………………….……………………
Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром. Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают детское сотрудничество семьи и детского сада. Бесспорно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во благо полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника.
Детские дошкольные учреждения играют большую роль в социализации детей. Наряду с семьей они осуществляют начальный этап первичной социализации и в значительной мере закладывают основы социального облика личности. Будучи социальными организациями в системе социального института образования и значимыми агентами социализации, они реализуют такие важные для социализации детей функции, как оздоровительную, воспитательную, образовательную и другие. Как правило, пять дней в неделю 8-10 часов ребенок находится в дошкольном учреждении. Эти временные характеристики определяют условия его формирования в детском возрасте, которые предназначены для развития базисных свойств личности. Дошкольные образовательные учреждения способствуют началу процесса самореализации личности, ее творческой активности, самостоятельности, инициативности уже на самых ранних этапах ее становления и развития. Несформированность этих личностных качеств затрудняет адаптацию ребенка в
социуме, тормозит процесс социализации и саморазвития формирующейся личности.
Важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование.
На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное, расширение его способностей саморазвития» (Д.И. Фельдштейн)1.
Следует отметить положения концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Подъякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребенок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.
В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной изложены вопросы формирования определенных знаний о социальной действительности. Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить различные подходы к проблеме приобщения ребенка к социуму.
Так, предметами изучения становятся
вопросы «социальной
Таким образом, философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей и функционирует как полноценный гражданин общества. Благодаря усилиям отечественных ученых (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Подъяков и др.) воспитание и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации ребенка.
Объект – исследования процесс социализации старших дошкольников.
Предмет исследования – условия полноценной социализации детей старшего дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности.
Цель исследования:
-
раскрыть и изучить
- проанализировать виды и формы педагогической, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к социуму, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т.п.;
-
определить уровни развития детей
на основе специальных
Гипотеза заключается в ряде предположений:
-
развитие ребенка-дошкольника
- структурнo-сoдержательная характеристика социализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе представлена совокупностью когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов социализации;
- полноценная социализация
Задачи исследования:
- oпределить рoль дошкольного учреждения в социализации ребенка-дошкольника;
- выделить условия социализации
детей старшего дошкольного
- развивать социализацию через игровую деятельность;
- охарактеризовать роль семьи
в процессе социализации
- проверить эффективность
- приобщать к элементарным
- формировать семейную
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- в нем отражены основные
теоретические подходы к
- выявлены особенности работы
воспитателя в условиях
Практическая значимость:
- проведена педагогическая
- разработаны, апробированы
Методы исследования:
- наглядные методы – наблюдение
за объектами и явлениями
- практические – дидактические
игры, направленные на закрепление
представлений об объектах
- словесные – картинный
Эмпирической базой
«Улыбка», п. Заиграево, Заиграевского района республики Бурятия.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, списка сокращений и приложений.
1.1Социализация как социально-
Социализация – процесс
Социализация – это процесс,
который необходим ребенку для
получения навыков, необходимых
для полноценной жизни в
или взаимоотношений. Социализация – непрерывный процесс длящийся всю жизнь.
Раньше проблемы образования и способы их разрешения усматривались в развитии разума человека, как основы всех культур; теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменение социальной среды. Социальная педагогика выступает как разновидность социальной технологии в целенаправленной социальной работе по самоорганизации разумной, продуктивной и нравственной жизни личности.
Социальная педагогика изучает социализацию человека, как социально-педагогическое явление. Социализация – процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе.
Социализация – развитие и самореализация человека на протяжении всей жизнив процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Человек проходя этапы социализации (детство, юность, зрелость, старость) меняет социальные роли, приобретает новый статус, изменяет привычный для пройденного этапа образ жизни. Каждый раз, переходя на новый этап, ему приходится переучиваться. Этот процесс распадается на два этапа:
- десоциализацию (отучение от старых ценностей, норм, ролей, правил поведения);
- ресоциализацию (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых).
Десоциализация и ресоциализаци
Важнейщую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление личности играют люди. Их принято называть агентами. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так по отношению к детям и подросткам таковыми являются родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи , учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги и др. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и т.д.
Человек выполняет определенную социальную
роль в различных видах
Социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; приобщение человека к многочисленным видам отношений в его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.