Обобщение опыта работы Центров социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:
открытии дополнительных отделений в Центре социальной помощи
семье и детям по работе с неблагополучными семьями;
осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными
семьями;
реализации личностно-ориентированного подхода в работе с
неблагополучными семьями.

Файлы: 1 файл

ВКР изменен.docx

— 424.23 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, алкоголизма и наркомании, увеличение «подросткового материнства», занятость родителей на работе послужили причинами увеличения числа неблагополучных семей. За последние годы резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Если в 2006 году неблагополучных семей  насчитывалось 422 тыс, то в 2011 году их уже свыше 500 тысяч [3, с.8]. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи и т.д. Все эти семьи объединяет одно – они определяются как неблагополучные. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и др. [19, с.25]. Во Всеобщей Декларации прав человека,  ст.25 говорится о том, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [49, с.50]. В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Этим и определяется актуальность выбранной нами проблемы исследования.  Неблагополучные семьи стали объектом исследования таких российских ученых как: Л.С. Алексеевой,  М.А. Галагузовой,  А.Н. Елизарова, Ю.В. Корчагиной, С.В. Лебедева, А.В. Милой, Л.Я. Олифренко, А.М. Панова, Н.М. Романенко, Н.О. Саленко, Л.В. Топчего,  В.М. Целуйко,  Т.И.Шульги и др.

В ходе анализа научной литературы мы выявили противоречие между наличием большого количества проблем неблагополучных семей  и отсутствием возможности самостоятельного  их решения. Данные обстоятельства вынуждают такие семьи обращаться за помощью в социальные службы. Темой нашего исследования является: деятельность Центра социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями.

Объект исследования – неблагополучные семьи.

Предмет исследования – социальная работа с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.

Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:

  1. открытии  дополнительных отделений в Центре социальной помощи

семье и детям по работе с неблагополучными семьями;

  1. осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными

семьями;

  1. реализации личностно-ориентированного подхода в работе с

неблагополучными семьями.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать научную и специальную литературу по проблеме исследования; рассмотреть нормативно-правовую базу работы с неблагополучными семьями;

2)  раскрыть сущность понятия «неблагополучная семья»;

3) рассмотреть особенности деятельности специалистов по социальной работе в условиях Центра социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями;

4) обобщить опыт работы  Центров социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями;

5) провести  эмпирическое  исследование с целью  изучения  особенностей социальной работы  с неблагополучными семьями;

6) разработать методические рекомендации специалистам Центра социальной помощи семье и детям по работе с неблагополучными семьями.

Методы исследования:  анализ научной литературы, анализ документов правового характера, анкетирование, ранжирование, беседа.

База исследования: МУ «Центр социальной помощи семье и детям»

г. Магнитогорска;

Практическая значимость работы заключается в том, что нами проведено эмпирическое исследование по изучению проблем и особенностей социальной работы с неблагополучными семьями. Разработаны методические рекомендации специалистам Центра социальной помощи семье и детям, направленные на совершенствование их деятельности с неблагополучными семьями.

Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

    1. Неблагополучные  семьи как объект социальной работы

 

Объектом социальной работы в настоящее время все чаще становятся неблагополучные семьи, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Для того чтобы грамотно вести  работу с неблагополучными семьями, специалисту по социальной работе необходимо иметь представление о том, с какими  категориями семей ему предстоит работать и основные характеристики этих семей.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. С первых лет своей жизни ребенок узнает и усваивает нормы человеческих отношений и поведения из семьи. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, Н.О. Саленко   отмечает,  что «семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка, который закладывает основы будущего общества» [45, с.7]. И не всегда можно быть уверенным, что основы эти будут соответствовать ожиданиям общества, принимающего в свои ряды совершеннолетних граждан. В зависимости от состава, отношений в семье и в том числе к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок – благополучной или неблагополучной.

Для практики работы  с семьей и для создания социальных программ значение имеет то, как именно семья определяется.  В частности, Алексеева Л.С. говорит о том, что семья существует, если двое (супруги) сообща создали для себя теплую интимную среду существования, которая рассматривается как окружение, с которым разделяется не только общее жизненное пространство, но и выполнение определенных обязанностей, ролей, функций – все то, что принято считать неотъемлемой частью семейной жизни. Она – главный, исходный элемент социального окружения каждого человека. [4, с. 55].

Так, Л.Б.Шнейдером  было дано следующее понятие семьи – это особый, очень значимый и эмоционально окрашенный тип партнерства, целью которого является воспитание детей.  Благополучная семья по его мнению – это семья, которая  успешно справляются со своими функциями, практически не нуждается в поддержке специалиста по социальной работе, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируется к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития [5, с.9]. Результатом перечисленных факторов, на наш взгляд, становится разрыв семейных связей, что в значительной степени увеличивает риск появления неблагополучных семей.

Сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определение неблагополучной семьи. Н.М.Романенко пишет, что у понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» [43, с.30].

М.З.Шогенов считает, что семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей, и определяет семейное неблагополучие как  комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению [56].

  С точки зрения В.М.Целуйко под неблагополучной семьей следует понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» [15, с.41].

Неблагополучная семья, по мнению Т.И. Шульги – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы

о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов [22,с. 67].

Согласно трактовке  М.А. Галагузовой, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно [15, с.43].

На наш взгляд,  во всех определениях  общим является  то, что в основу определений положены нарушения взаимоотношений, поведения членов семьи и выполняемых функций, в частности, функции воспитания детей.

На наш взгляд, наиболее емкое определение понятию «неблагополучная семья» дано М.А.Галагузовой, которого мы и будем придерживаться в своей работе.

Романенко Н.М.  в статье «Особенности работы специалиста социальной сферы с семьей «группы риска» пишет, что неблагополучные семьи условно делят на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи, проблемные семьи, асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи,  семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи). Формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне). Проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

 2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные):  внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены Романенко Н.М. к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) [43, c.30].

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, Лебедев С.В. выделил три группы причин:                                                               

1) причины макросоциального  характера, т.е. кризисные явления  в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют  на семью и ее воспитательный  потенциал (падение жизненного уровня  и ухудшение условий содержания  детей, сокращение социальной инфраструктуры  детства и социальных гарантий  для детей, нерешенная жилищная  проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, усилие влияния криминальных групп в микросреде);

2) причины психолого-педагогического  характера, связанные с внутри-семейными  отношениями и воспитанием детей  в семье (отчуждение между детьми  и родителями, пьянство родителей, жестокое обращение с детьми);

3) причины биологического  характера (инвалидность, хронические  заболевания детей) [26, с.117-119].

В частности, А.Н.Елизаров определил следующую характеристику неблагополучных семей. Они отличаются:

  • слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов;
  • слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи и в чем причины неблагополучия;
  • засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью;
  • высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [60].

Информация о работе Обобщение опыта работы Центров социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями