Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:
открытии дополнительных отделений в Центре социальной помощи
семье и детям по работе с неблагополучными семьями;
осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными
семьями;
реализации личностно-ориентированного подхода в работе с
неблагополучными семьями.
Из таблицы видно, что основными услугами, в которых нуждаются неблагополучные семьи, являются: на первом месте среди социально-экономических услуг – оказание срочной материальной помощи, среди социально-правовых – информирование о законных правах, из множества социально-реабилитационных – социальный патронаж, из социально-психологических и социально-педагогических – экстренная психологическая помощь по телефону доверия, оказание содействия в семейном воспитании. Среди других видов услуг – содействие в трудоустройстве, как родителей, так и подростков. Действительно, в той же информационно-аналитической справке к отчету мы находим, что из общего количества услуг, 1252 – это услуги социально-экономического направления, социально-психологического направления – 127, социально-правового – 13, оказано содействие в получении временной регистрации – 2 чел. Общее количество оказанных услуг выросло в 2 раза по сравнению с I кварталом 2011 г. Следует отметить особый рост социально-психологических услуг (в 10 раз по сравнению с 2011 г.).
Для полного представления о проблемах, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, мы решили провести беседу с детьми, которые посещают отделение дневного пребывания в Центре социальной помощи семье и детям. Вопросы беседы даны в прил.3. В ходе опроса выяснилось, что все опрошенные воспитываются в многодетных семьях. На вопрос: «Каков состав твоей семьи»? все подростки указали на то, что в их семье не менее 3 детей. Чаще всего в данных семьях царит нервозность, отчужденность и грубость. Лишь двое ответили, что для их семьи характерна доброжелательная атмосфера, взаимоуважение и радостное настроение. На вопрос о том, проявляют ли родители интерес к делам детей и как часто они его проявляют, девять из респондентов ответили, что интересуются, время от времени. Лишь один подросток ответил, что интересуются постоянно. Поведение детей вызывает раздражение у близких, и оно проявляется в том, что они кричат на подростков и если сильно рассердятся, то могут ударить. Только двое из подростков сказали, что их ждут дома, а все остальные не торопятся домой, их там никто не ждет. На вопрос: «Если вы не спешите домой, то где проводишь время»? респонденты ответили, что гуляют на улице либо находятся в Центре социальной помощи семье и детям. Во всех семьях родители работают. Опрошенные редко проводят время дома вместе с родителями и если дома то, просто сидя в комнате и играя за компьютером, а, не общаясь с родителями. Почти все подростки, кроме двоих, ответили, что находясь дома, они постоянно испытывают чувство одиночества и хотели бы изменить в своей семье отношение к себе. На наш взгляд, такая ситуация в семье – это результат отношения родителей к детям и особенность современной семьи.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что неблагополучные семьи сталкиваются с множеством проблем: социально-экономическими, юридически-правовыми, социально-психологическими, социально-педагогическими, медико-социальными и нуждаются в помощи специалистов Центра социальной помощи семье и детям. В Центре неблагополучным семьям оказывается комплекс услуг, в зависимости от проблем, с которыми сталкивается каждая семья. Дети из таких семей тоже нуждаются в услугах специалистов, которые помогают им в решении проблем эмоционального характера, в гармонизации отношений с родителями, в решении проблем, связанных с девиацией в поведении, в нравственном становлении. С каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей и, следовательно, встает вопрос о совершенствовании деятельности данных Центров. В § 2.3. мы предлагаем методические рекомендации специалистам Центра социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска по совершенствованию работы с неблагополучными семьями.
2.3. Методические рекомендации специалистам по работе с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной
помощи семье и детям
Семья – это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. Проблемы в семье всегда являются для ребенка травмой и затрудняют процесс его полноценной социализации. В современном мире мы часто слышим понятие «профилактика». Социально – профилактическая работа с семьей – это воздействие специалистов на семью и ее членов с целью сохранения нормального уровня их жизнедеятельности, предотвращения возможных проблем и достижение желаемых результатов в социальном функционировании [53, с. 329].
Деятельность Центра социальной помощи семье и детям направлена на предупреждение детского и семейного неблагополучия, организацию сотрудничества с семьей, совместное решение проблем, а в целом на укрепление института семьи. Для совершенствования работы Центра социальной помощи семье и детям по профилактике семейного неблагополучия предлагается:
1) усовершенствовать организационную структура управления Центра за счет открытия новых отделений: 1 – отделения взаимопомощи, взаимоподдержки и сохранения семьи; 2 – отделения дальнейшего сопровождения неблагополучных семей; 3 – кризисного отделения помощи женщинам и несовершеннолетним матерям. Организационная структура управления Центра представлена на рис.11.;
2) усилить взаимодействие в деятельности социальных служб, реализуя индивидуальный и личностно-ориентированный подход в оказании социальной помощи и социальной поддержки неблагополучным семьям.
Задачами Центра социальной помощи семье и детям являются:
Направления деятельности учреждения:
– диагностическое – направлено на изучение личностной и эмоциональной сферы у несовершеннолетних, выявление причин деструктивного и девиантного поведения несовершеннолетнего и членов их семей;
– правозащитное – осуществление социальной защиты несовершеннолетних (их прав): направлено на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи; предусматривает противодействие разрушению его физического, психического, нравственного здоровья;
– профилактическое направление: в сотрудничестве с другими органами и учреждениями системы профилактики. Центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую помощь, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Осуществляет социальный патронаж семей. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях. Осуществляет целенаправленную работу по подготовке детей и подростков к семейной жизни;
– реабилитационное направление: осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, специалисты способствуют восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживают усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности;
– коррекционно-развивающее направление: на основе комплексной диагностики в Центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей - игры, труда, познания, общения.
Принципы работы с неблагополучными семьями:
– индивидуального подхода;
– принцип комплексного анализа, оценки условий жизнедеятельности клиента и выбора форм работы с ними;
– принцип целенаправленности и адресности;
– направленность на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности
к самопомощи;
– принцип профилактической направленности;
– принцип коммуникативности и гуманизма;
– принцип межведомственного подхода.
Рис.11. Организационная структура управления Центра
Социальная помощь, которую предлагает Центр социальной помощи семье и детям должна носить комплексный характер. Специалистам Центра следует при необходимости направлять нуждающихся к специалистам других социальных учреждений (по правовым вопросам, по вопросам начисления льгот, оздоровлению, обучению, трудоустройству и т.д.). В зависимости от сложившейся жизненной ситуации в семье, целесообразно поделить семьи на четыре группы и определить, какие отделения Центра, иные службы и специалисты должны взаимодействовать, оказывая неблагополучным семьям помощь (см. табл.3).
Таблица 3
Взаимодействие в деятельности социальных служб
Ситуация в семье (группы) |
Отделения Центра |
Совместная деятельность служб, специалистов |
1 |
2 |
3 |
1 группа. В семье (как у родителей так и детей) психическая зависимость от алкоголя и наркотиков; нежелание родителей работать; бродяжничество, попрошайничество |
Отделение приема граждан, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение дневного пребывания, отделение психолого-педагогической помощи, отделение взаимопомощи, взаимоподдержки и сохранения семьи, отделение дальнейшего сопровождения неблагополучных семей |
Социальные службы: ИПДН, КДНиЗП, ОВД, образовательные учреждения, наркологические диспансеры, центры занятости населения, органы опеки и попечительства, культурно-досуговые центры. Специалисты: по социальной работе, психологи, социальный педагог, врачи, инспектор по делам несовершеннолетних, юристы, сотрудники образовательных учреждений
|
2 группа. Семьи, в которых родители не могут справиться с поведением детей; у ребенка проблемы в школе |
Отделение приема граждан, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение дневного пребывания, отделение |
Социальные службы: образовательные учреждения, культурно-досуговые центры, ИПДН, КДНиЗП, ОВД. Специалисты: по социальной работе, психологи, социальные педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, юристы, Сотрудники образовательных учреждений |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
психолого-педагогической помощи |
||
3 группа. Семьи, в которых родители либо дети отбывают или отбыли наказание в местах лишения свободы |
Отделение приема граждан, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение дневного пребывания, отделение психолого-педагогической помощи, отделение взаимопомощи, взаимоподдержки и сохранения семьи, отделение дальнейшего сопровождения неблагополучных семей |
Социальные службы: ИПДН, КДНиЗП, ОВД, образовательные учреждения, центры занятости населения, органы опеки и попечительства, культурно - досуговые центры. Специалисты: по социальной работе, социальный педагог, психологи, юристы, врачи, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый
|
4 группа. Семьи, где присутствует жестокое обращение; сексуальная распущенность. |
Отделение приема граждан, отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделение психолого-педагогической помощи, отделение взаимопомощи, взаимоподдержки и сохранения семьи, кризисное отделение помощи женщинам и детям |
Социальные службы: учреждения здравоохранения (Центр охраны репродуктивного здоровья детей и подростков «Ювентус»), КДНиЗП, ИПДН, ОВД, КДНиЗП, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, благотворительные фонды (МГБОФ «Металлург»). Специалисты: по социальной работе, психологи, врачи, юристы, социальный педагог, сотрудники образовательных учреждений
|
Основным содержанием деятельности специалистов отделения взаимопомощи, взаимоподдержки и сохранения семьи являются: семейное консультирование; привлечение к социально-полезной деятельности семей, вышедших из категории неблагополучной семьи, с целью обмена опытом выхода из трудной жизненной ситуации, которую они смогли преодолеть; содействие неблагополучным семьям в проявлении инициативности и самостоятельности в решении своих проблем путем беседы, консультирования, наблюдения, убеждения, групповых тренингов и т.д.; воспитательная и профилактическая работа в школе среди учащихся (проведение внеклассных мероприятий посвященных ценностям семьи и семейным взаимоотношениям). Следует привлекать к проведению классных часов, как специалистов Центра, так и юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников образовательных учреждений.