Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:
открытии дополнительных отделений в Центре социальной помощи
семье и детям по работе с неблагополучными семьями;
осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными
семьями;
реализации личностно-ориентированного подхода в работе с
неблагополучными семьями.
Отделение дальнейшего сопровождения неблагополучных семей призвано осуществлять социальный патронаж семей, снятых с учета в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Патронаж осуществляется от 3 месяцев до одного года. Следует продлить осуществление социального патронажа на срок до 1,5-2 лет, т.к. большинство семей снятых с учета в отделении профилактики безнадзорности несовершеннолетних попадают в трудную жизненную ситуацию, как показывает практика, именно в этот период. Необходимо продолжить дальнейшее проведение консультирования семей в случае возникновения трудностей. Продолжительность обслуживания клиентов данного отделения следует регламентировать исключительно требованиями индивидуальных программ дальнейшего сопровождения неблагополучных семей.
Кризисное отделение помощи женщинам и несовершеннолетним матерям создано с целью оказания социальных услуг женщинам, подвергшимся психофизическому насилию и несовершеннолетним матерям. Основными направлениями деятельности отделения будут являться: социальный патронаж женщин, подвергшихся или испытывающих реальную угрозу быть подверженными в семье психическому, физическому или сексуальному насилию, организация их комплексной реабилитации, а также профилактика кризисных ситуаций; социальный патронаж несовершеннолетних матерей, организация их комплексной адаптации. Они нуждаются в психологической помощи и поддержке, юридической помощи по защите законных прав и интересов; в случае необходимости – предоставления возможности временного проживания при Центре социальной помощи семье и детям.
Таким образом, совершенствование деятельности Центра социальной помощи семье и детям основано на продолжение активной деятельности уже действующих отделений, а также на открытии трех новых отделений: отделения взаимопомощи, взаимоподдержки и сохранения семьи, отделения дальнейшего сопровождения неблагополучных семей, кризисного отделения помощи женщинам и несовершеннолетним матерям. Работа отделения взаимопомощи, взаимоподдержки и сохранения семьи предполагает, главным образом, активное подключение к работе в Центре семей, которые смогли преодолеть трудности и теперь готовы поделиться жизненным опытом с теми, кому необходима поддержка и помощь. А также проведение на базе общеобразовательных школ воспитательной работы (лекции, беседы, тренинги и т.д.) с учащимися младшего, среднего, старшего школьного возраста по проблемам семьи и семейных взаимоотношений. Отделение дальнейшего сопровождения неблагополучных семей создано для того, чтобы осуществлять патронаж семей снятых с учета в Центре, т.к. практика работы Центра показывает, что большая часть семей без соответствующего внимания и сопровождения специалистов легко становится вновь неблагополучной семьей. Кризисное отделение помощи женщинам и несовершеннолетним матерям предлагается открыть при Центре в связи с отсутствием в г. Магнитогорске Кризисного центра помощи женщинам – для оказания социальных услуг несовершеннолетним матерям, женщинам, подвергшимся или испытывающих угрозу быть подверженными психофизическому насилию, а также предоставление временного жилья и материальной помощи посредством привлечения средств из благотворительных фондов. Предпочтение следует отдавать таким методам работы, как: анализ документов, наблюдение, анкетирование, беседа, убеждение, групповые тренинги, семейная терапия, составление индивидуальных программ реабилитации и программ дальнейшего сопровождения.
Для осуществления продуктивной работы специалисты Центра социальной помощи семье и детям должны проявлять по отношению к клиентам уважение, коммуникабельность, гуманизм, справедливость, толерантность, искренность, доброжелательность. Социальная работа в итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения. Результатом работы специалистов Центра социальной помощи семье и детям должно быть формирование у членов неблагополучной семьи и семьи в целом таких социальных действий, умений и навыков, которые позволили бы им самостоятельно справиться с социальными проблемами.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
1. Особое место в ряду учреждений социального обслуживания семей и детей, призванных содействовать решению насущных проблем неблагополучных семей занимают территориальные центры помощи семье и детям. В своей работе нами была изучена деятельность следующих центров социальной помощи семье и детям: МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска; Территориальный центр помощи семье и детям г.Новомосковска Тульской области; ГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина» г. Тамбова. В данных центрах основную работу с неблагополучными семьями проводит отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
2. Проведенное нами исследование показало, что число неблагополучных семей, к сожалению, увеличивается и, увеличивается количество обращений к специалистам центра за услугами: социально-экономическими, юридически-правовыми, социально-педагогическими, социально-психологическими, медико-социальными.
Основные направления деятельности центра определяются проблемами неблагополучных семей. Для решения проблем неблагополучных семей специалисты используют различные методы и формы работы, стремясь индивидуально подойти к решению проблем каждой семьи.
3. Центры социальной помощи семье и детям создаются для социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность Центров нуждается в дальнейшем совершенствовании. Поэтому нами были разработаны методические рекомендации специалистам Центра социальной помощи семье и детям, которые позволят им осуществлять деятельность более продуктивно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из важнейших институтов любого общества является семья. Воздействие сложных жизненных ситуаций на семью затрагивает разные сферы ее жизнедеятельности и приводит к нарушению ее функций. Эти нарушения неизбежно влияют на благополучие членов семьи, не позволяют им удовлетворять свои потребности, вызывают состояние внутреннего напряжения и служат источником нервно-психических и поведенческих расстройств. Значимость ситуации для семьи в целом и каждого его члена, прежде всего, зависят от того, насколько далеко идущие неблагоприятные последствия она имеет. Кризис института семьи требует немедленных действий со стороны государства. Существующая в России система социальной поддержки семьи и детства реализуется через развернутую сеть социальных служб, учреждений и организаций, одними из которых являются Территориальные центры социальной помощи семье и детям.
В ходе исследовательской работы нами были раскрыты сущность понятий – «семья», «неблагополучная семья»; изучены характеристики неблагополучных семей; рассмотрена нормативно-правовая база в отношении неблагополучных семей; рассмотрены особенности деятельности специалистов с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Цель нашего исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям достигнута. Поставленные задачи решены. Гипотеза нашла свое подтверждение. Практическая значимость работы заключается в том, что нами в ходе выполнения ВКР было проведено исследование на базе МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска, где были выявлены основные проблемы неблагополучных семей, а также направления работы реализуемыми Центром в отношении данных семей и основные услуги, востребованные неблагополучными семьями. Разработаны методические рекомендации специалистам Центра социальной помощи семье и детям с указанием путей совершенствования работы с неблагополучными семьями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдонина,
Н.И. Отечественный и зарубежный
опыт социально-педагогической
2. Алексеева, Л.С. Семья и социальные риски / Л.С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. –2007. – №2. – С.21-29.
3. Алексеева, М. Год семьи: много слов, мало дела / М.Алексеева // Мир новостей. – 2011. – 1апр. – С. 7-9.
4. Алексеева, Л.С. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждений социальной сферы / Л.С.Алексеева // Отечественный журнал социальной работы. – 2011. – № 3. – С. 54-61.
5.Бабенкова, Н.П. Работа с «трудной семьей» / Н.П.Бабенкова // Работник социальной службы. – 2011. – № 2. – С. 8-12.
6. Беличева, С. А. Характеристика семей и детей группы риска / С. А. Беличева // Семья в современном обществе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2007. – С. 64-68.
7. Булгакова, Т.А. «Лесная жемчужина» - территория социальной реабилитации детей и семей / Т.А. Булгакова // Социальная работа. – 2010. – № 3. – С. 24-25.
8. Варжавинова, И.А. Организация социального патроната социально неблагополучных семей / И.А. Варжавинова // Социальное обслуживание. – 2010. – № 1. – С. 43-50.
9. Васильева, Е.Г. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей / Е.Г.Васильева // Интернет и образование. – 2010. –
№ 17.
10. Вознюк, Н. Формирование семейных ценностей и семейного благополучия – приоритетная задача территориальных центров «Семья» Самарской области / Н.Вознюк // Социальная педагогика. – 2008. – № 3. – С. 9-12.
11. Гехт, И.А.
Профилактика семейного
12. Гордеева, М.В. Современные подходы к решению проблем семейного и детского неблагополучия / М.В.Гордеева // Социальная работа. – 2009. – № 5. – С. 11-13.
13. Донцова М.А. Положение безнадзорных детей и подростков в Российской Федерации // Содержание социальной работы с безнадзорными детьми и подростками: экономический и научно-технический интернет-журнал. 2011.
14. Егорова,
Ю.Н. Содержание и организация
деятельности отделения
15. Зикратов, В. В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 41-50.
16. Зыбина, Г.В. Социальные технологии работы с семьями / Г.В. Зыбина // Социальная работа. – 2007. – С. 30-31.
17. Иванова, Н.П. Диагностика благополучия (неблагополучия) ребенка в семье / Н.П. Иванова, И.А.Бобылева, О.Б.Заводилкина // Социальная педагогика. – 2010. – № 4. – С. 27-36.
18. Иванова,
Н.П. Модель социально-
19. Иванова, Н.П. Неблагополучие семьи как причина трудной жизненной ситуации детей / Н.П.Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 2. – С.25-33.
20. Калашникова,
С. Муниципальная система раннего
выявления семейного
21. Кобзева, Н. А. Профилактика социально-психологических проблем детей в неблагополучных семьях / Н. А. Кобзева // Семья в современном обществе: Материалы Всерос. науч.-практ. Конф. – Магнитогорск, 2007. – С. 244-247.
22. Корчагина, Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска» социального сиротства / Ю.В.Корчагина // Отечественный журнал социальной работы. – № 4. – 2010. – С. 63-67.
23. Крылова, Т. Работа социального педагога с семьей группы риска / Т.Крылова, М.Струкова // Социальная педагогика. – 2009. – №2. – С.31-58.
24. Кубрякова, Е.В. Ранняя профилактика семейного неблагополучия / Е.В.Кубрякова // Социальная работа. – 2011. – № 6. – С.36-37.
25. Курносова, Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением / Л.И.Курносова // Работник социальной службы. – 2008. – № 5. – С.51-80.
26. Лебедев, С. В. Роль семейного неблагополучия в формировании девиантного поведения у детей / С. В. Лебедев //Семья в современном обществе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2007. – С. 117-120.
27. Левашкина,
Т.В. Социально-психолого-
28. Логинова,
М.В. Командная работа специалистов
по профессиональному
29. Лукащук, М.В. Опыт социального обслуживания семьи и детей в комплексном центре / М.В.Лукащук // Социальное обслуживание. – 2010. – № 6. – С. 59-65.
30. Манукян, Э. А. Центры семьи: о чем говорят цифры / Э. А. Манукян // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 2. – С.63-68.
31. Маркина, И.В. Неблагополучные семьи – какие они? / И.В.Маркина // Социальная работа. – 2009. – № 3. – С.21-24.
32. Матвеева, Е.С. Опыт работы центра социальной помощи семье и детям с семьями, находящимися в социально опасном положении / Е.С.Матвеева // Работник социальной службы. – 2010. – № 4. – С.42-50.
33. Месилина,
Е.М. Создание эффективной системы
повышения квалификации
34. Милая, А.В. От профилактики социального сиротства – к профилактике социального неблагополучия / А.В.Милая // Отечественный журнал социальной работы. – 2010. – № 2. – С. 77-86.
35. Мустаева Ф.А. Усиление помощи семье в воспитании детей как одно из направлений государственной семейной политики / Ф.А.Мустаева // Семья в современном обществе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Магнитогорск, 2007. – С. 275-280.
36. Назарова, С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями / С. Назарова // Социальная педагогика. – 2007. – № 1. – С. 25-31.
37. Олифренко, Л.Я. Профилактика социального сиротства: организация работы по раннему выявлению детей, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации / Л.Я.Олифренко // Социальная педагогика. – 2011. – № 4. – С. 25-59.