Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:
открытии дополнительных отделений в Центре социальной помощи
семье и детям по работе с неблагополучными семьями;
осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными
семьями;
реализации личностно-ориентированного подхода в работе с
неблагополучными семьями.
Как отмечает Ю.В.Корчагина, группа неблагополучных семей очень неоднородна. Факторы, вызывающие неблагополучие, имеют разную природу. В зависимости от причин, вызывающих семейные дисфункции, выделяют две категории семей, нуждающихся в различных видах помощи.
Во-первых, это семьи с объективно сложившейся трудной жизненной ситуацией, возникшей под влиянием условий, сложившихся в государстве и обществе, или связанной с этапом формирования (распада) семьи или другими тяжелыми обстоятельствами, препятствующими их функционированию и развитию. Это неполные или многодетные семьи; семьи, переживающие кризисы, связанные с травмирующими событиями (развод, внезапная болезнь), с изменением состава семьи; малообеспеченные семьи или семьи с плохими жилищными условиями; семьи с ребенком инвалидом или родителем инвалидом; семьи с несовершеннолетними матерями; опекунские семьи. Семьи «группы риска» в целом способны самостоятельно выполнять свои основные функции, однако трудности, существующие в таких семьях, нередко приводят к нарушениям взаимопонимания между родителями и ребенком, постепенно усугубляющимся и перерастающим в конфликт. Но при этом семьи продолжают ориентироваться на помощь в достижения согласия, поскольку эмоциональные связи в семье не разрушены.
Во-вторых, это семьи с асоциальным и антисоциальным поведением членов семьи – алкоголиков, наркоманов, правонарушителей, т.е. изначально девиантные семьи с деструктивными взаимоотношениями, в которых нередко на протяжении нескольких поколений наследуются модели нарушенного поведения. Это семьи, не справляющиеся с возложенными на них функциями; именно в таких семьях проявляются самые тяжелые формы неблагополучия [22, с. 67].
Исследования С.А. Беличевой показывают, что проблемы, в которые погружены неблагополучные семьи, условно можно классифицировать как социальные, правовые, медицинские, психологические и педагогические:
В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому их называют мультисложными или мультипроблемными семьями [6, с.64-65].
У неблагополучных семей существуют определенные стратегии поведения в социуме и типы реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации, которые проявляются на уровне решения их проблем при выстраивании отношений с общественными или государственными институтами:
1) психологическая готовность
при определенных
2) выжидание, растерянность,
пассивная реакция на любые
инициативы, превалирующая линия
поведения – выживание любой
ценой и, в основном, с опорой
на резервы семьи, к чему вынуждает
не стратегия преодоления
3) полная зависимость
и иждивенчество находят
4) категоричность, неверие
в возможность какой-либо
Таким образом, неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Причины вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы. У таких семей есть своя стратегия поведения в социуме и типы реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации. Неблагополучные семьи сталкиваются с целым рядом проблем и чаще всего не могут справиться самостоятельно с ними. Формирование системы профилактики семейного неблагополучия крайне необходимо для предотвращения дезадаптации детей из таких семей и преодоления негативных тенденций семейного неблагополучия. В настоящее время на государственном уровне приняты и реализуются документы, определяющие концепцию семейной политики государства, нацеленных на преобразование системы социального обеспечения семьи и детей. Подробнее основные нормативно-правовые документы, направленные на социальную поддержку и социальную защиту семьи и детства нами будут рассмотрены в § 1.2.
1.2. Нормативно-правовая
база работы с
В последнее время проблема роста числа неблагополучных семей и как следствие возникновение безнадзорности и беспризорности находится в центре внимания законодательных и исполнительных органов государственной власти. Существует противоречие между насущной потребностью государства и общества в благополучной семье и эффективных педагогических мерах профилактики неблагополучия в семье, отсутствием оптимальных технологий, нормативного и организационно-педагогического обеспечения деятельности этой системы [52, с.90].
А.В.Милая отмечает, что меры социальной политики в отношении неблагополучной семьи не меняются многие годы и это приводит к укреплению старой системы социальной защиты детей из неблагополучных семей, неэффективность которой давно признана как общественностью, так и многими российскими политиками [34, с.77]. Для доказательства выше сказанного мы решили проследить, как развивалась исторически нормативно-правовая база в отношении неблагополучных семей и детей в России.
Так, С.С.Фарафонова выделила три этапа реформирования государственной семейной политики в России.
Первый этап – (дореволюционный период – XII век нашей эры -1682 год), создание системы работы с безнадзорными детьми с преобладанием церковного начала в постоянно расширяющейся, но в целом бессистемной деятельности по призрению обездоленных детей. Важной характеристикой
данного этапа является широкое привлечение граждан к попечительской деятельности: воспитание детей-сирот в городских и крестьянских семьях, создание частных приютов гражданами и общественными организациями.
Второй этап – (советский период – 1917 - 1991 гг.), особенностями второго периода является развитие системы поддержки безнадзорных детей в России, нормативно-законодательное закрепление деятельности государственных органов в отношении безнадзорных, создание соответствующих органов и учреждений. Временным правительством проводится Всероссийское совещание по вопросам организации социальной помощи семье и детям, на котором встает вопрос о создании специального Министерства социальной помощи. В 1918г. Принимается Декрет СНК о комиссиях для несовершеннолетних, создается Совет защиты детей. В этом же году был принят Семейный кодекс РСФСР. Данным Кодексом только гражданский брак, зарегистрированный в Отделе записи актов гражданского состояния порождал права и обязанности супругов. С 1 января 1927 г. постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г. вступил в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР. Отличительными чертами данного кодекса были: установление единого брачного возраста для всех – с 18 лет, более подробное регулирование прав и обязанностей супругов, детей, родителей, подробная регламентация вопросов опеки и попечительства. В конце 1935 года было принято постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Государство жестко отслеживало судьбу детей, переданных на воспитание или усыновление. В этом смысле рассматриваемый этап, на наш взгляд, выгодно отличается от настоящего времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» были внесены изменения в семейное законодательство: брак расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения, усложнилась процедура развода.
В СССР почти 25 лет (1944 – 1969) проводилась политика общественного осуждения разводов. Развод мог повлечь за собой неприятности в служебной карьере, сведения о разводе публиковались в газетах, становились предметом общественного разбирательства. Еще более жестким было порицание внебрачных связей. Дети, родившиеся вне брака, фактически не имели равных прав с «законнорожденными» детьми. Мы считаем, что с одной стороны государство шло на крайние меры, с тем, чтобы сохранить семью и ее ответственность за детей, а с другой стороны, «незаконнорожденные дети» были фактически ограничены в своих правах.
В 1990 г. СССР ратифицировал Конвенцию ООН по правам ребенка и ряд других международных документов. Эти документы легли в основу первых указов и законодательных актов, нацеленных на преобразование системы социального обеспечения семей и детей.
С 1991 года начинается новый этап (современный) становления и развития отечественной системы работы с детьми и семьями, действующий по наше время. Первым документом, определяющим концепцию политики государства в отношении детей, стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации». Этим документом была задана установка на формирование нового механизма по разрешению проблемы выживания, защиты и развития детей в России. Прежде всего, изменения коснулись системы министерств и ведомств, в структуру которых предполагалось ввести подразделения или должности специалистов, занимающихся проблемами детства. Указ заложил основы развития системы государственных гарантий благосостояния семей с детьми, разработки новых технологий по оказанию помощи семьям и детям, формирования сети специализированных учреждений социального обслуживания семей и детей. Это был новый поворот в сфере социальной защиты, основанный на программно-целевом подходе решения долгосрочных задач по улучшению положения детей. Одной из приоритетных задач социальной политики в отношении детей была объявлена профилактика беспризорности, безнадзорности и сиротства. Основным документом, определившим вектор развития данного направления, стал Указ Президента РФ от 14.01.2000 №35 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В указе были представлены категории детей, на которых нацелена политика. К их числу отнесли беспризорных и безнадзорных детей, а также несовершеннолетних правонарушителей. В соответствии с данным указом решением проблем детей, нуждающихся в особой защите, была призвана заниматься межведомственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Элементами системы были определены не менее восьми ведомств, среди которых: комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, службы занятости населения. Указ декларировал развитие реабилитационного подхода к работе с безнадзорными и беспризорными детьми [51, c.105-112]. Было принято решение создать два типа учреждений, одни – для несовершеннолетних правонарушителей, другие – для беспризорных детей. Для этого существующие ранее в системе внутренних дел приемники-распределители реорганизовали в учреждения нового типа – центры временной изоляции для несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Правовое положение несовершеннолетних в России, а также органов, уполномоченных государством на их защиту, в последние годы стало еще более жестко регламентировано. Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов ст. 17 закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, заменяющих их) и право самостоятельно обращаться за помощью и поддержкой. Этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в органы опеки и попечительства [1, с. 178-180].
Базовые национальные задачи и способы комплексного решения проблем детей, нуждающихся в социальной защите, определила программа «Дети России», которая стала формироваться в России с 1993 года. В 1994 году ей был присвоен статус президентской. В данной Программе делался особый акцент на бедственном положении «брошенных родителями» социальных сирот. В качестве механизма, призванного решить данную проблему, было предложено, с одной стороны, создать комплекс наиболее благоприятных условий для успешной интеграции и адаптации детей, лишившихся родительского попечения, и профилактики сиротства – с другой. Однако, что такое профилактика сиротства и как ее реализовывать – эти вопросы оставались открытыми. Государством предлагалась только идея реформирования системы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков [34, с.77-81].
Правительство Российской Федерации в 1993 году приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Данный документ определил права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Ст.20 определила задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. Ст. 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей главной задачей провозгласила возможность всех детей определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. С 1994 г. государством было предложено три типа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: 1) центр для детей, оставшихся без попечения родителей; 2) центр для детей с различного рода социальной дезадаптацией; 3) социальный приют для беспризорных и безнадзорных детей. Постановление Правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации», окончательно завершил процесс реорганизации детских учреждений в структуре МВД. Результатом реформы стало образование двух типов учреждений: реабилитационные – для детей, нуждающихся в заботе, в системе социальной защиты населения, и пенитенциарные – для несовершеннолетних правонарушителей. В 1995 г. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации» утратил свою силу, так как был принят новый Указ от 14.05.96 № 712 « Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года». В отличие от предыдущего, он был основан не только на принципах международного права, но и Конституции РФ. В Указе было отмечено, что достижение цели по улучшению положения детей состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов их жизнеобеспечения. Среди основных задач социальной политики были выделены такие, как «укрепление правовой защиты детства, поддержка семьи, поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах». В 1995 году принципы социальной политики были закреплены в Семейном кодексе РФ, в основе которого лежат международные и российские документы, регламентирующие характер взаимодействия между семьей, государством и обществом, приоритетность семейного воспитания детей, меры социальной помощи семьям и детям, нуждающимся в поддержки. С 1998 года был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который юридически закрепил определение категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Данное ранее определение категории в Указе Президента РФ № 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положений детей в РФ до 2000 г.» было дополнено несколькими группами детей, например, «дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и которые могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи». В 1999 году с принятием Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», беспризорные, безнадзорные и несовершеннолетние правонарушители были выделены в отдельную категорию – «дети, находящиеся в социально-опасном положении». Закон определяет два типа таких детей: 1) дети, чьи родители уклоняются от воспитания и содержания своих детей и 2) несовершеннолетние правонарушители. Объединяет эти две группы детей то, что по российскому законодательству, детское неблагополучие и девиантное поведение являются следствием семейных проблем. В законе было раскрыто содержание социальной реабилитации – это меры помощи ребенку и его семье в преодолении трудной жизненной ситуации. Кроме этого, определены факторы системы профилактики. С 2006 года в социальной политики в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начинается новая волна реформ. Была разработана Федеральная программа «Дети России» на 2007-2010 гг., в рамках которой был сделан акцент не только на решение проблем детей-сирот, но и на решении проблем социального неблагополучия семей с детьми: «Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучных семей с детьми». В целях профилактики данных негативных социальных явлений была разработана подпрограмма «Дети и семья», в которой были прописаны мероприятия, которые, как указано в документе, позволят организовать эффективную систему работы по предупреждению данной проблемы [37, с.25-41].