Обобщение опыта работы Центров социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:
открытии дополнительных отделений в Центре социальной помощи
семье и детям по работе с неблагополучными семьями;
осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными
семьями;
реализации личностно-ориентированного подхода в работе с
неблагополучными семьями.

Файлы: 1 файл

ВКР изменен.docx

— 424.23 Кб (Скачать файл)

Основные положения государственной семейной политики Российской Федерации закреплены в Гражданском и Семейном кодексах, федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»,  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [34, с.85].

Таким образом, мы проанализировали нормативно-правовые документы, в которых отражены принципы Российской  социальной политики в отношении семьи и детей. На наш взгляд государство проводит активную семейную политику, направленную на профилактику и преодоление семейного неблагополучия. Однако существенным недостатком российского законодательства при оказании помощи семье и детям является отсутствие стимулирования неблагополучных семей к самостоятельному преодолению проблем, в первую очередь, материальных. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, отечественные нормативные документы общей целью государственной политики определяют стабилизацию положения семьи, детей, а также создание реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности. В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи, укрепление воспитания, образования и развития детей, правовая защита детства; обеспечение социальной поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Группа неблагополучных семей неоднородна; факторы, вызывающие семейное неблагополучие, имеют разную природу. Мы считаем целесообразным в следующем параграфе рассмотреть особенности деятельности специалистов Центра социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Особенности  деятельности специалистов

с неблагополучными семьями

в условиях Центра социальной помощи семье и детям

 

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей в России имеет государственная экономическая и социальная политика. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи (материальной, социально-психологической, социально-педагогической, юридической) семьям, имеющих детей:

1. Денежные  выплаты семье на детей и  в связи с рождением, содержанием  и социальным воспитанием детей.

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские  и другие льготы семьям с  детьми.

3. Бесплатные  выдачи семье и детям (детского  питания, лекарств, одежды и др.).

4. Социальное  обслуживание семей (оказание социально-педагогической, социально-психологической, юридической, консультативной помощи)

[1, с.178].

Так, А.В.Сазонтова выделила ряд принципов, которыми должен руководствоваться специалист по социальной работе, реализуя свою деятельность в отношении неблагополучных семей:

 –  принцип системности предполагает, что работа с семьей должна  носить не эпизодический, а длительный  характер с учетом взаимодействия  всех структур, работающих с данной  семьей;

– принцип объективности опирается на изучение закономерности развития семьи с учетом этнокультурных факторов, возраста семьи, ее педагогического опыта;

– принцип толерантности заключается в профессиональной сдержанности и отсутствии осуждения по отношению к расовым, религиозным, личностным особенностям семьи;

– принцип ресурсности предполагает, что реабилитация семьи проводится при готовности семьи к работе, мотивации семьи к изменениям, и при условии, что у семьи есть положительный потенциал;

– принцип безопасности заключается в обеспечении специалистом таких условий работы с семьей, которые могли способствовать эффективной реабилитации семьи. Задачей специалистов в данном случае будет создать доверительную атмосферу между семьей и специалистами учреждения;

– принцип равной ответственности говорит о том, что важно определить меру ответственности каждого субъекта: семьи и специалистов;

– принцип своевременного выявления неблагополучия семьи сводится к тому, что для качественной коррекционной работы необходимо своевременно выявлять потенциально неблагополучные семьи [44, с.45].

Опираясь на данные принципы, специалисты социальных служб ставят перед собой цель – помочь членам семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество. Деятельность специалиста по социальной работе с неблагополучными семьями, по мнению Е.Г.Васильевой, состоит из ряда последующих действий:

I этап: осуществляется изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

II этап: предполагает первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи;

III этап:  происходит знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;

IV этап: включает сотрудничество с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

V этап: включает изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;

VI этап: изучаются личностные особенности членов семьи;

VII этап: посвящен составлению карты семьи;

VIII этап: происходит координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних и т.д.);

IX этап: заключается в составлении программы работы с неблагополучной семьей;

Х этап: осуществляются контрольные посещения семьи (патронаж);

XI этап: составляются выводы о результатах работы с неблагополучной семьей [9].

Исходя из указанных этапов, выделяют три уровня социальной работы с неблагополучными семьями: диагностический, профилактический, реабилитационный.

 Диагностический: обязательными этапами диагностики являются:

1) сбор и анализ информации о семье. Основные методы сбора информации:

беседа (с соседями, родственниками, классными руководителями, инспекторами КДН), наблюдение, официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о

прописке семьи по месту жительства);

2) анализ информации: для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей семьи (внутрисемейные отношения);

3) постановка социального диагноза: целью постановки социального диагноза является определение круга проблем, которые испытывает семья, определение типа семьи, выбора подходов в работе с данной семьей. Определяются внутренние и внешние ресурсы семьи, ее потенциал, мотивация к изменениям.

 Профилактический: организация профилактической работы с семьей базируется на:

–  раннем выявлении семейного неблагополучия;

– положительного отношения специалиста по социальной работе с неблагополучной семьей;

– учёте социальных, психологических, функциональных характеристик семьи;

– реализации в работе посреднической деятельности, что означает объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций.

 Реабилитационный: работа с семьей с целью реабилитации предполагает:

1) консультирование. Это вид социальной работы, в ходе которого специалист помогает клиенту понять суть существующей проблемы и предложить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Осуществляется посредством таких методов: беседа (этот метод дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи и ее членов), наблюдение, убеждение, метод поддержки (специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение, сформулировать, что нужно изменить для улучшения положения в семье);                                           2)  социальный патронаж – это плотное взаимодействие с семьей с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями на протяжении периода от 3 месяцев до 1 года. В процессе осуществления социального патронажа отрабатывается методика выявления неблагополучных семей, практика решения их проблем и оказания адресной социально-психологической, медико-социальной, социально-экономической помощи);

3) семейную терапию – подразумевает заботу, попечение, уход и таким образом является разновидностью социально-психологической поддержки семьи, оказываемой специалистом, исключительно по ее желанию и на основе взаимной договоренности. При таком понимании  «работы» с  семьей ее главным методом и средством лечения становится создание особой доверительной формы взаимоотношений между специалистом и семьей.

Как один из методов используют групповые тренинги для родителей и детей с целью расширения коммуникативных возможностей и представления патронируемых [49, с. 46-47].

Содержание диагностической, реабилитационной и профилактической работы с конкретной семьей планируется и осуществляется исходя из основной проблемы семьи, что требует реализации в работе специалиста по социальной работе как индивидуального, так и личностно-ориентированного подхода. В настоящее время многие исследователи, в частности,  Б.Г. Бочарова, А.И. Ляшенко, В.А. Сластенин, Н.Б. Шмелева и др. разрабатывают модели показателей личностно-ориентированного подхода в профессионализации деятельности специалиста по социальной работе как объективного, так и субъективного характера. В частности, к объективным показателям у Н.Б. Шмелевой отнесены: соответствие человека требованиям профессии, его реальный вклад в социальную практику; решение и разрешение проблем клиента, семьи, оказание помощи в реабилитации различным категориям населения; наличие профессиональных знаний и умений, способствующих осуществлению посреднической миссии между личностью и государственными структурами и др. Среди субъективных показателей ею названы соответствие профессии требованиям личности, интересам, мотивам, склонностям, степени удовлетворения человека своей профессиональной деятельностью, устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально обусловленных качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Кроме того, этим же автором обозначены показатели, которые существенным образом способны оценить результат профессионализма личности: результативные, процессуальные, нормативно-этические, прогностические и др. Цель личностно – ориентированного подхода  в осуществлении социальной работы –  создание условий для полноценного развития следующих функций индивида: способность человека к выбору; умение анализировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа «Я»; ответственность (в соответствии с формулировкой « Я отвечаю за всё»); автономность личности. В.А. Сластёнин дает такую характеристику: «Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человека открывается значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент [61].

Первые представления об индивидуальном подходе к осуществлению социальной работы мы находим  в работах М.Ричмонд («Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», 1899 г.). М.Ричмонд пишет, что социальная работа – это «искусство помощи», «искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка». Ею были впервые обобщены подходы к осуществлению индивидуальной работы, которые состояли из следующих основных этапов: получение информации, диагноз, прогноз, лечение (оказание помощи клиенту). В индивидуальной работе с клиентом, по мнению М.Ричмонд, следует сочетать методы моральных убеждений с методами воздействия и социально-психологического взаимодействия [62]. Как показывает практика социальной работы, в результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. При работе с клиентом специалист анализирует трудную жизненную ситуацию и пытается совместно с ним выявить варианты решения проблемы и возможность реализовать наиболее оптимальный сценарий, оценивая в процессе деятельности достигаемые результаты. Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умения и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что выделяют три уровня социальной работы с неблагополучными семьями: диагностический, профилактический, реабилитационный. Реализуя свою деятельность по работе с неблагополучными семьями, специалисты по социальной работе, оказывая индивидуальную помощь семье, руководствуются  рядом принципов, позволяющих им в полном объеме осуществить действенную помощь клиентам. В системе учреждений социального обслуживания, призванных решать сложные по характеру и комплексные по содержанию проблемы неблагополучных семей особое место занимают Центры социальной помощи семье и детям. В § 2.1 мы рассмотрим особенности социальной работы с неблагополучными семьями, опираясь на опыт Центров социальной помощи семье и детям действующих в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

 

1.  Сегодня в науке и практике у понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в литературе, употребляются синонимы данного понятия. Неблагополучные семьи условно делят на две большие группы: с открытой и закрытой формой неблагополучия.

Информация о работе Обобщение опыта работы Центров социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями