Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:
открытии дополнительных отделений в Центре социальной помощи
семье и детям по работе с неблагополучными семьями;
осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными
семьями;
реализации личностно-ориентированного подхода в работе с
неблагополучными семьями.
Основные положения государственной семейной политики Российской Федерации закреплены в Гражданском и Семейном кодексах, федеральных законах «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве», «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [34, с.85].
Таким образом, мы проанализировали нормативно-правовые документы, в которых отражены принципы Российской социальной политики в отношении семьи и детей. На наш взгляд государство проводит активную семейную политику, направленную на профилактику и преодоление семейного неблагополучия. Однако существенным недостатком российского законодательства при оказании помощи семье и детям является отсутствие стимулирования неблагополучных семей к самостоятельному преодолению проблем, в первую очередь, материальных. В соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, отечественные нормативные документы общей целью государственной политики определяют стабилизацию положения семьи, детей, а также создание реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности. В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи, укрепление воспитания, образования и развития детей, правовая защита детства; обеспечение социальной поддержки семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Группа неблагополучных семей неоднородна; факторы, вызывающие семейное неблагополучие, имеют разную природу. Мы считаем целесообразным в следующем параграфе рассмотреть особенности деятельности специалистов Центра социальной помощи семье и детям с неблагополучными семьями.
1.3.Особенности деятельности специалистов
с неблагополучными семьями
в условиях Центра социальной помощи семье и детям
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей в России имеет государственная экономическая и социальная политика. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи (материальной, социально-психологической, социально-педагогической, юридической) семьям, имеющих детей:
1. Денежные
выплаты семье на детей и
в связи с рождением, содержанием
и социальным воспитанием
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми.
3. Бесплатные выдачи семье и детям (детского питания, лекарств, одежды и др.).
4. Социальное
обслуживание семей (оказание социально-
[1, с.178].
Так, А.В.Сазонтова выделила ряд принципов, которыми должен руководствоваться специалист по социальной работе, реализуя свою деятельность в отношении неблагополучных семей:
–
принцип системности
– принцип объективности опирается на изучение закономерности развития семьи с учетом этнокультурных факторов, возраста семьи, ее педагогического опыта;
– принцип толерантности заключается в профессиональной сдержанности и отсутствии осуждения по отношению к расовым, религиозным, личностным особенностям семьи;
– принцип ресурсности предполагает, что реабилитация семьи проводится при готовности семьи к работе, мотивации семьи к изменениям, и при условии, что у семьи есть положительный потенциал;
– принцип безопасности заключается в обеспечении специалистом таких условий работы с семьей, которые могли способствовать эффективной реабилитации семьи. Задачей специалистов в данном случае будет создать доверительную атмосферу между семьей и специалистами учреждения;
– принцип равной ответственности говорит о том, что важно определить меру ответственности каждого субъекта: семьи и специалистов;
– принцип своевременного выявления неблагополучия семьи сводится к тому, что для качественной коррекционной работы необходимо своевременно выявлять потенциально неблагополучные семьи [44, с.45].
Опираясь на данные принципы, специалисты социальных служб ставят перед собой цель – помочь членам семьи (вне зависимости от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической и других методов социальной работы. Критерием эффективности принято считать степень реабилитации члена семьи, т.е. восстановление его прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение его в общество. Деятельность специалиста по социальной работе с неблагополучными семьями, по мнению Е.Г.Васильевой, состоит из ряда последующих действий:
I этап: осуществляется изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
II этап: предполагает первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи;
III этап: происходит знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;
IV этап: включает сотрудничество с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
V этап: включает изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
VI этап: изучаются личностные особенности членов семьи;
VII этап: посвящен составлению карты семьи;
VIII этап: происходит координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних и т.д.);
IX этап: заключается в составлении программы работы с неблагополучной семьей;
Х этап: осуществляются контрольные посещения семьи (патронаж);
XI этап: составляются выводы о результатах работы с неблагополучной семьей [9].
Исходя из указанных этапов, выделяют три уровня социальной работы с неблагополучными семьями: диагностический, профилактический, реабилитационный.
Диагностический: обязательными этапами диагностики являются:
1) сбор и анализ информации о семье. Основные методы сбора информации:
беседа (с соседями, родственниками, классными руководителями, инспекторами КДН), наблюдение, официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о
прописке семьи по месту жительства);
2) анализ информации: для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей семьи (внутрисемейные отношения);
3) постановка социального диагноза: целью постановки социального диагноза является определение круга проблем, которые испытывает семья, определение типа семьи, выбора подходов в работе с данной семьей. Определяются внутренние и внешние ресурсы семьи, ее потенциал, мотивация к изменениям.
Профилактический: организация профилактической работы с семьей базируется на:
– раннем выявлении семейного неблагополучия;
– положительного отношения специалиста по социальной работе с неблагополучной семьей;
– учёте социальных, психологических, функциональных характеристик семьи;
– реализации в работе посреднической деятельности, что означает объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций.
Реабилитационный: работа с семьей с целью реабилитации предполагает:
1) консультирование. Это вид
социальной работы, в ходе которого специалист
помогает клиенту понять суть существующей
проблемы и предложить различные варианты,
которые могут быть использованы для ее
решения. Осуществляется посредством
таких методов: беседа (этот метод дает
возможность специалисту выяснить трудности
данной семьи и ее членов), наблюдение,
убеждение, метод поддержки (специалист
помогает клиенту проанализировать свое
состояние, свое положение, сформулировать,
что нужно изменить для улучшения положения
в семье);
3) семейную терапию – подразумевает заботу, попечение, уход и таким образом является разновидностью социально-психологической поддержки семьи, оказываемой специалистом, исключительно по ее желанию и на основе взаимной договоренности. При таком понимании «работы» с семьей ее главным методом и средством лечения становится создание особой доверительной формы взаимоотношений между специалистом и семьей.
Как один из методов используют групповые тренинги для родителей и детей с целью расширения коммуникативных возможностей и представления патронируемых [49, с. 46-47].
Содержание
диагностической, реабилитационной и
профилактической работы с конкретной
семьей планируется и осуществляется
исходя из основной проблемы семьи, что
требует реализации в работе специалиста
по социальной работе как индивидуального,
так и личностно-ориентированного подхода.
В настоящее время многие исследователи,
в частности, Б.Г. Бочарова, А.И. Ляшенко,
В.А. Сластенин, Н.Б. Шмелева и др. разрабатывают
модели показателей личностно-ориентированного
подхода в профессионализации деятельности
специалиста по социальной работе как
объективного, так и субъективного характера.
В частности, к объективным показателям
у Н.Б. Шмелевой отнесены: соответствие
человека требованиям профессии, его реальный
вклад в социальную практику; решение
и разрешение проблем клиента, семьи, оказание
помощи в реабилитации различным категориям
населения; наличие профессиональных
знаний и умений, способствующих осуществлению
посреднической миссии между личностью
и государственными структурами и др.
Среди субъективных показателей ею названы
соответствие профессии требованиям личности,
интересам, мотивам, склонностям, степени
удовлетворения человека своей профессиональной
деятельностью, устойчивая профессионально-
Первые представления об индивидуальном подходе к осуществлению социальной работы мы находим в работах М.Ричмонд («Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», 1899 г.). М.Ричмонд пишет, что социальная работа – это «искусство помощи», «искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка». Ею были впервые обобщены подходы к осуществлению индивидуальной работы, которые состояли из следующих основных этапов: получение информации, диагноз, прогноз, лечение (оказание помощи клиенту). В индивидуальной работе с клиентом, по мнению М.Ричмонд, следует сочетать методы моральных убеждений с методами воздействия и социально-психологического взаимодействия [62]. Как показывает практика социальной работы, в результате возникновения трудной жизненной ситуации в жизнедеятельности индивида обнаруживаются деформации, появившиеся на основе социальных, психологических и физических травм. В этом случае люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от факта обращения в социальные службы, становятся объектами социальной работы: инвалиды, пенсионеры, лица с девиантным поведением, неполные семьи и т.д. При работе с клиентом специалист анализирует трудную жизненную ситуацию и пытается совместно с ним выявить варианты решения проблемы и возможность реализовать наиболее оптимальный сценарий, оценивая в процессе деятельности достигаемые результаты. Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умения и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.
Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что выделяют три уровня социальной работы с неблагополучными семьями: диагностический, профилактический, реабилитационный. Реализуя свою деятельность по работе с неблагополучными семьями, специалисты по социальной работе, оказывая индивидуальную помощь семье, руководствуются рядом принципов, позволяющих им в полном объеме осуществить действенную помощь клиентам. В системе учреждений социального обслуживания, призванных решать сложные по характеру и комплексные по содержанию проблемы неблагополучных семей особое место занимают Центры социальной помощи семье и детям. В § 2.1 мы рассмотрим особенности социальной работы с неблагополучными семьями, опираясь на опыт Центров социальной помощи семье и детям действующих в России.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
1. Сегодня в науке и практике у понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в литературе, употребляются синонимы данного понятия. Неблагополучные семьи условно делят на две большие группы: с открытой и закрытой формой неблагополучия.