Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 12:07, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать пути совершенствования социальной работы с неблагополучными семьями в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза: деятельность Центра социальной помощи семье и детям будет более продуктивной при:
открытии дополнительных отделений в Центре социальной помощи
семье и детям по работе с неблагополучными семьями;
осуществлении индивидуального подхода в работе с неблагополучными
семьями;
реализации личностно-ориентированного подхода в работе с
неблагополучными семьями.
38. Олифренко, Л.Я. Профессинальные компетенции специалистов органов опеки и попечительства / Л.Я.Олифренко, Т.Шульга / Социальная педагогика. – 2009. – № 4. – С.69-82.
39. Палькина, Л.Ф. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации / Л.Ф.Палькина, И.А.Маркина // Социальная работа. – 2007. – № 6.–С.14-15.
40. Панов, А.М. Концептуальные и научно-методические основы деятельности центров социальной помощи семье и детям / А.М.Панов // Социальное обслуживание. – 2006. – № 2. – С.14-36.
41. Панов, А.М. Организационные основы деятельности центров социальной помощи семье и детям/ А.М.Панов // Социальное обслуживание. – 2006. –
№ 3. – С. 28-49.
42. Прохорова, С.А. Новые подходы к работе с семьями, находящимися в группе риска и социально опасном положении / С.А.Прохорова // Работник социальной службы. – 2009. – № 6. – С. 50-59.
43. Романенко, Н.М. Особенности работы специалиста социальной сферы с семьей «группы риска» / Н.М.Романенко // Ученые записки Российского государственного социального университета. – № 11. – 2010. – С. 29-31.
44. Сазонтова, А. В. Социальная технология реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально-опасном положении / А. В. Сазонтова // Работник социальной службы. – 2010. – № 1. – С. 44-49.
45. Саленко, Н. О. Работа с родителями из семей группы риска – важное направление деятельности органов социальной защиты населения / Н. О. Саленко // Работник социальной службы. – 2009. – № 2. – С. 7-13.
46. Степанова О.П. Нарушение жизнедеятельности семьи / О.П.Степанова // Семья в современном обществе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.-Магнитогорск, 2007. – С. 173-176.
47. Топчий, Л.В.
К вопросу о методологии
48. Топчий, Л.В. Место и роль социального обслуживания в обеспечении благополучия семьи / Л.В.Топчий // Социальное обслуживание. – 2010. –
№ 11. – С. 50-54.
49. Топчий, Л.В. Использование средств социальной квалиметрии при оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семей и детей / Л.В.Топчий // Социальное обслуживание. – 2009. – № 2. – С. 46-73.
50. Тюмавин,
Н.Г. Современные технологии
51. Фарафонова
С.С. Межведомственное
52. Фарафонова, С.С. Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса / С.С. Фарафонова // Отечественный журнал социальной работы. – № 1. – 2011. – С. 90-98.
53. Цинченко,
Г.М. Основные напрвления социально-
54. Шелепин, В. О проблемах социальной поддержки семьи / В. Шелепин // Вопросы социального обеспечения. – 2010. – № 17. – С. 9-10.
55. Шогенов, М.З. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения. – URL: http://www.disszakaz.com Дата обращения 1.05.2012.
56. Шулковская, Е.Д. Опыт работы центра социальной помощи семье и детям / Е.Д.Шулковская // Социальное обслуживание. – 2005. – № 4. – С.52-58.
57. http://www.magnitog.ru/
58. http://ozhegov-online.ru/
59. http://www.novrosen.ru/Russia/
60. http:// psychologia.narod.ru
61. http://nsportal.ru
62. http://bukvovorot.ru/meygen/
Приложение 1
Изучение специфики работы Центра с неблагополучными семьями
Анкета
Уважаемые специалисты, просим Вас ответить
на вопросы анкеты, которая проводится
с целью изучения особенностей социальной
работы с неблагополучными семьями. Ваше
мнение окажет неоценимую помощь в научном
анализе.
Ответить на вопросы анкеты просто: нужно обвести кружочком номер подходящего ответа или вписать его самим. Исследование анонимно, его результаты будут использованы в обобщенном виде. Заранее благодарим за участие и помощь в проведении исследования!
1. С какими категориями семей
Вы работаете?_________________
2. С какими проблемами чаще всего к вам обращаются семьи:
а) социально-экономическими (отсутствие или утрата жилья, проблемы трудоустройства и т.д.);
б) социально-педагогическими (адаптация в новой социальной среде, воспитание детей и т.д.);
в) социально-психологическими (проблемы взаимоотношений в семье, депрессивные состояния, потеря жизненных ориентиров);
г) медико-социальными (инвалидность, либо хронические заболевания детей, родителей и др.членов семьи);
д) юридически-правовыми (получение паспорта и других документов и т.д.);
е)другими_____________________
3. С какими проблемами Вам, как
работникам центра, приходится сталкиваться,
осуществляя профессиональные
а) не организовано рабочее место;
б) недостаток транспортных средств;
в) незащищенность при патронаже социально-
неблагополучных семей;
г) нежелание родителей идти на контакт;
д) нежелание других учреждений сотрудничать для совместного решения проблем семьи;
е) низкая мотивация родителей к изменениям в их жизни;
4. Какие направления
а) социально-экономическое (материальная,
натуральная помощь);
б) социально-психологическое (организация работы
психолога с членами семьи);
в) социально-правовое (информирование родителей и
детей об их законных правах);
г) социально-педагогическое (контроль за
выполнением родительских функций);
д) социально-медицинское (содействие в избавлении
от алкогольной, наркотической зависимости);
е) другие________________________
5. Какие методы и формы вы используете, работая с неблагополучными семьями?
а) консультирование;
б) тренинги;
в) беседа;
г) анкетирование родителей и детей;
д) составление социально-психологического паспорта
семьи (микрорайона);
е) другие________________________
6. Наиболее эффективны при
а) патронаж;
б) групповой тренинг;
в) консультирование по телефону;
г) другое_____________________
7. Какие причины, по Вашему мнению, способствуют увеличению числа неблагополучных семей?
а) педагогическая несостоятельность родителей;
б) сверхзанятость родителей;
в) падение жизненного уровня (утрата жилья, потеря
работы);
г) постоянные переезды (проблема адаптации);
д) отсутствие в семье благоприятной эмоциональной
атмосферы;
е) асоциальное поведение родителей;
ж) другое________________________
8. В процессе работы удается
ли вывести неблагополучные семьи
из данных категорий (если удается,
то благодаря чему)? ______________________________
9. Укажите причины, по которым семьи не стремятся обращаться за помощью в Центр социальной помощи семье и детям?
а) неверие в возможность какой-либо поддержки со стороны государства;
б) удаленность центра от места жительства;
в) пассивность и безынициативность родителей;
г) иждивенчество;
д) боязнь последствий лишение родительских прав;
е) гражданская безграмотность;
д) другое________________________
В заключение прошу Вас сообщить о себе:
10. Ваш пол:
1) Мужской
2) Женский
11. Ваш возраст:
1) 20-25;
2) 25-30;
3) 30-45;
4) 45-60.
12. Стаж работы в центре:_________
13. Ваша должность:_______________
Спасибо за участие!
Ранжирование услуг, оказываемых неблагополучным семьям Центром социальной помощи семье и детям
Отвечая на вопросы с 1-6, поставьте напротив каждого варианта ответа цифру от 1 до 4 (1 – это самые наиболее значимые), по степени выраженности оказываемых услуг вашим Центром.
1. Какие социально-экономические услуги являются наиболее значимыми в решении проблем неблагополучных семей?
а) оказание срочной материальной помощи;
б) предоставление натуральной помощи;
в) содействие в оформлении субсидий, детского пособия;
г) помощь в получении бесплатных проездных билетов.
2.
Какие социально-правовые
а) информирование семьи и детей об их законных
правах;
б) организация юридических консультаций;
в) помощь в восстановление, написание и оформление
документов;
г) социально-правовой патронаж.
3.
Какие социально-
а) социальный патронаж неблагополучных семей;
б) составление индивидуальных коррекционных
программ для семей;
в) организация коррекционно-развивающих групп для
несовершеннолетних;
г) расширение круга общения детей и включение их в
среду
здоровых сверстников и
4.
Какие социально-
а) семейное психологическое консультирование;
б) участие в семейных мероприятиях;
в) посещение стационарных учреждений
здравоохранения;
г) экстренная психологическая помощь по телефону
доверия.
5.
Какие социально-
а) оказание содействия в семейном воспитании детей;
б) организация досуга детей;
в) обучение родителей организации учебной и игровой
деятельности детей;
г) контроль посещаемости занятий в школе.
6. Кроме вышеперечисленных видов услуг, какие являются дополнительными и наиболее значимыми в решении проблем неблагополучных семей?
а) содействие в трудоустройстве родителей, подростков;
б) организация
санаторно-курортного лечения
в) межведомственная работа (социальный патронаж;
ходатайства и запросы в учреждения; содействие в
оформление опеки);
г) организация
культурно-досуговых
Приложение 3
Изучение проблем подростков из неблагополучных семей
Беседа
1. Каков состав твоей семьи?
2. В твоей семье чаще всего царит?
3. Кто из
твоих близких чаще всего
твоими делами, проблемами, успехами?
4. Как часто они проявляют интерес?
5. Вызывает ли твое поведение раздражение у твоих
близких?
6. В чем проявляется раздражение?
7. После школы ты спешишь домой, тебя там ждут?
8. Если ты не спешишь домой, то где проводишь
время?
9. Работают ли твои родители?
10. Как часто
ты проводишь время с
11. Если ты совсем не бываешь дома с родителями, то
по какой причине?