Основные функции социально-экономических институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:38, реферат

Описание работы

Понятие и признаки социального института, его структура и виды. Основная цель социальных институтов и их функции. Четыре основные группы институтов. Деятельность и функции экономики как социального института.

Содержание работы

1. Социальные институты. Определение, функции, классификация
2. Экономика как социальный институт
3. Деятельность и функции экономики как социального института
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Институциональная экономика.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

По внутренней структуре:

  • простые - выполнение функций которых не требует системного деления
  • сложные - сложные социальные системы с внутренней структурой, элементами которой выступают другие социальные институты

По сфере деятельности:

  • политические (государство, парламент, партии)
  • экономические (промышленность, сельское хозяйство, торговля, банки)
  • социально-культурные (наука, образование, искусство)
  • нормативные (право, суд)
  • семейные (семья, брак)
  • религиозные (религия, церковь, секта)

В целом функционирование любого социального института направлено на удовлетворение той или иной социальной потребности. В случае, когда потребность исчезает, соответствующий социальный институт становится бессмысленным и может тормозить общественное развитие, и в конечном итоге он прекращает свое существование.

Сложность социальной системы и многообразие общественных потребностей определяет Разнообразие Видов Социальных институтов.

Г. Спенсер, стоявший у истоков социологической науки, выделил шесть основных видов  социальных институтов.

Домашние институты, по мнению Спенсера, характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные межиндивидуальными отношениями. Основными институтами этой группы являются семья, брак, воспитание.

Обрядовые институты регулируют поведение людей через установленные в качестве принятых большинством населения обряды, обычаи и так далее. К обрядовым институтам относятся свадьбы, народные празднества.

Главной функцией политических институтов является установление и регулирование политических и правовых отношений между людьми, их группами и классами. В числе политических институтов основными являются государство, армия, право и др.

Церковные институты обеспечивают объединение разрозненных людей в общество.

Профессиональные институты, важнейшими среди которых являются профсоюзы, объединяют людей, занятых одной профессиональной деятельностью, а также обеспечивают защиту их интересов.

Промышленные институты, функцией которых является обеспечение функционирования производственной структуры общества и регулирование трудовых отношений между участниками производства.

Современные исследователи  предлагают выделять несколько иные виды социальных институтов. В структуре  современного общества наибольшее значение имеют семейно-брачные институты, экономические, политические, религиозные, институты образования, культуры и науки.

Всю совокупность существующих социальных институтов можно  подразделить также на формальные, чья деятельность основана на строгих предписаниях, и неформальные, функционирование которых не является жестко регламентированным.

Различные сферы  общественной жизни регулируются особыми  социальными институтами.

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Социальный институт в социологической интерпретации  рассматривается как исторически  сложившиеся, устойчивые формы организации  совместной деятельности людей; в более  узком смысле - это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями - связями, возникающими между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые - появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности — церковью, потребности в познании окружающего мира — наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность — удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление  товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального  образования. Оно включает в себя:

  • преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
  • нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
  • сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
  • здания, аудитории, учебные пособия;
  • миссию — удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно  выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, собственностьрынокторговлязаработная платабанковская система, биржа, менеджментмаркетинг и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным  списком. Институты многочисленны  и разнообразны по своим формам и  проявлениям. Крупные институты  могут включать в себя институты  более низкого уровня. Например, институт образования включает в  себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд - институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья - институты материнства, усыновления и т.д.

Основные  социальные институты

К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

Семья важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Церковь - религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Государство при помощи права регулирует поведение людей и социальных групп, закрепляя определенные отношения в качестве обязательных. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

Все рассмотренные  выше элементы социальных институтов освещены с точки зрения именно социальных институтов, но возможны и другие подходы  к ним. Например, наука может быть рассмотрена не только как социальный институт, но и как особая форма  познавательной деятельности или как система знаний; семья — это не только институт, но и малая социальная группа.

Виды  социальных институтов

Деятельность социального института определяется:

  • во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
  • во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
  • в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Важнейшими социальными  институтами являются:

  • государство и семья;
  • экономика и политика;
  • производство;
  • культура и наука;
  • воспитание;
  • СМИ и общественное мнение;
  • право и образование.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

  • реляционные;
  • регулятивные.

Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

Информация о работе Основные функции социально-экономических институтов