— выравнивание
социокультурного развития территорий,
региона, обмен культурной продукцией
между территориями, регионом и
центром;
— государственная
поддержка культурной самобытности
регионов, широкого доступа всех
социальных групп к культурным
ценностям;
— установление
налоговых льгот социокультурным
учреждениям, материальная поддержка
культуры средствами предпринимательской
деятельности, бюджетных и внебюджетных
источников, фондов и ассоциаций,
меценатов, спонсоров, юридических
лиц
6. Принципы формирования
инновационных моделей управления
социокультурной деятельностью.
Стереотипы
административно-командных отношений
в системе управления социокультурной
деятельностью, которые якобы
в рыночных условиях изжиты, продолжают
существовать не только на
бумаге, в нормативных документах,
они живы в реальном общении
людей и продолжают воспроизводиться.
Новый статус
органов и учреждений
Социокультурная
деятельность в своём развитии
вступила в этап смены основных
парадигм, принципов деятельности
и управления, в этап расширения
горизонта организационных и
финансовых отношений органов
управления и учреждений культуры
с населением, организациями, учреждениями
и предприятиями на местах.
Отделы культуры,
учреждения культуры все решительнее
обретают новый статус, становясь
центрами формирования общественных
культурных инициатив, объединяя
вокруг себя как учреждения
культуры разных ведомств, так
и социальные институты, общественность,
на основе договорных партнерских
отношении, конструктивного диалога,
новых деловых связей Органы
и учреждения культуры все
дальше отходят в своей деятельности
от узкоотраслевых принципов
и рамок.
Динамичность
общественного развития, социальных
и культурных процессов ставит
социокультурные институты в
ситуацию быстрого реагирования
на ситуации, в которых возникает
потребность формирования временных
коллективов, необходимых для
выполнения тех или иных социокультурных
программ и проектов, способных
быстро реализовать сложные социокультурные
технологии.
Но, определяя
приоритеты в развитии социокультурной
сферы, а особенно модель системы
управления, следует внимательно
отнестись к накопленному опыту
разработки и реализации организационно-управленческих
технологий.
При формировании
современной модели управления
следует учитывать как минимум
три важнейших фактора:
Децентрализация
управления предоставила государственным
и частным учреждениям культуры
федерального, регионального и муниципального
уровней право на свободу в
определении содержания социокультурной
деятельности. Оно подкреплено самостоятельностью
в формировании и расходовании
областных и муниципальных бюджетов,
свободой предпринимательской, коммерческой
деятельности.
Отсутствие
программных разработок, обосновывающих
цели деятельности и средства
их достижения, ясных представлений
о конкретных задачах и об
этапах их решения, о финансовых,
материальных и кадровых ресурсах,
оборачивается рассогласованностью
их действий, распылением сил
и средств, неэффективностью деятельности.
Выход из
этого положения возможен при
условии четкого определения
перспектив социокультурного развития
региона, постановки ясных целей
и приоритетных задач, адресного
осуществления социокультурной
деятельности, создания организационно-управленческого
механизма регулирования этой
деятельностью.
Реорганизация
системы управления социокультурной
деятельностью и разработка инновационной
модели управления будет эффективной
при условии: — соответствия
их глубины социально-экономическим
реформам и рыночным отношениям,
правовой и финансовой самостоятельности
всех субъектов деятельности, демократическим
свободам, творческой независимости
личности;
— соответствие
модели управления реальным условиям
и сложившейся ситуации в социокулътурной
сфере (социокультурное своеобразие
региона, уровень развитости культурного
потенциала населения, уровень
готовности субъектов культуры
реализации новаций, ресурсный
потенциал, кадровая обеспеченность
и т.д.):
— осознание
работниками социокультурной сферы
всех уровней объективного сформировавшейся
парадигмы — модель управления
социокулътурной деятельностью
разрабатывается не верхними
звеньями управления, а нижними
с участием тех субъектов, чьи
интересы затрагивают управленческие
преобразования.
Важнейшим
звеном инновационной (оптимальной)
модели управления являются субъекты
культурной деятельности.
Субъект
деятельности как субъект
управления
Субъектами
социокультурной деятельности —
выступают лица, проживающие в
регионе, способные своей инициативой
и самостоятельностью объединить
вокруг себя людей и направить
их усилия на решение конкретных
программ сохранения исторической
и культурной среды, памятников
истории и культуры, работы с
детьми и подростками в жилом
секторе, экологии культуры и
других акций и проектов социально-культурного
значения.
Наиболее
продвинутая часть субъектов
культурной деятельности способна
выступать в более сложном
статусе — как субъекты культурной
политики.
Таким образом,
управление социокулътурной сферой
представляет собой деятельность
одних людей по управлению
деятельностью других людей, о
чем говорилось в предыдущих
параграфах. Такая модель управления
в социокультурной сфере характеризует
принципиально новое качество
управления, которое свойственно
только данной сфере.
Социокультурная
сфера в регионах сегодня нуждается
в создании надежной базы для
реализации механизмов саморазвития
и утверждения такой управленческой
модели, которая обеспечивала бы
существенные изменения соотношения
государственной и местной (как
муниципальной, так и негосударственной)
инициативы при решении актуальных
региональных проблем.
Изменения
такого рода говорят о существенном
расширении состава активных
и самостоятельных субъектов
культурной деятельности и культурной
политики, к которым можно отнести
руководителей творческих союзов
и ассоциаций, общественных фондов
и самодеятельных объединений,
религиозные и национально-культурные
общества, физические юридические
лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью в сфере культуры.
Широкий
круг субъектов культурной деятельности
и субъектов культурной политики
позволяет максимально расширить
возможности социокультурного самоопределения
личности, гибко учитывать культурные
запросы и предпочтения населения,
проектировать такие виды и
формы деятельности, в которых
смогут активно проявлять себя
сами субъекты.
Важнейшим
принципом управленческой модели
является реалистичность выдвигаемых
целей. Само существование и
развитие управленческой модели,
ее характер и эффективность
взаимосвязаны с числом субъектов,
их инициативностью, их готовностью
к активной деятельности.
Дефицит
или отсутствие таких субъектов
ставит под вопрос реальность
и целесообразность создания
новых структур деятельности
и управления. Определение их
статуса и функций должно соответствовать
реально программируемым видам
и формам социокультурной деятельности,
организаторскому и творческому
потенциалу их инициаторов и
исполнителей, характеру межсубъектных
отношений.
Типология
ситуаций в социокулыпурной деятельности
Реалистичность
выдвигаемых целей и задач
во многом обусловлена си-туациями,
складывающимися в каждом отдельном
регионе, на каждой территории.
В процессе
сложного взаимодействия, прежде
всего, этно-и культурогенеза
в рамках многополюсной этнокультурной
реальности сформировались территориальные
структуры цивилизованного, а
также этнического уровня.
В процессе
их взаимодействия с учетом
неравнозначности культур разных
этносов объективно сложилась
достаточно устойчивая дифференциация
территорий по культурному признаку
и потенциалу.
Особую значимость
для управления приобретает информация
о социокультурном потенциале (ситуации)
территории как комплексном показателе
исторически сложившихся и обусловленных
современной жизнью условий в
регионе и возможностей его
социокультурного развития.
Сравнение
уровней социально-культурного потенциала,
воспроизводящего определенного
типа ситуацию, позволяет определить
регионы относительного культурного
отставания и, следовательно,
требующие повышенного внимания
соответствующих управленческих
органов, выработки системы мер
по выравниванию ситуации в
социокультурной сфере.
Модели систем
управления, таким образом, должны
соответствовать реально существующим
и формирующимся видам и формам
деятельности и, что не менее
важно, возможным типам ситуаций,
сложившимся в социокультурной
сфере каждой территории. Индексирование
социально-культурного потенциала
территории связано с целым
комплексом организационно-управленческих
решений.
Количественная
и качественная стороны интенсивности
культурной жизни территории, деятельность
организаций и учреждений социокультурной
сферы зависят от материальной
базы, сети учреждений культуры
и ее рационального размещения
в регионе, кадрового обеспечения,
социокультурной мобильности населения,
количества субъектов культурной
деятельности и культурной политики.
Типология
ситуаций, обусловленных социокультурным
потенциалом в регионе, условно
может быть представлена в
четырех вариантах, и каждому
из них предопределяется соответствующая
модель управления.
Вариант
первый. В районе, городе сеть
учреждений культуры разрежена,
их деятельность инертна, население
пассивно, координация деятельности
социокультурных организаций и
учреждений отсутствует, общественность
не консолидирована, мало людей,
готовых и способных выступить
в качестве деятельного субъекта
культурной политики.
Такая ситуация
в настоящее время является
типичной для многих территорий
страны, особенно сельских отдаленных
районов и малых городов и
является следствием диспропорциональной
политики в социокультурном развитии
регионов.
В такой
ситуации исключительно важно
определиться в приоритетах социокультурного
управления, как на общегосударственном,
так и на региональном уровнях.
Прежде всего, необходима концентрация
имеющихся у государства и
регионов ресурсов на "болевых"
точках и, прежде всего, укрепление
или создание единого координирующего
Центра культуры (отдела, комитета
по культуре, либо новой структуры
в виде центра культуры и
досуга), работающего на договорных
условиях.
Второй вариант
обусловлен низкой активностью
деятельности достаточно разветвленной
сети учреждений культуры в
регионе, пассивном проявлении
субъектов культурной деятельности,
за исключением самих управленцев,
достаточно емком и "дремлющим"
потенциале субъектов культурной
политики.
Данная ситуация
предполагает осуществление управленческих
решений направленных на выявление
и использование всего совокупного
ресурсного потенциала территории
и развитие тех видов деятельности,
которые могут быть инициированы
и совместно осуществлены имеющимися
субъектами.
Такой вариант
ситуации в регионе может быть
индексирован и улучшен на
основе формирования оптимальной
социокультурной ситуации за
счет имеющихся не использованных
внутренних возможностей и резервов;
— реализации
культурных программ, которые соответствуют
реальным возможностям социально-культурного
потенциала региона и имеют
потенциальный запас модификации
и расширения видов и форм
деятельности по мере возрастания
творческих ресурсов субъектов
культурной деятельности и политики;
— расширения
материальных и финансовых ресурсов
социокультурной сферы (привлечения
спонсорских, меценатских, коммерческих
поступлений), перераспределения государственных
субсидий в сферу приоритетных
направлений деятельности;
— создания
инициативных творческих групп
(возможно временных) по разработке
целевых, актуальных для региона
социокультурных программ, в состав
которых могут войти субъекты
культурной деятельности как
инициаторы; представители организаций,
объединений, отдельных групп
людей как исполнители и участники;
представители организаций, имеющих
ресурсы и проявляющие коммерческий
и культурологический интерес
к социокультурным программам.