Основные задачи и направления социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:21, лекция

Описание работы

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа. Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Содержание работы

1. Основные термины СКД.
2. Понятияе СКД.
3. Эволюция культурно –просветительной работы
4. Особенности современной социокультурной ситуации.
5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Файлы: 1 файл

лекции по скд.docx

— 124.16 Кб (Скачать файл)

      — выравнивание  социокультурного развития территорий, региона, обмен культурной продукцией  между территориями, регионом и  центром;

      — государственная  поддержка культурной самобытности  регионов, широкого доступа всех  социальных групп к культурным  ценностям;

      — установление  налоговых льгот социокультурным  учреждениям, материальная поддержка  культуры средствами предпринимательской  деятельности, бюджетных и внебюджетных  источников, фондов и ассоциаций, меценатов, спонсоров, юридических  лиц

 

 

 

    6. Принципы формирования  инновационных моделей управления  социокультурной деятельностью.

 

 

 

 

      Стереотипы  административно-командных отношений  в системе управления социокультурной  деятельностью, которые якобы  в рыночных условиях изжиты, продолжают  существовать не только на  бумаге, в нормативных документах, они живы в реальном общении  людей и продолжают воспроизводиться.

      Новый статус  органов и учреждений

      Социокультурная  деятельность в своём развитии  вступила в этап смены основных  парадигм, принципов деятельности  и управления, в этап расширения  горизонта организационных и  финансовых отношений органов   управления и учреждений культуры  с населением, организациями, учреждениями  и предприятиями на местах.

      Отделы культуры, учреждения культуры все решительнее  обретают новый статус, становясь  центрами формирования общественных  культурных инициатив, объединяя  вокруг себя как учреждения  культуры разных ведомств, так  и социальные институты, общественность, на основе договорных партнерских  отношении, конструктивного диалога,  новых деловых связей Органы  и учреждения культуры все  дальше отходят в своей деятельности  от узкоотраслевых принципов  и рамок.

      Динамичность  общественного развития, социальных  и культурных процессов ставит  социокультурные институты в  ситуацию быстрого реагирования  на ситуации, в которых возникает  потребность формирования временных  коллективов, необходимых для  выполнения тех или иных социокультурных  программ и проектов, способных  быстро реализовать сложные социокультурные  технологии.

      Но, определяя  приоритеты в развитии социокультурной  сферы, а особенно модель системы  управления, следует внимательно  отнестись к накопленному опыту  разработки и реализации организационно-управленческих  технологий.

      При формировании  современной модели управления  следует учитывать как минимум  три важнейших фактора:

      Децентрализация  управления предоставила государственным  и частным учреждениям культуры  федерального, регионального и муниципального  уровней право на свободу в  определении содержания социокультурной  деятельности. Оно подкреплено самостоятельностью  в формировании и расходовании  областных и муниципальных бюджетов, свободой предпринимательской, коммерческой  деятельности.

       Отсутствие  программных разработок, обосновывающих  цели  деятельности и средства  их достижения, ясных представлений  о конкретных задачах и об  этапах их решения, о финансовых, материальных и кадровых ресурсах, оборачивается рассогласованностью  их действий, распылением сил  и средств, неэффективностью деятельности.

      Выход из  этого положения возможен при  условии четкого определения  перспектив социокультурного развития  региона, постановки ясных целей  и приоритетных задач, адресного  осуществления социокультурной  деятельности, создания организационно-управленческого  механизма регулирования этой  деятельностью.

      Реорганизация  системы управления социокультурной  деятельностью и разработка инновационной  модели управления будет эффективной  при условии: — соответствия  их глубины социально-экономическим  реформам и рыночным отношениям, правовой и финансовой самостоятельности  всех субъектов деятельности, демократическим  свободам, творческой независимости  личности;

      — соответствие  модели управления реальным условиям  и сложившейся ситуации в социокулътурной  сфере (социокультурное своеобразие  региона, уровень развитости культурного  потенциала населения, уровень  готовности субъектов культуры  реализации новаций, ресурсный  потенциал, кадровая обеспеченность  и т.д.):

      — осознание  работниками социокультурной сферы  всех уровней объективного сформировавшейся  парадигмы — модель управления  социокулътурной деятельностью  разрабатывается не верхними  звеньями управления, а нижними  с участием тех субъектов, чьи  интересы затрагивают управленческие  преобразования.

      Важнейшим  звеном инновационной (оптимальной)  модели управления являются субъекты  культурной деятельности.

      Субъект  деятельности как субъект   управления

      Субъектами  социокультурной деятельности —  выступают лица, проживающие в  регионе, способные своей инициативой  и самостоятельностью объединить  вокруг себя людей и направить  их усилия на решение конкретных  программ сохранения исторической  и культурной среды, памятников  истории и культуры, работы с  детьми и подростками в жилом  секторе, экологии культуры и  других акций и проектов социально-культурного  значения.

      Наиболее  продвинутая часть субъектов  культурной деятельности способна  выступать в более сложном  статусе — как субъекты культурной  политики.

      Таким образом,  управление социокулътурной сферой  представляет собой деятельность  одних людей по управлению  деятельностью других людей, о  чем говорилось в предыдущих  параграфах. Такая модель управления  в социокультурной сфере характеризует  принципиально новое качество  управления, которое свойственно  только данной сфере.

      Социокультурная  сфера в регионах сегодня нуждается  в создании надежной базы для  реализации механизмов саморазвития  и утверждения такой управленческой  модели, которая обеспечивала бы  существенные изменения соотношения  государственной и местной (как  муниципальной, так и негосударственной)  инициативы при решении актуальных  региональных проблем.

      Изменения  такого рода говорят о существенном  расширении состава активных  и самостоятельных субъектов  культурной деятельности и культурной  политики, к которым можно отнести  руководителей творческих союзов  и ассоциаций, общественных фондов  и самодеятельных объединений,  религиозные и национально-культурные  общества, физические юридические  лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью в сфере культуры.

      Широкий  круг субъектов культурной деятельности  и субъектов культурной политики  позволяет максимально расширить  возможности социокультурного самоопределения  личности, гибко учитывать культурные  запросы и предпочтения населения,  проектировать такие виды и  формы деятельности, в которых  смогут активно проявлять себя  сами субъекты.

      Важнейшим  принципом управленческой модели  является реалистичность выдвигаемых  целей. Само существование и  развитие управленческой модели, ее характер и эффективность  взаимосвязаны с числом субъектов,  их инициативностью, их готовностью  к активной деятельности.

      Дефицит  или отсутствие таких субъектов  ставит под вопрос реальность  и целесообразность создания  новых структур деятельности  и управления. Определение их  статуса и функций должно соответствовать  реально программируемым видам  и формам социокультурной деятельности, организаторскому и творческому  потенциалу их инициаторов и  исполнителей, характеру межсубъектных  отношений.

      Типология  ситуаций в социокулыпурной деятельности

      Реалистичность  выдвигаемых целей и задач  во многом обусловлена си-туациями, складывающимися в каждом отдельном  регионе, на каждой территории.

      В процессе  сложного взаимодействия, прежде  всего, этно-и культурогенеза  в рамках многополюсной этнокультурной  реальности сформировались территориальные  структуры цивилизованного, а  также этнического уровня.

      В процессе  их взаимодействия с учетом  неравнозначности культур разных  этносов объективно сложилась  достаточно устойчивая дифференциация  территорий по культурному признаку  и потенциалу.

      Особую значимость  для управления приобретает информация  о социокультурном потенциале (ситуации) территории как комплексном показателе  исторически сложившихся и обусловленных  современной жизнью условий в  регионе и возможностей его  социокультурного развития.

      Сравнение  уровней социально-культурного потенциала, воспроизводящего определенного  типа ситуацию, позволяет определить  регионы относительного культурного  отставания и, следовательно,  требующие повышенного внимания  соответствующих управленческих  органов, выработки системы мер  по выравниванию ситуации в  социокультурной сфере.

      Модели систем  управления, таким образом, должны  соответствовать реально существующим  и формирующимся видам и формам  деятельности и, что не менее  важно, возможным типам ситуаций, сложившимся в социокультурной  сфере каждой территории. Индексирование  социально-культурного потенциала  территории связано с целым  комплексом организационно-управленческих  решений.

      Количественная  и качественная стороны интенсивности  культурной жизни территории, деятельность  организаций и учреждений социокультурной  сферы зависят от материальной  базы, сети учреждений культуры  и ее рационального размещения  в регионе, кадрового обеспечения,  социокультурной мобильности населения,  количества субъектов культурной  деятельности и культурной политики.

      Типология  ситуаций, обусловленных социокультурным  потенциалом в регионе, условно  может быть представлена в  четырех вариантах, и каждому  из них предопределяется соответствующая  модель управления.

      Вариант  первый. В районе, городе сеть  учреждений культуры разрежена,  их деятельность инертна, население  пассивно, координация деятельности  социокультурных организаций и  учреждений отсутствует, общественность  не консолидирована, мало людей,  готовых и способных выступить  в качестве деятельного субъекта  культурной политики.

      Такая ситуация  в настоящее время является  типичной для многих территорий  страны, особенно сельских отдаленных  районов и малых городов и  является следствием диспропорциональной  политики в социокультурном развитии  регионов.

      В такой  ситуации исключительно важно  определиться в приоритетах социокультурного  управления, как на общегосударственном,  так и на региональном уровнях.  Прежде всего, необходима концентрация  имеющихся у государства и  регионов ресурсов на "болевых"  точках и, прежде всего, укрепление  или создание единого координирующего  Центра культуры (отдела, комитета  по культуре, либо новой структуры  в виде центра культуры и  досуга), работающего  на договорных  условиях.

      Второй вариант  обусловлен низкой активностью  деятельности достаточно разветвленной  сети учреждений культуры в  регионе, пассивном проявлении  субъектов культурной деятельности, за исключением самих управленцев,  достаточно емком и "дремлющим"  потенциале субъектов культурной  политики.

      Данная ситуация  предполагает осуществление управленческих  решений направленных на выявление  и использование всего совокупного  ресурсного потенциала территории  и развитие тех видов деятельности, которые могут быть инициированы  и совместно осуществлены имеющимися  субъектами.

      Такой вариант  ситуации в регионе может быть  индексирован и улучшен на  основе формирования оптимальной  социокультурной ситуации за  счет имеющихся не использованных  внутренних возможностей и резервов;

      — реализации  культурных программ, которые соответствуют  реальным возможностям социально-культурного  потенциала региона и имеют  потенциальный запас модификации  и расширения видов и форм  деятельности по мере возрастания  творческих ресурсов субъектов  культурной деятельности и политики;

       — расширения  материальных и финансовых ресурсов  социокультурной сферы (привлечения  спонсорских, меценатских, коммерческих  поступлений), перераспределения государственных  субсидий в сферу приоритетных  направлений деятельности;

       — создания  инициативных творческих групп  (возможно временных) по разработке  целевых, актуальных для региона  социокультурных программ, в состав  которых могут войти субъекты  культурной деятельности как  инициаторы; представители организаций,  объединений, отдельных групп  людей как исполнители и участники;  представители организаций, имеющих  ресурсы и проявляющие коммерческий  и культурологический интерес  к социокультурным программам.

Информация о работе Основные задачи и направления социально-культурной деятельности