Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:40, дипломная работа
Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Описать существенные структурные, количественные и качественные особенности отношения к деньгам.
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ КАК ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Дипломная работа
Содержание
Введение 4
Раздел 1. Теоретические основы анализа отношения к деньгам как ценности 11
Раздел 2. Современные ценностные ориентации молодежи 39
Раздел 3. Изучение отношения к деньгам как ценности 51
Заключение 75
Список литературы 77
Актуальность темы определяется, с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике страны, и требованиями к высокой экономической эффективности граждан, а с другой - необходимостью учитывать социальные феномены отношения к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое поведение. Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. От экономических представлений о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки переходят к изучению специфических особенностей отношения людей к деньгам. В социологии такими особенностями являются монетарные ценности, потребности, мотивы, социальные установки, а также экономическое мышление и экономические представления.
Отношение граждан к деньгам - существенная детерминанта экономического роста нации, и учитывается, например, Всемирным банком реконструкции и развития при выделении финансовой помощи развивающимся странам. Монетарные отношения являются серьезным фактором, воздействующим на психическое здоровье и на взаимоотношения между людьми. Согласно современным концепциям постиндустриального общества, преодоление экономических ограничений социума возможно не через трансформацию социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной эволюции людей, личностного роста. Однако исследований взаимосвязи личностного роста и отношения к деньгам не проводилось.
Степень научной разработанности. Исследования, проведенные В.В. Новиковым, С.И. Ериной и др., показывают, что монетарное поведение зависит как от происходящих социальных изменений, так и от индивидуально-психологических особенностей людей. В современных научных работах выделяется проблема формирования «гармоничных отношений» к деньгам, ставится вопрос о процессах экономической социализации и задачах экономического воспитания. Поэтому рассматриваемая проблематика оказывается важной для каждой российской семьи, заинтересованной в воспитании экономически эффективного и личностно зрелого человека1.
Отношение к деньгам взаимосвязано с потребительским поведением и часто его определяет. Личностная зрелость как один из критериев типологизации потребителей широко используется за рубежом в маркетинге стилей жизни, является одним из критериев социальной стратификации2.
Формирование
в России с 90-х гг. ХХ в. новых социально-экономических
отношений ставит проблему адаптации
к рынку зрелых людей, у которых
экономическое сознание формировалось
при социализме. Трансформация экономической
среды, возникновение различных
форм собственности, финансовое расслоение
общества приводит к дифференциации
экономического сознания и экономических
отношений, в том числе к появлению
различных социально-
Ряд отечественных и зарубежных социологов - С. Московичи, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина, В. Зелизер и др. обращают внимание на то, что отношение к деньгам изменяется по мере развития личности и самоактуализации4.
Исследование денег как социокультурного феномена традиционно включает два базовых подхода: во-первых, анализ денег как экономического и рыночного, внесоциального феномена, экспансия которого оказывает существенное воздействие на социальные связи5. Этот подход можно проследить по работам К. Поланьи, Дж. Коулмена, Э. Гидденса, отчасти - Г. Зиммеля и др.6 Во-вторых, деньги рассматриваются как продукт развития социальных отношений и связей и по существу не столько экономический, сколько социальный феномен.
Ценностные ориентации составляют существенный элемент структуры личности, в значительной мере определяют содержание ее мировоззрения, мотивы поведения, характер восприятия и оценки явлений как материальной, так и духовной жизни общества.
Ценностные ориентации рассматривали Н.О. Лосский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Г.Олпорт.7
Проблема денег, обуславливающая ценностные ориентации студентов, необычайно остра. Происходит смещение в системе жизненных ценностей студентов, переосмысливается значимость денег в жизни.
Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования, определило цель, задачи, объект и предмет исследования.
Цель работы: выявление и описание особенностей отношения к деньгам в современном обществе.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ основных социологических подходов в исследовании отношений к деньгам.
2. Выделить социальные характеристики и параметры отношения к деньгам.
Объектом исследования выступают деньги как социально-экономическое явление.
Предмет исследования заключается в выявлении особенности отношения к деньгам молодежи как ценности.
Гипотеза исследования: Происходящие в личности студента изменения, обусловленные личностным ростом, приводят к снижению ценности денег как таковых и как фактора престижа. При этом повышается уровень значимости денег в целях удовлетворения духовных потребностей, самоактуализации, где в мотивах расходования денег в большей степени представлены ценности творчества, познания, саморазвития, альтруистической помощи другим людям.
Теоретико-методологической основой проведенного исследования явились системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы и методы анализа, позволяющие достаточно полно понять феномен ценностных ориентаций и роль денежных отношений в их формировании у студентов посредством базовых положений диспозиционной концепции В.А. Ядова применительно к изучению социальных особенностей монетарных отношений, а также теории личностного развития (Маслоу А., Анцыферова Л.И.).. Большое значение для формирования взглядов автора имели теория зарождения количественной теории денег Д. Юма, о роли денег как «колесе обмена» А. Смита, отождествление законов металлического и бумажно-денежного обращения в трудах Д. Риккардо, сущность происхождения денег и закономерности денежного обращения в трудах К. Маркса8.
Эмпирическую базу исследования составили данные авторского исследования проведенного в 2012 году. Генеральная совокупность - студенты специальностей «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» 1-5 курсов академии экономики и управления ТГУ им. Г.Р.Державина, серийная (гнездовая) выборочная совокупность, которая заключается в следующем: группы отбираются случайным образом, а внутри них проводится сплошной опрос. Выборочная совокупность составила 210 респондентов. Метод социологического исследования - анкетирование. Полученные данные были обработаны в SPSS 11.5 for Windows.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов «Экономическая социология», «Социология личности» и других. Полученные результаты являются востребованными в деятельности финансовых организаций: банков, страховых и инвестиционных компаний, а также любыми предприятиями при изучении и управлении поведением потребителей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценностные
ориентации молодежи являются
интегрирующее -терминальным
2. Монетарное поведение, базирующееся на социальных нормах, детерминировано рядом факторов: культурно-информационными стереотипами; социальным положением индивида; индивидуальными потребительскими и сберегательными привычками, сформированными в семье; характером источников дохода и назначением этих денег; спецификой отношений между субъектами товарно-денежных отношений.
3. Знание и учет социологических аспектов потребностей и мотивов в сфере товарно-денежных отношений человеческого взаимодействия поможет избежать таких неблагоприятных феноменов современной общественно-экономической жизни, как массовое уклонение от уплаты налогов, валютная паника и нерациональное хранение или использование денежных средств.
4. Развитие товарно-денежных отношений и их отражение в ценностных ориентациях молодежи определяется рядом относительно суверенных, не сводимых друг к другу факторов: утверждение новых механизмов адаптации молодежи к рыночным отношениям; пропагандой престижного поведения образцов, прямо связанных с товарно-денежными отношениями, в том числе и с масмедиа в системе высшего образования; высокой ролью механического символьного подражания в молодежной среде, причем эталоном образца являются, представители экономических и финансовых элементов.
5. Обратной стороной бытия современных товарно-денежных отношений является растущая критика альтернатив, включая ранее бесспорные образцы бескорыстной духовности и духовной коммуникации вообще, альтруизма, любви и приоритет гуманизма в повседневном общении.
6. Студенты подчеркивают, что деньги являются условием совместного времяпрепровождения и осуществления совместной деятельности, личность сверстника оценивается в ряде случаев с точки зрения наличия или отсутствия у нее денег. Можно выделить специфику направленности ценностных ориентаций студентов в отношении денег, которые проявились в следующем: преобладают мотивы и желания путешествовать и возможность заниматься любимым делом, творческой самореализацией, т.е., духовные потребности; генерализация возможностей денег как средства; доминируют установки на рациональное потребительское поведение; проявляется установка к зарабатыванию денег в ситуации их отсутствия.
Апробация работы проходила на студенческой научной конференции в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина в апреле 2012 года, а также в процессе обсуждения на кафедре теоретической и прикладной социологии университета.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
На позиции
автора особое влияние оказали идеи
К. Маркса о том, что деньги и товарно-денежные
отношения являются специфической
и универсальной ценностью, ценностью
ценностей денег как
В начале двадцатого века сформировалась самостоятельная теоретическая дисциплина - аксиология, наука о ценностях.
В философский лексикон понятие ценности вводится в 60-х годах девятнадцатого века.
Классиками аксиологии считаются философы В.Виндельбанд, Г.Риккерт, М.Шелер,Н.Гартман и др.9
Значимость ценностей в жизни личности и общества была осознана, однако, еще античными философами. Сократ рассматривал ценности с точки зрения истинности и заблуждения. В своих беседах и дискуссиях с учениками он искал ответ на вопрос: что есть справедливость, прекрасное, доброе.
При этом
он не сомневался, что знание добродетели
- непременное условие
Уже в античной философии складываются различные теоретико-ценностные концепции. Древнегреческие мыслители пришли к пониманию того, что существует единое ценностное начало, которое объединяет понятия доброе, прекрасное, истинное. У Платона в качестве такого начала выступает «благо», являясь интегрированным понятием красоты, соразмерности и истины.10 Он дает одну из первых аксиологических классификаций - иерархию элементов, составляющих благо. Платон выявляет существенные моменты ценностного мироотношения, его многообразие и единство, диалектику единичного и общего, сущности и явлений, материального и идеального, движения к идеалу.11 Рассмотрение ценности с точки зрения истины и заблуждения - это гносеологический подход, который со времен Сократа продолжает сохраняться.
Аристотель связывает прекрасное с целесообразностью. У него любая ценность есть ценность для чего-то и для кого-то. Аристотель дает подробную классификацию блага и благ и при этом сознательно оперирует понятием «ценность» и связанными с ними «ценимое» и «ценное». Ценимым он называет благо божественное, самое лучшее, например, душу, ум, то, что изначальное, первопринцип и т.п.
Аристотель
предвосхищает деление
Информация о работе Особенности отношения к деньгам как ценности в современном обществе